Особняк Рябушинского в Москве, наверное, одно из самых известных мест, куда стремятся попасть все любители архитектуры, в частности модерна. Поэтому в свою первую поездку в столицу это историческое здание посетил и я.
Сейчас в доме находится музей Горького, поэтому попасть сюда не проблема. Мы пришли и купили билет на месте. Самое впечатляющее в интерьере встретило нас практически на входе. Это великолепный светильник, который является частью парадной лестницы.
Как нам сказали в музее, у архитектора была такая задумка, что светильник изображает сразу трёх живых существ - медузу, черепаху и кого-то ещё (забыл уже). Медузу, я думаю, видят все. А вот черепаху можно рассмотреть со второго этажа.
Особняк был выстроен в 1900-1903 годах по заказу банкира и фабриканта С.П. Рябушинского.
Степан Павлович был также большим любителем и знатоком искусства, поэтому строительство дома было поручено его близкому другу - архитектору Ф. Шехтелю, который полностью спроектировал здание и создал его интерьеры.
В этом доме С.П. Рябушинский держал знаменитую реставрационную мастерскую икон.
В 1917 году Рябушинским пришлось эмигрировать, часть собрания старообрядческих икон была передана в Третьяковскую галерею.
С 1919 года здесь располагался Госиздат, с 1925 по 1931 - Всесоюзное Общество культурных связей с заграницей. Какое-то время здесь был детский сад, в который ходил Василий Сталин.
В 1931 году Сталин предоставил особняк в распоряжение Максима Горького.
Живность на колонне поближе.
В 1965 году здесь открылся музей, посвященный писателю. Все информационные таблички в помещениях рассказывают о Максиме Горьком. Поэтому гулять далее мы с вами далее будем по дому Горького.
Спальня - самая тихая комната с окном, выходящим в сад. В помещении находится спальный гарнитур, который не отражает вкусов Горького. Он был случайно приобретён при меблировке его дома.
По просьбе писателя была повешена угловая книжная полка, на которой расставлялись книги для ежедневного вечернего чтения.
Единственная роскошь в комнате - японский шкафчик (справа на фото), в котором находятся предметы из восточной коллекции и сувениры; а также деревянные фигурки, вырезанные Л. Леоновым - Бурыга и Яков Пигунок, персонажи его ранних рассказов и другое.
Изначально эта комната проектировалась Шехтелем как малый кабинет.
Необычная дверная ручка.
Далее мы с вами попадаем в кабинет.
В этой комнате писатель проводил утренние часы с девяти утра до двух дня, отводя самое продуктивное время для работы над своими произведениями.
Эта комната более других отражает вкусы Алексея Максимовича. Рабочий стол сделан по его заказу. Кабинет был похож на рабочие комнаты писателя, там, где он жил - в Сорренто, Тессели в Крыму, на подмосковной даче.
"Казалось, что он возит свою рабочую комнату с собой" - вспоминал С.Я. Маршак.
Праздников и выходных у Горького почти не было. Только очень важные причины могли нарушить строгий распорядок дня. писателя Самодисциплина и организованность вели к высокой работоспособности. Результатом стали 25 томов только художественных произведений, не считая статей и писем.
В шкафах над камином и возле него размещена крупнейшая горьковская коллекция работ восточных резчиков по кости XVIII - XX веков. Писатель всю жизнь коллекционировал различные предметы искусства, многие из которых он подарил музеям и отдельным лицам. Горький хотел, чтобы заключённая в них энергия порождала новую волну творчества.
Рядом со шкафами - китайская мебель: резной стол, два табурета и кресло у стола. Всё это - совместный подарок Горькому от семьи писателя А.Н. Толстого, разыскавшего их по просьбе Н.А. Пешковой у антикваров.
Далее мы с вами попадаем в вестибюль особняка Рябушкинского. То есть в то место, где был парадный вход.
Это самое печальное место особняка, потому что в этих двух шкафах Максим Горький спрятал от нас с вами прекрасные витражные композиции, которые показались ему неуместными. Вообще но не очень любил этот особняк сначала, потому что считал его для себя чересчур богатым. А буржуев он в прицнипе не жаловал, потому и сам старался жить скромно.
Так вот, в застенках этих шкафов и замурованы произведения искусства. Но в настоящее время явить миру их нельзя. Потому что шкафы являются музейной ценностью (вещами Максима Горького). Их нельзя трогать (разобрать и перенести). В связи с чем витражи и скрыты от глаз, но они там есть. Специалисты проверяли.
Идея архитектора Шехтеля была такая
Фотография 1903 - 1905 годов представляет первоначальное убранство вестибюля, разделённого двумя прозрачными витражными ширмами в виде богомолов, распустивших крылья, и поддерживающих в лапках светильники с плафонами в виде гроздьев винограда.
По моему мнению шкафы ничто в сравнении с красотой, которая нам недоступна. Я за то, чтобы шкафы просто убрали. Как и пластиковый стенд слева. И тогда, представляете, какими яркими красками заиграло бы пространство! Оно стало бы такой же изюминкой как и модерновый светильник на парадной лестнице.
Ещё пара необычных дверных ручек.
Теперь мы с вами оказались в библиотеке, одной из самых красивых комнат этого дома.
Образы сада с прудом, водного и надводного царств - главная тема декора. Потолок покрыт уникальной ручной лепкой. В картуше, как и в раме, живописный плафон с жёлтыми хризантемами (образ солнца) на фоне голубого неба.
Плафон подписан именем известного художника-декоратора начала XX века А.А. Томашко, одного из последних учеников Ильи Репина (1902 год).
Но близко не подойти, потому этого не увидеть.
По стеблю ползёт улитка.
Изгибы окна.
Двигаемся далее.
Обращаем внимание на красивейшие десюдепорты (украшения над дверью).
Поближе.
Вид на прикрытую дверь. Видны красивые стекла.
Перемещаемся в столовую (гостиную) - самую большую комнату в доме.
Здесь проходили встречи Горького с многочисленными гостями, прежде всего писателями, людьми искусства.
В этом помещении не один раз собирался Оргкомитет I съезда писателей. Горький был председателем писательского союза, имея членский билет №1. В стенах этого дома побывали все известные писатели 1930-х годов. Были даже иностранцы - Б. Шоу, Р. Роллан, и другие.
Фотография несохранившегося интерьера гостиной (камина).
На его месте (на фото справа) сейчас стоит диван (фотография в противоположную сторону - от выхода в холл).
Заглянем с вами в секретарскую, бывший хозяйственный кабинет.
Секретарские обязанности у Горького исполняли М.А. Пешков - сын писателя и П.П. Крючков - издательский работник, юрист по образованию. Сюда поступала и отсюда отсылалась многочисленная корреспонденция Горького. В настоящее время учтены свыше 40 000 корреспондентов Горького, среди которых много иностранных писателей.
Теперь поднимаемся по парадной лестнице и идём с вами на выставку, которая посвящена жизни Максима Горького. По пути встречаем ещё одну красивую дверь.
Первое выставочное пространство.
В этом доме Максим Горький провёл последние 5 лет жизни (с 14 мая 1931 года до конца июня 1936 года).
Второе выставочное пространство.
Здесь находятся документы, личные вещи Горького, его переписка и многое другое. Подробно я на этот раз (как обычно делаю в музеях) не всматривался в артефакты, потому что пришёл сюда, по большей части, чтобы посмотреть интерьеры особняка Рябушинского.
И посмотреть было на что!
В самом конце нашей прогулки по зданию мы посетили молельную комнату.
Это помещение было одним из центров дома Ст.П. Рябушинского. Ф.О. Шехтель построил дня него своего рода "домашний храм".
Рисунок паркета отражает лучи солнца, проникающего сверху.
Модерн Шехтеля в старообрядческой молельной Рябушинского - это сложное художественное единство символов и цветовых решений.
Старая фотография молельни.
На том же этаже (третьем) в небольшом помещении размещена документальная экспозиция, посвящённая Рябушинским.
Фамильное захоронение Рябушинских не сохранилось. Было уничтожено в советское время.
Очень хотелось бы посетить виллу Рябушинских "Чёрный лебедь". О её существовании я узнал на этой выставке.
На этом наша прогулка по зданию закончена!
Очередной объект обязательный к посещению в Москве!
Адрес: Малая Никитская ул., д. 6/2с6
Координаты: 55.758162, 37.596316
Если вам интересно узнавать о подобных местах, то ставьте лайки (чтобы моя заметка не исчезла из рекомендаций)! Рассказывайте друзьям о моём блоге! Подписывайтесь на канал!
Поддержать автора (на развитие краеведческого проекта)
2202 2035 0221 4457 (Сбербанк, Еверзов Олег Андреевич)
Впереди будет много интересного со схемами, картами и координатами!