Найти тему

«Если нет репетитора — не будет хорошего результата»

Оглавление

Репетиторы стали неотъемлемой частью образования современной молодежи. Изучение языков, подготовка к экзаменам, объяснение школьной программы — на всё это тратится огромное количество денег.

Необходимость или затянувшийся тренд? Ответ на этот вопрос в интервью Александры Мокеровой.

Екатерина Чучкалова — выпускница института филологии МПГУ, репетитор ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Глава I. Репетитор не учитель!

Существует негласное правило, что школьные учителя не могут быть репетиторами у собственных учеников. Как вы думаете, это правильно или нет?

— Я против такого правила, но не хочу быть категоричной — если кто-то его разделяет, то, безусловно, это его право. Каждый учитель вырабатывает свою методику преподавания, и осуждать ее я считаю непозволительным. Главное — правильно выстроить вектор отношений между учителем и учеником и не позволять репетитору каким-либо образом «выделять» ребёнка среди других.

Какие преимущества у репетитора по сравнению со школьным учителем?

— Конечно, работать с одним учеником или мини-группой намного проще, чем с одним или несколькими классами. В случае с частными уроками возможен и тот самый индивидуальный подход, который любят предъявлять учителю, и сил, как мне кажется, затрачивается намного меньше. Конечно, очень много ребят ценят и труд учителей, и работу репетитора. Но часто бывает иная ситуация, когда репетитор получает более трепетное к себе отношение.

Репетитор или онлайн-школа? Кого лучше выбрать?

— Мне кажется, однозначного ответа на этот вопрос нет. Выбор зависит от самого ученика и от его предпочтений. Если ему комфортно заниматься один на один с репетитором, то он выберет индивидуальные уроки. Если ему подходит формат онлайн-вебинаров и онлайн-общения с куратором, то тогда он остановится на онлайн-школе.

-2

Глава II. Репетитором становится не каждый

49% россиян пользуются услугами репетиторов, сообщает skillbox. Почему сейчас так сильно востребованы репетиторы для подготовки к ЕГЭ? Школьные учителя недостаточно компетентны или это влияние низких зарплат?

— Репетиторы сейчас очень востребованы, потому как сложилось такое мнение «если нет репетитора — не будет хорошего результата». Поэтому многие занимаются для успокоения души и потому что это непременный компонент успеха, хотя есть дети, которые могут своими силами подготовиться ко всем экзаменам. Ещё, конечно, лень определяет такую бешеную популярность. Вместо того, чтобы самостоятельно покопаться в интернете, ознакомиться с требованиями ФИПИ, ученик перекладывает этот лишний груз на репетитора.

В Совете Федерации хотят урегулировать деятельность репетиторов, так как в интернете много онлайн-курсов от неквалифицированных специалистов. Нужно ли репетитору иметь высшее образование, чтобы предоставлять свои услуги?

— Репетитор должен обладать законченным высшим или хотя бы учиться на специальности, связанной с тем предметом, который он преподает. В идеале, конечно, нужно проверять каждого репетитора, заявившего о себе в интернете, на профпригодность.

В России также выросло количество студентов-репетиторов. Для студентов это больше способ заработать деньги на собственных знаниях или желание помочь ученикам, которые проходят тот же путь, что и они когда-то?

— И то, и другое. Конечно, идеальный вариант — студент не должен ставить во главу угла только материальную выгоду. Скажу о себе: когда я начинала свой преподавательский путь, меня финансовая сторона вопроса интересовала меньше всего. В первый год я вообще не брала денег за уроки, а в следующие годы устанавливала мизерную стоимость, потому что было неловко брать больше. Я оправдано считала себя человеком, который не имеет право брать много, потому что у меня не было оконченного высшего образования и большого опыта работы.

-3

Как помочь родителям выбрать квалифицированного репетитора? На что стоит обращать внимание?

— Стоит поговорить с репетитором и обратить внимание на то, как он общается по телефону и в чате. Во многом по его формулировкам и наличию в них ошибок (если мы выбираем репетитора по русскому языку и литературе), можно установить степень его профессионализма.

Репетиторы предоставляют знания по своей методике, не вызывает ли это проблем у учеников с педагогами в школе?

— Нужно уточнить: о каких методических знаниях идет речь? Многим общепринятым образовательным стандартам следуют как учителя, так и репетиторы. Если мы говорим о личных нововведениях репетитора, то, как мне представляется, он должен уточнять: каким требованиям придерживается ученик. В соответствии с этим репетитор должен вырабатывать такие методические установки, которые не будут противоречить представлениям учителя.

-4

Глава III. Зона ответственности

К экзаменам можно подготовиться самостоятельно. Нет ли риска, что у ученика возникнет зависимость от репетитора и он перестанет быть самостоятельным?

— Конечно, такой риск есть. Сейчас существует такая тенденция — многие родители или ученики считают, что наличие репетитора гарантирует заветные 100 баллов, потому он должен быть обязательно. Хотя следует помнить, что дополнительные занятия с репетитором должны быть острой необходимостью. Порой ученик может сдать все экзамены на 90+ собственными силами. Но мысль о том, что репетитор — непременный компонент успеха на экзамене, мешает ему верить в себя и свои возможности. Поэтому отдаются огромные, иногда и даже чуть ли не последние деньги на частные уроки. Я всегда стараюсь тестировать ученика на первом занятии, чтобы понимать: а точно ли ему нужна помощь или это, скорее, навязанная идея.

Должен ли репетитор брать на себя ответственность в результате, если, например, ученик решил сдавать ЕГЭ по литературе и в 11 классе пришел и сказал «я не читал ни одно произведение целиком»?

— Конечно, репетитор берет ответственность за результат. Но, мне кажется, в этом случае работает формула «50 на 50», где обе стороны должны работать одинаково над тем, чтобы получить 100 баллов. Поэтому репетитор, когда соглашается взять под своё крыло такого ребёнка, должен грамотно выстраивать нагрузку и формат занятий с ним.

У кого ответственности больше: у репетитора или школьного учителя?

— Каждый должен осознавать, что его степень ответственности высока, потому, как бы громко это ни звучало, решается судьба человека — будущего или не будущего студента. Отдача должна быть максимальной как у репетитора, так и у учителя.

-5

Что делать, если родители обвиняют репетитора в неудовлетворительном результате экзаменов своего ребёнка?

— Если мы рассматриваем тот вариант, что репетитор — профессионал своего дела и просвещенный в вопросах экзаменов человек, а причиной низкого балла стало небрежное отношение ученика, то в течение всего времени занятий нужно быть на связи с родителями. Чтобы они имели представление о том, как ведётся подготовка, какая успеваемость у их ребёнка. В таком случае взрослые будут обладать реальным взглядом на успехи своего чада и не построят ложных иллюзий и, возможно, даже смогут помочь репетитору в мотивации.

Репетиторы – это проблема или потенциал образовательной системы?

— Репетиторы — это и проблема, и потенциал образовательной системы. Во-первых, их наличие складывает определённое мнение по отношению к школе и школьным учителям. Как правило, ребенок небрежно относится ко всему тому, что ему дают на уроках, поскольку понимает, что у него есть подушка безопасности в виде личного занятия с репетитором. С другой стороны, репетитор — это потенциал, потому что ими, как правило, становятся молодые люди, студенты университетов, которые решили применить и передать приобретенные знания и получить хоть какой-то доход и которые впоследствии продолжают свою педагогическую деятельность в школах и в других учебных заведениях.