Вступление:
Почему я начну с юродства, когда речь должна будет зайти о обзоре романе Маркиза Де Сада «Жюстина, или несчастья добродетели»? Есть ли там юродство? Есть, но не с небольшим «НО»! И это «НО» тесно переплетается с романом-воспитанием, а если точнее пародией на него. Чтобы не запутаться, я постараюсь максимально аккуратно обрисовать несложную, но довольно оригинальную мысль, которую я собираюсь раскрыть далее, а, т.е – «Жюстина» - произведение, где главная героиня является юродивой, при этом не имея на пазухой Бога (или добропорядочного волшебного помощника).
Развитие 1:
Мы имеем (чаще конечно её имеет, кто-то другой) главную героиню – Жюстину, у которой погибают родители, (почти как у Гарри Поттера) она теперь покинутая и брошенная всем миром. Что она делает? Правильно – ищет помощь. Под помощью мы подразумеваем – службу и крышу над головой. Другими словами она пытается найти волшебных помощников, которые, конечно же, всегда находятся, и даже дают Жюстине и жильё и службу, но к этим благам, всегда (99% случаев в романе) прибавляется сексуальное рабство, не соответствующее религиозному мировоззрению героини. Таким образом, мы видим волшебных помощников, у которых нет цели, улучшить благополучии героини.
А какая у них цель? Их цель – удовлетворение своих извращённых, плотских утех, оправдывая их научными открытиями. Взгляды на жизнь у Жюстины кардинально отличаются, от мировоззрения всех остальных, из-за чего она выглядит сумасшедшей, т.к её религиозное сознание ВСЕГДА усложняет путь и подвергает её смертельной опасности, именно поэтому она является юродивой, на фоне большинства людей, а поскольку другие люди и есть её волшебные помощники, то вероятно по этой причине Бог ей не помогает.
• Но почему волшебные помощники ведут себя именно таким образом, и откуда у них взялось такое мировоззрение? Чтобы на это ответить нужно, посмотреть на них, как на обычных людей, а не как на архетипы.
Начнём с того, что плохие люди окружающие Жюстину – это зажравшиеся феодалы или блатные аристократы, это класс, который в данный временной период понимают, что скоро развлечениям может прийти конец, т.к во время написания романа (это 1787 год) уже существуют все предпосылки на французскую буржуазную революцию, которая должна положить конец феодальному беспределу, но данный переворот произойдёт лишь через два года, а закончится только в 1794 году, исходя из чего необходимо насладиться тем, что скоро могут отобрать, поэтому их распутства настолько безумны.
У этих феодалов был свободный досуг, на котором они не только занимались грязными вещами, но и просвещением. Поэтому свои «делишки» они оправдывали гедонизмом и атеизмом, приправленными научными открытиями, что привело к тому, что данные персонажи не чувствуют вины за свои поступки. Люди, воспитанные в таких условиях, где гадости оправдываются наукой, не могут вырасти нормальными, если на этом строиться основной акцент воспитания.
Развитие 2:
Почему же «Жюстина, или несчастья добродетели» является пародией на роман-воспитание? Как я уже говорил выше, основной контингент произведения воспитан на безнравственных идеях, а Жюстина, следовательно, на нравственных, но с точки зрения религиозности, однако на фоне нравов феодалов, много чего покажется более нравственным.
Теперь с феодалов сместим свой основной акцент на Жюстине. В романе-воспитании герой или героиня совершают, как можно больше правильных дел, что приводит их к Happy End. Но в книге мы видим, как все добрые дела Жюстины не награждаются ни в моменте, ни в конце произведения, что говорит о трагической комичности данной ситуации, свойственной такому явлению, как – пародия.
Развитие 3:
Подводя итоги, мы можем сказать, что всё произведение в целом является большой насмешкой. Во-первых – юродивая с волшебными помощниками-извращенцами-атеистами, (которые думают лишь о своей выгоде) пытающаяся совершать правильные поступки, со сразу же обречённым концом без Happy End. Во-вторых, роман-воспитание, где нравственные поступки не поощряются, а наоборот пресекаются.
И что мы видим? Произведение, где хорошим человеком быть постыдно, если смотреть на философские измышления второстепенных героев, и на конец, который через определенные действия, привёл Жюстину на «мойку». Это подтверждает, что быть приличным человеком в книгах Де Сада быть – порочно.
Но постойте, не нужно кидаться фекалиями на автора за такой посыл. Наш Маркизушка не от «балды» написал произведение с подобным посылом. Автор (великий) – это всегда результат творения времени и социально-экономической формации, в которой он проживает. Какое время такое и произведение.
«Но почему же тогда каждый проходимец в романе является сексуальным маньяком? Это нереалистично». Я соглашусь каждый проходимец в то время не мог быть маньяком, т.к маньяки – это всегда малая группа от всего населения. Маркиз Де Сад и не работал в направлении – реализма, поэтому упреки в «нереалистичности» выглядят очень натянутыми. Автор работал в классицизме (где всегда однозначно есть либо плохой, либо злой герой).
Искусство не должно нести ни добро ни зло, оно вообще никому ничего не должно поэтому нельзя отрицать гениальность Де Сада и упрекать за безнравственный посыл романа. Если бы автор был простым порнографом своего времени, мы сейчас не знали бы кто это такой, (он явно не единственный, кто писал про секс) поэтому относитесь к искусству и высказываниям аккуратнее. До новых встреч.
Термины:
Юродство — мнимое безумие, особый христианский подвиг, принятие на себя образа глупого, безумного. В православии юродивые Христа ради — как правило религиозные подвижники из мирян, иногда странствующие монахи. Целями мнимого безумия (юродства Христа ради) объявляются обличение мирских ценностей, сокрытие собственных добродетелей и навлечение на себя поношений и оскорблений.
Роман-воспитание – достаточно распространенный литературный жанр. Главным образом, такие произведения показывают читателям проблемы нравственного, психологического и социального формирования личности человека.
Пародия - вид комической стилизации, целью которой является высмеивание имитируемого объекта, которым может быть произведение искусства, творчество какого-либо автора или жанр.
Волшебный помощник — человек, животное или предмет, помогающий герою в испытании. Царевна или её отец (искомый персонаж) — задают трудные задачи герою, царевна оказывается наградой, если сказка заканчивается свадьбой.
Буржуазия — социальный класс, владеющий капиталом (в форме денег, средств производства, земли, патентов или иного имущества) и существующий за счёт доходов от этой собственности, в том числе в форме прибыли от предпринимательской деятельности.
Гедонизм — учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и смыслом жизни, единственной терминальной ценностью (тогда как все остальные ценности являются инструментальными, то есть средствами достижения удовольствия).
Классицизм — художественный стиль речи и эстетическое направление в художественной литературе XVII–XVIII веков, сформировавшееся во Франции в XVII веке.
Реализм — направление в искусстве, представители которого стремятся к наиболее полному и адекватному отражению действительности в её многообразии и типичных чертах.
Социально-экономическая формация-в марксизме-это этап социальной эволюции, характеризующийся определенным этапом развития производительных сил общества и соответствующим историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от него и определяются им.