Найти тему

Огонь

картинка из интернета
картинка из интернета

Огонь, в мифологии одна из фундаментальных стихий мироздания. Выступает как первичный материал для космогенеза (ср. индоевропейские представления об огне как всеобъемлющем начале, пронизывающим мироздание: Агни, Атар,тапас, скандинавский миф о происхождении мира от взаимодействия воды и огня с холодом, см. Муспелль). В то же время во многих эсхатологических мифах огонь несёт гибель вселенной (ср. концепцию огненной кальпы, к скандинавского огненного великана Сурта, сжигающего мир). Характерна тема борьбы огня и воды в процессе творения (мотив осушения земли, ср. Монгольский буддийский миф в ст. кальпа, самодийские Туй-нямы и Туй-нгуо), а также как универсальный мотив противоборства, воплощающего небесный грозовой огонь бога-громовержца со змеем, к связанным с водами (ср. Индра и Вритра, Балу и Йамму, Зевс и Тифон, Огонь). Огонь многоформен (ср. Агни, Спеништа), он выступает как огонь небесный (солнце, молния, например, Сварог, Дажьбог, Митра, ср. демиургическую функцию громовержца и бога Солнца во многих мифологиях), огня жертвенного (или погребального, ср. Совий, Швинторог) костра (огонь - жрец, ср. посредническую между людьми и богами функцию огня - Агни, возносящего жертву на небо), огонь подземный (ср. его связь с недрами, хтоническими силами, см. например, в ст. Шукамуна,  Шиутекутли). Воплощение стихии огня - кузнец. Огонь и очищающая, целительная и разрушительная, гибельная стихия (ср. Вулкан, Отхан-Галахан, Гибил, Нуску, Огненный змей, Рарог), олицетворение устойчивости социума и домашнего очага, покровитель семьи, начало, объединяющее мир богов, общину людей и каждую семью (ср. Гестия, Веста, Аша Вахишта - " истина", " лучший распорядок"). Огонь обычно соотносится с мужским, лёгким, духовным началом (ср. Атар), огонь - чистейший элемент (ср. Веста, саламандра), праведность (ср. Аша Вахишта). Многочисленны мифы о происхождении огня; обычно людям его передаёт (часто - похитив) культурный герой (ср. Прометей, Амирани).