Найти в Дзене

Обряды и мифы

картинка из интернета
картинка из интернета

Обряды и мифы, р и т у а л ы  и  м и ф ы взаимосвязаны практики воспроизведения мифа и отправления культа. При этом обряды и мифы могут соотноситься как план выражения и план содержания в единой мифологической традиции: таково соотношение жертвоприношения, воспроизводящего космогонический акт (ср. Ашвамедха, пурушамедха в ведийской мифологии) и космогонического мифа. Сама рецитация мифа принимает характер литургии или заговора - магического акта, приравниваемого к космогоническому: заговоры против болезни приравнивают человеческое тело, к частям творимого космоса, обращены к богам, связанным с космическими стихиями и порядком (Варуна может упоминаться в заговорах против водянки как божество водной стихии); ср. обычай рецитации космогонических мифов во время главного (новогоднего) праздника, шаманские мифы, воспроизводящие во время камлания описание вселенной, по которой путешествует шаман в поисках души. Мифологизация основных явлений жизненного цикла - рождения, свадьбы (см. Священный брак), смерти соотносит с мифологическими представлениями тем не менее семейные обряды, особенно основной обряд архаического (племенного) общества - инициацию, переход подростка в группу взрослых, вступление в тайный союз (культовые объединение мужчин племени), в объединение жрецов. Инициациями (ритуалами посвящения) связаны специальные категории эзотерических и экзотерических мифов, по-разному объясняющих сам ритуал и другие обычаи племени для посвящённых и не посвящённых (призванные запугать последних рассказами о поглощении посвящаемого чудовищем - Радужным змеем, Кунапипи), образ тем не менее патрона инициаций (культурный герой Байаме у австралийцев, верховное божество Баксбаквалануксивэ у квакиутль), мифы о происхождении обрядов обрезания (бытие 17, 10-14 - в ветхозаветной традиции), о жертвоприношении Исаака. Мифам, сопоставимым с обрядами инициации, близки по структуре календарные (культовые) мифы об умирающих и воскресающих богах, Особенно представления, связанные с вакхическими (см. Дионис) мистериями (ср. Орфей, Пенфей), элевсинскими мистериями (см. Деметра), о нисхождении в преисподнюю Иштар, Аматэрасу. Ритуалу (культу) в мифологической модели мира отводится роль главного фактора, стабилизирующего космос: жертвоприношение призвано поддерживать силы богов.