92,1K подписчиков

Картинки с выставки. Портреты эпохи переворотов

151 прочитал

В Русском музее ( @rusmuseum ) проходит выставка "Империя после Петра. От Екатерины I до Елизаветы Петровны". Я просто не мог её пропустить. Это ж, все ставшие родными лица за тот период, пока я работал над книгой об Иване VI. Эти портреты я разглядывал много раз, стараясь угадать характеры, настроения. И вот, они собрались в одном месте. Самое время для меня быть там.

Не совсем уверен, насколько было бы правильно просто сфотать все и показать вам, тем более, что подавляющее большинство портретов и так представлены в интернете. Постараюсь поделиться своим впечатлением. Что не удивительно, в первую очередь оно связано совсем с Иваном V Антоновичем, хоть и не только.

Он, конечно, был представлен. Вот этот бравый мальчик, которого усадили (даже, скорее, уложили) на трон в два месяца и прогнали с него в заключение пожизненное через год.

В Русском музее ( @rusmuseum ) проходит выставка "Империя после Петра. От Екатерины I до Елизаветы Петровны". Я просто не мог её пропустить.

Тут, конечно, образ стилизованный, всматриваться в черты лица смысла нет. Тем более, что он на всех портретах разный. Но вот очень люблю я это изображение:

В Русском музее ( @rusmuseum ) проходит выставка "Империя после Петра. От Екатерины I до Елизаветы Петровны". Я просто не мог её пропустить.-2

Тут наш мальчонка-император изображен не с мамой, не с тётей какой высокородной, а с фрейлиной Анны Леопольдовны по имени Юлиана Менгден. Художник неизвестный, но сколько нам сигналов он подал. Поглядите, как эта женщина сдерживает руку императора, как другую руку положила на собачку, доставшуюся от Анны Иоанновны (императорское наследство). Юлиана Мангусовна действительно взяла мальчика в свои комнаты и он рос фактические под её присмотром и опекой.

Меня очень интересовала эта персона при написании книги, так как Менгден заняла мысли и чувства регентши, не менее, чем главный любимый человек принцессы - Мориц Линар, саксонский посланник, в чье лицо мы тоже можем вглядеться:

В Русском музее ( @rusmuseum ) проходит выставка "Империя после Петра. От Екатерины I до Елизаветы Петровны". Я просто не мог её пропустить.-3

Эти двое фактически и помешали Анне Леопольдовне стать полноценным регентом, закружив её в своей опеке, навязывая свою волю, поддерживая и без того широкую склонность Анны Леопольдовны к лени, которая даже порой мешала одеться подобающим образом. Вот посмотрите-ка на этот её портрет:

Анна Леопольдовна. Справа, на уровне спинки кресла был когда-то изображен и младенец-император, но позже изображение сокрыто
Анна Леопольдовна. Справа, на уровне спинки кресла был когда-то изображен и младенец-император, но позже изображение сокрыто

Разве это подобающий образ для матери императора, регента Российского Государства? Но именно такой её и запомнили современники, в нелепом чепце для волос, чаще всего принимающая в своей спальне, в небрежно накинутом одеянии на спальное одеяние. Хотя ведь могла быть иной.

Постаралась, приоделась
Постаралась, приоделась

У Анны Леопольдовны есть какая-то странная особенность. Она на всех портретах разная. Я не об образах даже, а о лице ёё. Чем больше смотрю на ее изображения, тем менее могу представить, какой была она на самом деле.

Вот, действительно странное дело. Давайте сравним с портретами её тетки Анны Иоанновны. Везде она Анна Иоанновна, представляем её, помним.

И эта неуловимая внешне Анна Леопольдовна, такая же неуловимая в своих делах, вкладе в жизнь страны за тот год правления, привела всю свою семью к краху и печальному концу. Нет, конечно, не одна она. У неё ж и муж ещё был, который ещё более затерялся в тот год у власти, хотя стал обладателем высочайшего титула генералиссимуса (да, как Суворов и Сталин), Антон Ульрих Брауншвейгский:

В Русском музее ( @rusmuseum ) проходит выставка "Империя после Петра. От Екатерины I до Елизаветы Петровны". Я просто не мог её пропустить.-8

И эти родители привели к тому, что тот бравый мальчик стал в итоге тем самым Безымянным узником, которого два десятка лет морили одиночеством и унижениями без всякой на то личной вины самого Ивана Антоновича:

В Русском музее ( @rusmuseum ) проходит выставка "Империя после Петра. От Екатерины I до Елизаветы Петровны". Я просто не мог её пропустить.-9

Но это личная трагедия, судьбы человека, семьи. Но нельзя забывать, что в руках этих людей была наша страна и они также как "позаботились" о себе, могли постараться и в отношении России. Но не случилось. Их свергла и и повернула историю в свою сторону она:

В Русском музее ( @rusmuseum ) проходит выставка "Империя после Петра. От Екатерины I до Елизаветы Петровны". Я просто не мог её пропустить.-10

Елизавета Петровна наследовала трон отца, стала продолжателем его реформ, напомнив всем, что Россия всё же империя, имеет свои интересы и цели (справедливости ради, Анна Иоанновна тоже иногда старалась). Но так ли нужны были стране вся эта чехарда с передачей трона и 17 лет и 4 правителя, чтобы в итоге прийти к дочери Петра?

Гравюра с прощанием с Петром
Гравюра с прощанием с Петром

Это не единственные мысли, посетившие на выставке, поговорим и о других её нотках, но позже. Если про Ивана Антоновича хотите подробнее, то можете посмотреть мое недавнее выступление в месте его заключения - Шлиссельбургской крепости:

Ну и, конечно, читайте книгу про Ивана VI, его судьбу, его семью.