Рамзи Баруд
Даже самые оптимистичные из политических аналитиков не рассчитывали, что генпрокурор МУС скажет такое:
«У меня есть основания считать, что Беньямин Нетаньяху ... и Йоав Галант...несут уголовную ответственность за ...военные преступления и преступления против человечности...».
Кроме этих двух израильтян Карим Хан включил трех палестинцев в свое требование выдачи ордеров на арест МУС. Это важно, но нужно помнить. что для западного мышления палестинцы всегда виноваты.
Доказательство? Запад давно уже изображает Израиль как страну, которая ведет оборонительную войну. Следовательно, палестинцы, хотя их оккупировали, ограбили и обездолили, и есть агрессоры.
Такая нелепая логика не странна, если смотреть в контексте парадигмы соотношения сил, которая определяет отношение Запада с Палестиной, и вообще с Мировым Югом.
Например, МУС предъявил обвинения 54 людям с его создания в 2002 году. 47 из них африканцы, что многие годы вызывает справедливое возмущение у правительств, гражданского общества и интеллектуалов на Мировом Юге.
Про западное двуличие пишет Айме Сезар политик и интеллектуал с Мартиники: «Они терпеливо относились к ...нацизму, пока он не был направлен на них, они приняли его, закрыли глаза на него, признали его законным, потому что до того его применяли только против неевропейцев».
Вторая мировая война вызвала новые мысли у части западного мира. Международный суд в Гааге и МУС, кроме прочих, были прямым результатом этой ужасной западной войны. Это был западный способ защитить новый статус кво, установленный победителями.
Но Мировой Юг все равно присоединился. «Африка была особенно заинтересована в установлении этого суда, потому что ее народы были жертвами массовых нарушений прав человека столетиями», сказал представитель Организации африканского единства в Риме, месте рождения Римского статута в 1998 году.
Однако, как и следовало ожидать, МУС превратился в место, где бывшие колонизаторы судили неевропейцев. В этом смысле, там точно не было справедливости.
Как всегда Палестина служит лакмусовой бумажкой для международного порядка. Более 15 лет палестинцы пытались получить помощь МУС, чтобы принудить Израиль к ответственности за оккупацию и многообразные преступления в Палестине.
Палестинцы сделали так потому, что любая попытка прекратить израильскую оккупацию через ООН была пресечена безжалостным вето США.
Когда израильская оккупация стала постоянной, и расистский апартеид протянул свои щупальца на каждый дюйм Палестины, защита США Израиля стала первой линией обороны против любой международной критики, не говоря о действиях, направленной на обуздание Израиля.
Хотя США отказались признать МУС, они все равно имеют огромное влияние на него, или через санкции, или давление их союзников, членов МУС.
Так что МУС тянул время. На решения, которые должны были быть приняты за месяцы, потребовались годы. Суд, который был создан для предоставления быстрого правосудия, стал бюрократической машиной, которая делала все, что в ее силах, чтобы избежать ответственности перед палестинцами.
Настойчивость палестинцев и массовая солидароность стран Мирового Юга в конце концов принесли плоды.
В 2009 году палестинцы подали первую заявку на вступление в МУС. Однако, тогдшнему генпрокурору Луису Морено-Окампо потребовалось 3 года, чтобы достичь решения в 2012 году, отказав палестинцам в такой срочной просьбе, потому, что из законный статус был всего лишь наблюдетелей в ООН.
Мир снова встал за Палестину, и в том же году ГА ООН дала Палестине статус государства-наблюдателя.
Еще через три года Палестина официально стала членом МУС. Еще через 4 года в 2019 году тогдашняя генпрокурор Фату Бенсуда объявила, что требуемый соответствующий закону критерий, чтобы начать расседование в Палестине, достигнут. Но вместо начала расследования, Бенсуда послала дело обратно для дальнейшего подтверждения.
Официальное расследование не началось до марта 2021 года, но было приостановлено, когда Карим Хан сменил Бенсуда в роли генпрокурора.
Так что же произошло между мартом 2021 года и маем 2024 года, что позволило вечно сомневающемуся Хану дойти до требования ордеров на арест?
Во-первых, геноцид в Газе, где убитых считают десятками тысяч.
Во-вторых, на кону стояла репутация установленной Западом юридической системы, которая действовала с конца Второй мировой. Это объясняет, почему Хан подчеркнул в своем заявлении 20 мая: «Если мы не покажем нашу готовность применять закон равно...мы создадим условия для его краха».
В-третьих, солидарность Мирового Юга, которая стала опорой для всех усилий палестинцев в международных юридических организациях.
После десятилетий одностороннего подхода к мировым конфликтом, маятник, наконец, сдвинулся. Когда мы говорим, что Газа меняет мир, мы на самом деле имеем это в виду.
Статья на английском: https://znetwork.org/znetarticle/the-untold-icc-story-how-the-global-south-helped-palestine-challenge-western-institutions/
Рамзи Баруд палестинец из Газы