Найти тему

Кабинет древностей.Скрытая от глаз зрителей работа музейщиков.

В музее изобразительных искусств им.А.С.Пушкина периодически на Белом полу делают небольшие выставки из произведений, которые никогда не выставляются , а хранятся в запасниках. Это небольшие витрины с интереснейшими экспонатами, которые вы никогда в жизни можете не увидеть.

Пробегая по тем или иным залам с туристами или сама по себе, я всегда обращаю внимание на такие витрины.Вот что в июне 2024 года предложили нам сотрудники музея.

Далее я привожу здесь текст, который сопровождает выставку.Фото мои.

События мировой истории свидетельствуют, что жертвами беспощадных разрушений военного времени всегда становятся не только люди, но и произведения искусства - возможно, самое прекрасное, что было создано человечеством. Поэтому музей, позволяющий нам приобщиться к их красоте и совершенству, призван служить не только сохранению художественного наследия, но и трудному делу спасения и восстановления памятников.

Сидящий на троне мужчина.Кипр, Марион.Первая половина IV века до н.э.
Сидящий на троне мужчина.Кипр, Марион.Первая половина IV века до н.э.

Величавая фигура мужчины на троне, возможно, изображает героизированного умершего; такие фигуры находят в основном в погребениях.

В отделе искусства и археологии Античного мира Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина хранится около полутора тысяч античных терракот из числа художественных ценностей, перемещенных после победы нашей страны над фашистской Германией. Ранее они принадлежали Античному собранию Государственных музеев Берлина. Судьба этих памятников трагична. Они находились в одном из бетонных бункеров в берлинском районе Фридрихсхайн, где в мае 1945 года, уже после подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии, произошел взрыв, подготовленный нацистскими диверсантами. В хранилище начался сильный пожар. Многие предметы безвозвратно погибли в огне, другие превратились в груды обломков, обгоревших и залитых гудроном.

Кабинет древностей. Выставка отреставрированной античной терракоты .2024.
Кабинет древностей. Выставка отреставрированной античной терракоты .2024.

Восстановление античных памятников из Фридрихсхайна ведется в ГМИИ уже более двух десятилетий. Эта гигантская работа, казавшаяся почти невыполнимой, была предпринята сотрудником античного отдела, доктором искусствоведения Людмилой Ивановной Акимовой. Она собрала из фрагментов множество ваз и терракот. Впечатленная результатами трудов, директор музея И.А. Антонова инициировала большую выставку «Археология войны. Возвращение из небытия», приуроченную к 60-летию Победы (2005 год) для которой реставраторами Москвы (в составе 24 профессионалов), с необычайным напряжением сил, было подготовлено около 550 вещей. К примеру, только Л.В. Левко и В.И. Черемхиным было восстановлено по две сотни терракот.

Но процесс реставрации памятников на этом не остановился. В 2010 году к нему подключился новый сотрудник античного отдела Дмитрий Анатольевич Калиничев, кандидат искусствоведения, с опытом реставрационной работы и практикой скульптора. Совместными усилиями обоим специалистам удалось собрать из фрагментов весь дошедший разрушенным античный терракотовый фонд в составе 913 памятников.

В 2014 году при поддержке нового директора музея М.Д. Лошак был осуществлен второй реставрационный «рывок». Публике была представлена большая выставка «Искусство древнего Кипра в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина», включавшая 812 экспонатов. Над терракотами трудились: Елена Олеговна Минина, Юлия Николаевна Устинова, Марина Александровна Титова, Людмила Николаевна Андреева, Людмила Вадимовна Левко, Ольга Ивановна Алёхина, Владимир Ильич Черемхин.

Настоящая выставка представляет всего 13 терракот из числа восстановленных в разные годы; каждая из них по-своему замечательна.

Голова Афродиты -Астарты в диадеме.Кипр, IV век до н.э.
Голова Афродиты -Астарты в диадеме.Кипр, IV век до н.э.

Четыре терракоты происходят с острова Кипр, служившего мостом между Древним Востоком и Западом. Среди них - фрагмент великолепной головы богини Афродиты-Астарты из Пафоса, в богатом уборе и с кольцом в носу. Некогда она принадлежала пионеру кипрской археологии Луиджи Пальма ди Чеснола - американскому консулу на Кипре, первому директору музея Метрополитен в Нью-Йорке.

Храмовый мальчик.Кипр, начало V века до н.э.
Храмовый мальчик.Кипр, начало V века до н.э.

«Храмовый мальчик» образец странного кипрского жанра, вероятно обусловленного ритуалом жертвоприношения первенцев в эпоху становления патриархата; впоследствии родители стали посвящать мальчиков в храм.

Две богини на роне.Кипр, Китион.Первая половина IV века до .н.э.
Две богини на роне.Кипр, Китион.Первая половина IV века до .н.э.

Группа двух богинь из Китиона, крупнейшего царства Кипра, представляет, возможно, Деметру и Кору; в период классики острота кипрского стиля смирялась под влиянием эллинов «благородной простотой и спокойным величием» (И. Винкельман).

Другие терракоты дошли из разных греческих центров античного мира.

Они в основном вотивные - приносились по обету богам.

Группа античных терракот
Группа античных терракот
Сидящая женщина в покрывале.Греция.Конец IV века до н.э.
Сидящая женщина в покрывале.Греция.Конец IV века до н.э.
Сидящий юноша со свитком. Греция, Танагра.III век до н.э.
Сидящий юноша со свитком. Греция, Танагра.III век до н.э.

Две изящные фигурки (и третья, близкая к ним) представляют знаменитых «танагр», найденных в XIX веке в раскопках беотийского городка Танагры на границе с Аттикой. Ныне их склонны считать продукцией самой Аттики во главе с Афинами. Они дошли целыми, но были покрыты такими слоями наростов, что их оказалось очистить сложнее, чем восстановить фигуру из фрагментов.

Идущая девушка. Греция, Танагра.III век до н.э.
Идущая девушка. Греция, Танагра.III век до н.э.

Мне особенно нравится из этой троицы идущая женщина - чувствуется ее целеустремленность, он как будто спешит по своим хозяйственным делам.

Протома богини в короне с жемчугом.Италия, IV век до н.э.
Протома богини в короне с жемчугом.Италия, IV век до н.э.

Протомы богов (протома- изображения верхней части фигур) почитатели вешали на стены ограды храма или ветви священных деревьев. Замечательный их образец - полуфигура богини в короне, окаймленной серией бусин.

Фигура женщины с лирой в стефане.Малая Азия Первая половина III века до н.э.
Фигура женщины с лирой в стефане.Малая Азия Первая половина III века до н.э.

К храмовым дарам также относится крупная женская статуэтка с лирой в руках; волосы ее украшены торжественным венцом - стефаной.

Голова Аполлона.Италия.Начало III века до н.э.
Голова Аполлона.Италия.Начало III века до н.э.

Неординарная голова юноши с красивой и сложной прической, возможно,принадлежит Аполлону, богу гармонии и света.

Фигурный сосуд в виде головы негритянки.Малая Азия, III-II века до н.э.
Фигурный сосуд в виде головы негритянки.Малая Азия, III-II века до н.э.

Завершают экспозицию три эллинистических фигурных сосуда в виде голов. Особым обаянием наделена голова улыбающейся негритянки с живыми, детально проработанными чертами лица и прически: она словно дышит и вот-вот заговорит.

Фигурный сосуд в виде головы актера в комической маске. Италия, II век до н.э.
Фигурный сосуд в виде головы актера в комической маске. Италия, II век до н.э.

Не менее выразительны головки актера в комической маске

Фигурный сосуд в виде головы негритенка в плющевом венке. Малая Азия, III-II века до н.э.
Фигурный сосуд в виде головы негритенка в плющевом венке. Малая Азия, III-II века до н.э.

и юного сатира в пышном дионисийском венке. Две терракоты показаны незавершенными - можно видеть, как соединены отдельные фрагменты, и представить себе сложность многоэтапного процесса реконструкции древнего памятника.

На первый взгляд эта выставка не такая шумная , популярная . Но представьте себе на минутку- 20 лет реставраторы вели и ведут кропотливую и вдумчивую работу по сохранению этих скромных, но могущих много сказать , глиняным скульптуркам. Собрать по кусочкам, аккуратно соединить , ничего не выдумать - с огромным уважениям к творчеству древних мастеров.