Найти тему

Я его слепила... Способы создания литературных героев

В предыдущем посте мы затронули тему персонажей. Думаю, стоит поговорить об этом подробнее…

Пожалуй, герои произведения действуют на нас больше, чем сюжет. Они вызывают эмоции, могут стать для нас другом, врагом, примером для подражания. Но так происходит, если автору удалось создать действительно живого персонажа. Как это сделать? Я нашла несколько способов, и сейчас мы их рассмотрим.

  • Реальность на службе у автора

Наверное, самый простой способ – просто описать существующего человека. В повести “Детство” Л. Н. Толстой просто показал нам своих родственников. Да, это автобиографическое произведение, и, конечно, там должны фигурировать реальные люди. Но и Аннушка с маслом была списана с реальной женщины, соседки Булгакова…

Мне этот способ нравится тем, что герои на сто процентов будут живыми, со своими особенностями. Бывает сложно продумать каждую мелочь во внешности, характере, поведении героя, а именно такие детали помогают ему запомниться, отличиться. А природа всё продумала за нас. Присмотритесь к людям вокруг… у кого-то интересная форма носа, кто-то необычно держит кружку, у кого-то странная походка. Наделяя героев такими особенностями, мы делаем их более живыми. Надеть на ГГ очки и налепить родинку на плечо недостаточно, чтобы детализировать его.

  • Не украл, а одолжил

Позаимствовать героя можно и в другом художественном произведении, если в реальности подходящего человека не нашлось. Здесь стоит соблюдать определённые рамки и не заниматься плагиатом, тем более это преследуется по закону. Сейчас, в эру фанфиков, мы спокойно относимся к тому, что уже существующих персонажей сажают в новую клетку, заставляют бегать по новому колесу и спаривают с персонажами из других произведений, однако в издательстве фанфики не принимают (или я что-то упустила?).

Вообще такой вариант может быть интересен. Поместить героя в другие обстоятельства и отследить его поведение или при тех же обстоятельствах позволить ему принять другие решения, – своеобразный ответ автору произведения, из которого мы берём персонажа, выражение согласия или несогласия с ним. Конкретные примеры из литературы в голову не идут (два часа ночи, и мысли не приходят, потому что спят. Но, может, Вы вспомните подобные случаи и напишете о них в комментариях?)

Вообще необязательно полностью повторять чужого персонажа. Можно им просто вдохновиться, взять определённые черты, при этом добавив своё видение. Кстати, к первому способу это тоже относится.

  • Заанкетируй его

Некоторые писатели скрупулёзно выдумывают каждую клеточку своего героя. Даже составляют анкеты для них (или за них). В этих досье они прописывают всё: от предпочтений в еде до психологических травм детства. Второе, кстати, нужно подарить герою обязательно. Кто мы такие без наших травм?.. Но к этому способу у меня есть парочка вопросов. Если для сюжета важно то, что героиня не любит яблоки (например, она не станет есть отравленное яблоко и отдаст его лучшей подруге), тогда логично добавить это в её портрет. Но, если яблоки в сюжете никак не фигурируют, то зачем мне знать, что она не любит яблоки?

Набор героев для эпического произведения (на русском не нашла, извините)
Набор героев для эпического произведения (на русском не нашла, извините)

Обычно я комбинирую второй и третий способ. Вернее, начинаю со второго, а в процессе разбора персонажа он становится другим. Таким, каким должен быть для конкретного произведения. А какой рецепт понравился Вам? Или у Вас есть свой?

На следующей неделе планирую поговорить о том, как использовать психологию для создания и раскрытия персонажа. Там тоже много интересного!