Книга Апокалипсис уже давно не считается закрытой книгой. А чтобы понять, что хотел сказать Бог через Своего апостола, необходимо заглянуть в некоторые книги Ветхого Завета. Там мы обнаружим образы, которые сходны с образами одной из загадочных книг Библии.
Вы знаете, что в Библии есть книги близнецы? В Ветхом Завете - книга пророка Иезекииля, в Новом Завете - книга Откровение Иоанна Богослова. Внимательный читатель обнаружит, что структура повествования у этих пророков удивительным образом сходится.
- Оба пророка находились в плену, когда писали свои книги.
- И Иезекиилю, и Иоанну были даны видения от Бога, которые они записали.
- Иезекииль говорил к народу Божьему, к Израилю; Иоанн даёт наставление семи церквям, которые на тот период времени являются народом Божьим.
- Иезекииль пророчествует о суде к народам, окружающим Израиль; Иоанн также предрекает, что ждёт тех, кто будет гнать Его церковь.
- У обоих пророков мы читаем о будущей битве и последнем суде.
- В обеих книгах мы видим обетование о грядущем Мессии, Который принесёт мир и благословение Своему народу.
Впрочем, есть ещё одна книга, которая поможет понять Откровение - это книга пророка Даниила. Образы, которые мы видим у Даниила, так же встречаются у Иоанна. Поэтому, чтобы понять книгу Откровение, стоит заглядывать в Ветхий Завет.
Книга Откровение начинается с того, что Иоанн слышит голос. Когда пророк оборачивается, чтобы посмотреть на Того, Кто говорит, то перед ним встаёт необычная картина.
По описанию этой картины, мы понимаем, что Иоанн видит Иисуса посреди семи светильников. А это значит, что пророк видит Христа в первом отделении святилища. Но поскольку это видение было в то время, когда земной храм уже был разрушен, то вывод один - Иоанн видит Иисуса в небесном храме.
Чтобы лучше понять образ Иисуса "посреди светильников", стоит заглянуть в книгу Исход 27:20-21
"Вели израильтянам принести тебе чистое оливковое масло для освещения, чтобы в светильниках можно было постоянно поддерживать огонь. В шатре собрания, вне завесы, которая перед ковчегом свидетельства, Аарон и его сыновья должны поддерживать огонь в светильниках перед Господом с вечера до утра. Израильтяне и их потомки должны соблюдать это установление навеки." (Новый русский перевод)
Священники должны были постоянно следить за светильником, который горел перед завесой. Они должны были подливать чистое масло, чтобы свет всегда горел ровно; убирать копоть и нагар, которые образовывались.
В Откровении мы видим как Сам Иисус Христос, Небесный Первосвященник, беспокоится о том, чтобы семисвечник горел ровным светом, чтобы не было нагара и копоти, и чтобы масла всегда было достаточно.
И в этой же главе мы читаем, что семь светильников - это семь церквей. Получается, что Сам Христос беспокоится о Своем народе. Небесный Первосвященник ухаживает за церковью на протяжении всего периода её существования. Он снимает с неё копоть и нагар, чтобы свет был ровным. И делает всё необходимое, чтобы свет Его церкви никогда не гас.
Семь церквей, которые упоминаются в этой главе, отождествляются с названиями городов в Малой Азии того времени. Более того, эти семь городов перечисляются в Откровении в определённом порядке - Эфес, Смирна, Пергам, Фиатира, Сарды, Филадельфия, Лаодикия. Именно в таком порядке был проложен почтовый маршрут того времени. И чтобы письмо могло попасть, например, в Лаодикию нужно было проехать через все предыдущие города.
Кто-то предполагает, что это были реальные церкви того времени, состояние которых соответствовало тому, что написал пророк. Но сейчас мы уже не можем сказать этого наверняка.
Но точно то, что послание к семи церквям - это послание к семи периодам церкви, которые народу Божьему предстояло пройти.
Отмечают также то, что послание к этим церквям имеют схиастическую структуру. При такой структуре первый и последний пункт повествования имеют что-то общее, затем второй и шестой и т.д. Центр как правило в таких структурах имеет нечто главное.
- Сходство Эфеса и Лаодикии в том, что они имеют проблемы с любовью.
- Смирна и Филадельфия отличается распространением вести о Христе.
- Сардис и Пергам - это периоды, в которых "попахивает" смертью ("говоришь, что жив, но ты мёртв").
Интересно так же то, что каждая церковь последующего периода получает на одно обетование больше, чем предыдущая. А церковь последнего периода получает самое "крутое" обетование - сесть с Иисусом на престоле.
Впрочем о семи периодах церкви Божьей ещё будем размышлять с Вами в другой раз. Потому что тема эта очень обширна и в двух словах обо всём не расскажешь.