«С екатерининских времен украшает Тверской бульвар дом № 23».
- Что это за дом такой?- начал морщить лоб читатель.
Так же как и я. Прочитав эту фразу.
Тысячу раз мимо проходили. А многие и внутрь заходили.
Театр им. Пушкина.
Ну да. Аккуратно покрашен. Но насчет украшения- слишком сильно будет.
А ведь это старинный особняк.
Конца XVIII века. Среди владельцев дома значатся тайный советник, князь И.А. Вяземский, Дмитриевы-Мамоновы, П.А. Кологривов.
О княжеской усадьбе теперь мало что напоминает.
Одно успокаивает- раньше еще хуже было. Когда тут театр "Камерный театр" Таирова был.
Вообще все лишнее убрали. В соответствии с новаторскими взглядами руководителя театра.
Зато недоделанную конструкцию башенного крана к фасаду прилепили.
Камерный театр Таирова обосновался здесь в 1914 году. Как-то не сложилось у Александра Яковлевича в «Свободном театре». Решил свой организовать. Стал искать помещение.
Выбрал этот особняк. Жена подсказала. Мол, ее «давно привлекал один особняк с красивой дверью из чёрного дерева».
Сейчас дверей- три.
И все коричневые.
Особняком тогда владели некие братья Паршины. У них тогда тут что-то типа бизнес центра было. Различным конторкам помещения сдавали. А тут- один арендатор. Хоть и молодой. Но солидный. Корнблит. Это настоящая фамилия Таирова.
Место козырное. С одной стороны «Дом Герцена».
С другой- небольшой скверик.
Место для афиш.
Года через три братья Паршины смекнули. Промахнулись они с этим Корнблитом. Не платит. Попросили «Камерный театр» на выход.
Слава богу- революция. Сам тов. Луначарский распорядился. Мол, вернуть революционно настроенному театру его помещение.
Революционно настроенный театр зажил лучше прежнего. О расширении задумался.
Рядом, в Богословском переулке, Церковь Ионна богослова.
В 1656 году возведена. А весной 1812 года в ней Александра Герцена крестили.
А ведь снести хотели. По просьбе тов. Таирова. https://my.mail.ru/community/variations/544F65C298921621.html?ysclid=lx7hezo0uq898538721
Хотел тов. Таиров выстроить на ее месте «помещение для театральных нужд».
Пока документы оформляли, уклонился тов. Таиров от линии партии.
Так что церковь и сейчас стоит.
А «Камерный театр» закрыли в 1949 году. Мол, ретрограды из Кремля постарались.
Но некоторые по-другому думают. Все главные роли великий режиссер только любимой жене доверял. Алисе Коонен.
Нормальная, конечно, вещь. И сейчас полно таких примеров.
Ну ладно, «Адриенна Лекуврёр». В 37 лет отравилась. Или Кручинина. Из «Без вины виноватые». Как писал Островский, «Семнадцать лет назад, будучи «молодой девицей благородного происхождения» Любовью Отрадиной» покинула родной город. Значит тоже лет 35- 37 было.
Но сыграть Нину Заречную- девушку 18–19 лет- актрисе, которой 60- это большой талант нужен.
Короче уволили и режиссера. И его жену.
Александр Яковлевич не вынес потрясений и через год отдал богу душу.
А Алиса Георгиевна еще почти четверть века прожила. Но как актриса уже никому не нужна была.