Это был самый волшебный из моих дней рождения. Дважды - в самом прямом смысле волшебный. Я ведь не пошутила в заголовке насчёт портала в век XVII!
Голова моя уже слегка кружилась, когда мы вышли из музея льна. Я могла только улыбаться и делать, что скажут. Андрей сказал, надо идти к переходу, значит, иду к переход...
Э, э, погодите! Я же не сняла Никольскую башню! Вот она, красавица, подарившая мне счастливые часы!
Ну вот теперь я немного перезагрузилась и готова была гулять. Ну да, наивная я думала, что предстоит обычная прогулка, каких было 100500 штук за мои полные 54 года. Ха! Я не учла, что сегодня с нами был ещё и древний город!
Когда Андрей меня дождался, чтобы не вопить на всю улицу, он сообщил, что название ближней башни - квадратной, встроенной в стену, мне обязательно понравится.
Зимбулка!
Ну конечно, он был прав! Теперь я шла и пробовала на вкус это слово. Зимбулка! Зимбулка! Говорят, был такой богатырь с прозвищем Зимбуля - вот в честь него и назвали.
А вот это фото я сделала для того, чтобы показать: практически над всеми воротами были написаны иконы. Правда, здесь осталась только "рама".
А вот фотография, сделанная Андреем Макаровым в 2008 году. Он перешёл через дорогу, чтобы снять проезд с другой точки. И в кадр попал некий забор в кустах - его видно над крышей "Волги". Нам было очень интересно, как это место выглядит сейчас...
А вот как! Да, фото не айс, потому что ручки мои дрожали: я обнаружила, что к Зимбулке подойти не суждено. Кусты исчезли, а вот забор обновился и стал выше. Кусок стены теперь приватизирован, можно сказать. Я подошла вплотную к решётке, чтобы прутья не мешали - но помешали вовсе нервы.
На карте хорошо видно, что теперь башня - на невсеобщей территории. Мало того, вдоль заборчика - какой-то склад под открытым небом: плёнка, доски, сортиры какие-то недостроенные... Начало моего путешествия получилось с душком...
Волевым усилием прекратила мысли на эту тему. Ну вот так решили люди. Я послезавтра уеду, мне тут не жить, моя задача - получить радость от того, что увижу. Что это был самый неприятный момент, я осознала как-то сразу.
И точно: вот это местечко у Долгочевской башни вдруг перенесло меня в воображении на пару веков назад. Раннее утро, ещё даже коз не привязали, только одна хозяйка куда-то спешит. Проснулись только птицы - и Солнце. Птицы сообщают, что будет жаркий день! А зубцы на стене как будто приготовились загорать.
Мы медленно шли по тропинке, я впитывала ощущение безмятежности и безвременья... В этот момент я ощутила прилив острой благодарности к смолянам, что они или на работе, или по домам. Впечатления были бы совсем другими, если бы тропинка была запружена озабоченными гражданами. :) Даже цвета на снимке вышли такие, будто Прокудин-Горский снимал через свои цветные фильтры!
Так мы и шли - медленно-медленно, молча, бездумно глядя по сторонам. Вот уже впереди видно следующую башню, Воронину... Та же тропинка, луг, кусты... И вдруг мы оба одновременно остановились и уставились друг на друга. Я думала: "Не, не буду спрашивать. Странно всё, почудилось". Но увидела лицо Андрея и рискнула:
— Слушай, а ты тоже чувствуешь запах чёрной смородины?
Андрей немного помедлил, но всё же кивнул. Мистика какая-то. Если даже где-то здесь и растёт смородина, я давно уже потеряла нюх и не услышала бы никакого запаха. А тут - вот он! Или разогретые зноем ягоды на кусте, или пирог только что из печи... Или взвар смородишный, настоянный на листьях...
Анализировать не стали. Постояли, впитали, взяли это воспоминание в своё сердце и пошли дальше....
И тут до нас донёсся гомон... "Ну точно. Мы провалились век в XVII, сейчас окажемся на какой-нибудь ярмарке! Интересно, мы будем как попаданцы в кино - нас увидят и схватят? Или Бог милует, останемся невидимками?!"
Хорошо, я вовремя вспомнила, какой нынче день. Всё оказалось просто: 28 мая же! Братья-пограничники собрались в холодке вспомнить минувшие дни! :) Чтобы запечатлеть на память их компанию, я перевела камеру в режим селфи и сняла их через плечо. Мне показалось, так будет деликатнее. :):):)
Уже посмеиваясь над своими средневековыми ожиданиями, отправились дальше. Но прошла я немного. Ах!!! Ну это ж невозможно, какая красота! Вроде, всё просто - тропинка, берёзка, небо голубое... Шатёр... Но как же это по-русски, как же это по-настоящему! Это оказалась башня Белуха, она же Заалтарная.
Я тогда просто шла и шла. Я не знала, что Белуха - башня угловая, что стена в этом месте изменит направление. Я только радовалась погоде, человеку рядом, с которым так уютно молчать... Вроде, стояла жара - а мне было не жарко. Но всё равно я порадовалась деревьям, которые склонились пологом над нашей дорожкой.
Белуха оказалась самой стыдливой: она до последнего прикрывалась ветками. Я всё жаждала разглядеть её 16 граней, а она всё не показывалась. А может, это не стыдливость, а жизненный опыт? Когда-то к ней примыкала деревянная церковь - так, что башня стояла прямо за алтарём, поэтому она и Заалтарная. В 1609-м ей сильно досталось от поляков, а в 1611-м в ней полностью выгорело всё, что могло гореть. Тогда же сгорела и церковь XIII века...
И наша милая тропинка в этом месте вдруг взбрыкнула: сначала спустилась, а потом забрала круто в горку...
Но как только я вышла из-под деревьев, опять потеряла дар речи... Суровая она, эта башня! Вечно начеку, вечно настороже! Оно и понятно: стоит на углу, много замечает...
Мне захотелось как-то отвлечься от мрачного величия башни, я отвернулась. И тут же увидела вот этого исполина. Достойный сосед!
Ещё постояв, опять двинулись дальше. И опять радость для глаз!
И вдруг я снова очутилась вне времени. Я прямо ощутила онучи и лапти на ногах, платок на голове, сарафан вокруг ног вьётся... На плече - палка, на палке - котомка... И иду я на богомолье! Аж встала, чтобы проморгаться... Завела руку за спину - рюкзак на месте... А вот лаптям я позавидовала: в этот момент мои тапки принялись капризничать. Стали скользить и уворачиваться из-под ног.
До сих пор жалею, что не села на траву и не нагляделась этой далью! Андрей был бы "за", спешить некуда... И окрестности такие, что любоваться можно бесконечно! Почему просто поправила стельки? Почему не подпиталась силой смоленской земли?
Только озиралась в поиске такой точки, чтобы ухватить на фотографии ширь, открывающуюся глазам, просто глазам без фотоаппарата!
Вон на том пригорке у стены было бы очень удобно расположиться! Но эта привидевшаяся цель - богомолье - как подгоняла меня. Мы подошли к Авраамиевской башне, она же - Авраамиевские ворота. Я очень боюсь высоты, но вот в этот момент и думать об этом забыла.
Наоборот - остановилась на самой верхней точке тропинки и просто смотрела... Холмы, овраги, снова холмы... Какое счастье, что они здесь есть! Была бы местность поровнее, кто знает, может, давно бы уже стояли тут жилищные кооперативы о 88 этажей. А так - вот она, Русь! Вот он, простор, ширь необъятная!
Наконец мне пришло в голову, что я хочу вот прямо сейчас, вот прямо этот момент запечатлеть с собой на переднем плане. "Андрей, сфотографируй меня, пожалуйста!" — "Ой, да там же граффити во всю стену!" — "А ты целься мимо, я словами напишу, что ворота - справа, а стенку потом помою, на компьютере!"
Не буду ничего говорить про юных горе-художниках от слова "худо". Ну их. Может, потом поймут, что зря это они. Тогда - и сейчас - я всё думаю: а как ездили через эти ворота? Местность-то и правда сильно пересечённая! А въезд - да, всё тем же сапогом, как и в Никольской башне, под углом к стене.
Попозировала я от души. Сама вертелась перед камерой, а в голове звучал голос Деда, Василия Михайловича Пескова, задорно выводящего, упирая на -О-:
Выйду в поле, попою,
Поиграю попою.
Поглядите, кака я,
Попа круглая моя!
Я полжизни комплексовала, не любила фотографироваться, говорила, зачем это "я и дерево?!" А вот прямо в этот момент древняя смоленская крепость излечила меня. Я есть - какая есть! - и жизнь прекрасна! А ещё она так коротка, чтобы тратить её на страдания! Жизнь - она для радости. И если ничего не мешает радости, не надо её отравлять по собственной воле! "Андрюша, а давай ещё так!" — "А так на горизонте дома видно!" — "Ничего, я их на компьютере трансглюкирую! Снимай!"
Наконец я была готова продолжать путь. Андрей сказал, что впереди - башня Орёл.
Она тоже угловая, стены сходятся под таким углом, что похожи на крылья. И холм высокий: ну точно как орёл, зорко глядящий по сторонам!
О, как тут ярко видны приметы времени! О, сколько боев, сколько страха видела эта башня!!!
О как же она величественна!!!
И вдруг я поняла, что стою на крутой тропинке... Мало того что на верху холма, да ещё и сама дорожка под углом. И стельки скользят... И тапки выворачиваются из-под ног...
Наверное, со стороны это выглядело комично: дородная тётенька средних лет вдруг резко наклонилась в сторону башни, уравновесив фигуру круглой попой, развела руки в стороны и стала тоненько пищать: "Андрей, я боюсь! Андрей, я не пойду дальше, я не смогу!"
Может, выглядело и смешно, но мне стало очень страшно! Очень! Андрей взял меня за руку и предложил вернуться, чтобы обойти по другой тропинке, где-нибудь там, внизу. Я была на всё согласна, только бы уйти с этого места.
Ну так надо было идти! Повернув голову, еле дыша от страха... в трёх шагах я увидела девушку. Она вела на поводке маленькую собачку и шагала, глядя... в смартфон!!! Вот как по шестиполосному шоссе просто!!!
У меня в голове прояснилось. Я сообщила, что боюсь, спасибо ей, что такая бесстрашная, подаёт пример, спросила, смогу ли я со своим страхом и без никакой физподготовки пройти дальше.
Девушка оказалась очень милая. Согласилась, что да, "тут немного неприятно", но дальше будет всё хорошо, "вы справитесь". Мы её поблагодарили, я немного выпрямилась, чтобы освободить тропинку перекрытую моим противовесом, и она утанцевала вон туда, к изгибу стены.
И вдруг я увидела, что девушка пригнулась, нырнула в стену и исчезла...
— Андрей, там есть выход! Всё, я нагулялась! Я хочу туда же, больше не могу идти! У меня тапки скользят, мне страшно!
Андрей согласился, конечно. Да, ему хотелось показать мне весь этот участок, но что ж поделать...
Сцепив зубы, жалея, что нельзя разуться, я доползла до лаза в стене...
Заглянула в него...
Посмотрела на Андрея...
Ещё раз заглянула...
Чахлые деревца, забор какой-то... Солнце всё выжигает... Обморочная картинка какая-то!
— Андрюш, пойдём дальше! Там некрасиво, я туда не хочу!
Я прекрасно видела, что впереди есть ещё очень неприятный участок - с сыпучими мелкими камушками, крутой, вниз-вверх, но поняла, что лучше вперёд, чем вот в эту реальную жизнь.
И тут нас догнали ещё пара ангелов в обличии парня и девушки. Они легко, играючи перескочили сыпуху и умчались вперёд. А я с завистью глядела на их кроссовки. И думала о лаптях, крепко насунутых на онучи и привязанных к ногам!!!
— А-А-А-А-А-А-А-А-А!!! Ой... Ай, ой!!! Ой... Ай, мамочки!!! Андрюша, я боюсь!!! Ой! Ай!!!
На разной громкости - то приговаривая, то вопя, я всё-таки перебралась на нормальную тропку. И торжественно заявила, что с этого момента вот эта брошь - это мой личный орден за личную отвагу!!!
И как же я была горда, что решила продолжить путь! И как же мне было хорошо оттого, что я выбрала красоту, а не страх! Оглянувшись ещё раз, поблагодарив Орла за урок, мы отправились дальше.
Следующая башня - Позднякова - предстала с деревянной галереей на умопомрачительной высотище... Мама дорогая, да я снизу боюсь, а они там несли дозор, бились... Да уж, богатыри, не мы!
Или все смоляне произошли от ящерок, способных держаться на вертикальной поверхности? Зацепившись взглядом за проход в стене, я не сразу поняла, что такого там необычного...
А потом разглядела... В каждом рисунке - Солнце, то есть Успенский храм!
А вот если повернуть голову вправо, то виден овраг, стекающий вниз, вниз и вниз... Да, прекрасно было выбрано место для строительства этой крепости! Сама земля тут помогает защитникам!
Тогда я этого не знала, но наше путешествие подходило к концу. На этом участке стены впереди осталась только одна башня - Веселуха.
И опять меня охватило неясное томление, как будто что-то где-то очень рядом и — недосягаемо далеко. Думаю, так со мной говорило Время.
И опять мы одномоментно остановились, опять переглянулись. Андрей молча сорвал листик, растёр, понюхал. Я тоже не удержалась. В ноздри бил сногсшибательный аромат мяты. Нет, трава ничем не пахла. А аромат мяты кружил голову! Опять запах из XVII века? Я уточнила, одна ли я его чувствую. Андрей подтвердил, что запах есть. И мощный... Вот что это было?!
Веселуха - красавица, спору нет.
Но красавица с прошлым. Когда я спросила у Андрея, не следы ли это пуль и осколков на белых камнях, он подтвердил мою догадку. Постояли, помолчали...
Ну вот и всё, осталось лишь спуститься. Сначала мне показалось, что я точно справлюсь! Показалось...
Я шла, вцепившись в руку Андрея. Тапки уезжали назад, ноги проскальзывали вперёд.
Я без конца оборачивалась - так и ноги вставали на место в неподходящей обувке, и было отрадно душе, а не муторно от страха...
Иногда Андрей меня отвлекал от страданий. Вот, смотрите, здесь видно, как сделана стена: видна кирпичная кладка дальней перегородки, она обнажилась, потому что передняя перегородка разрушилась и вывылился бут, - камень, который некогда засыпали в промежуток между частями стены.
Я с удовольствием отвлекалась: было очень больно пальцы ног, которые из всех сил упирались в носки туфель. В конце концов, правый не вынес напряжения и разорвался.
А под ногтем большого пальца на левой ноге теперь большой синяк. Думаю, мне повезло, что ноготь удержался!
Мы прошли вдоль самого большого уцелевшего участка стены. Осталось взять себя в руки и дойти до точки, где можно вызвать такси. Вот я ковыляю мимо Костыревской башни - того, что осталось...
А это не просто ручей. Он течёт по улице Зелёный ручей!
Ещё участок стены. Это Волкова башня.
И-и... В левые окна нашего экскурсионного автобуса мы вновь видим величественное здание на Соборной горе! Я было хотела остаться в этой благодатной тени, но надо было двигаться вперёд.
Днепровские ворота. Заметно, что их построили гораздо позже.
Мне всё хотелось рассмотреть фигуры под куполом. Сдалась, решила, что это евангелисты. Ну а кого ещё четверо?
И наконец наша цель близка. Я уже даже не могла радоваться: и устала, и больно, и зной... Только осознание того, что я совершила маленький личный подвиг, держало меня в равновесии.
Мы близко к цели. Вон уже светофор, за которым мы вызовем такси и уедем к вожделенному душу!
Светофор оказался отрегулирован так, что дал нам передышку на середине дороги... Ладно, передышка нам не помешает... Заодно заправим палец в прореху на тапке...
Всё удалось великолепно! В гостинице починили горячую воду, мы успели освежиться, навести красоту и уехать в ресторан праздновать моё 54-летие. И это было заслуженно: сначала - подвиги, а потом - тосты за них! :)
Ну, за русскую красоту! И за большой дар её чувствовать!
Большой дар - на фото справа.