За одну ночь пара превращается в четырехугольник
Майкл и Джоанна молоды, красивы, успешны. Знакомы давно, постоянно вместе, счастливы в браке. И вот гармония их семейных отношений подвергается серьезным испытаниям в течение одной ночи. Семейная пара превращается в четырехугольник, который состоит из двух треугольников. Почему обоим супругам понабился третий? Чего не хватало им в семье? Возможно, это просто случайность, стечение обстоятельств? Здесь мы приходим к неутешительному выводу: эти треугольники существовали и до этой ночи.
Джоанна хранила фото Алекса и думала о нем в минуты грусти. Это был, конечно, фантазийный треугольник. Ее психика настойчиво требовала в отношениях с Майклом третьего, как необходимой фигуры для поддержания равновесия.
Майкл во время поездки в Лос-Анджелес недвусмысленно положил свою руку на ногу Лоры, тем самым допустив в отношения с женой возможность третьего. А во время вечеринки его, возможно бессознательно, все время тянуло к Лоре. Бокал вина, который предназначался Джоанне, он спокойно отдал Лоре.
Ночь только проявила бессознательные влечения наших героев. Наличие третьего в фантазиях позволило появиться третьему в реальности. Фантазии реализовались. Конечно, фантазии далеко не всегда приводят к реализации. Фантазии на то и фантазии, чтобы они оставались в нашем воображении, нередко предупреждая наши неврозы. Но наши герои были готовы к этой реализации. Джоанна готовилась к встрече с Алексом как к любовному свиданию, а Майкл с удовольствием следовал за Лорой в бары и в бассейн. Их бессознательное уже приняло решение, и измена была неотвратима. Почему?
Главная особенность Джоанны
Джоанна обижается на Майкла. Обида есть детское чувство. В сердцевине этого чувства живет вера, что кто-то большой и сильный придет и сделает так, как ей хочется. Человек в состоянии обиды делегирует кому-то ответственность за свой комфорт, спокойствие и счастье. Джоанна уверена, что все зависит от чего-то, кого-то внешнего. Увидев, как ее муж уделяет внимание Лоре, она не пытается понять про свои чувства, не думает о том, как ей поступить, что сказать. Она демонстрирует обиду и закатывает скандал, в процессе которого предъявляет претензии и хочет, чтобы ее успокоили. При любом несоответствии ее ожиданий у нее поднимается тревога, которая упаковывается в обиду. Обида реализуется через претензии.
Майкл на это живо реагирует, сначала обороняется, а потом принимает вину и успокаивает Джоанну. Таким образом, обида охраняет детскую иллюзию, что может быть так, как она хочет.
Ее бессознательно считает, что стоит только показать свое недовольство в виде обиды, и волшебник все исполнит. Обида закрывает Джоанне возможность испытывать все многообразие чувств. Она ведь могла признаться себе, что она испытывает злость, ревность к мужу, возможно, зависть к Лоре или жалость к себе… Это дало бы много информации ей о себе и о мире. На основе понимания своих чувств возможно принимать решения: рассказать о чувствах мужу, разобраться, почему так неприятно видеть мужа с другой женщиной, договориться с мужем, попросить, расстаться… Вместо этого она обижается, выплескивает эмоции, демонстрирует недовольство, вызывает чувство вины. Такими действиями она передает ответственность за свое состояние Майклу.
Главная особенность Майкла
Майкл готов испытывать чувство вины. Оно для него совершенно привычное. Такое ощущение, что он все делает для того, чтобы испытывать вину. Чувство вины делает его не очень чувствительным к тому, что он делает. Он забывает бутылку в машине. На вечеринке уделяет внимание Лоре и не понимает, не чувствует, что это неприятно Джоанне.
Обратная сторона чувства вины – это всемогущество. Я что-то делаю или не делаю и определяю состояния другого. Чувство вины размывает границы ответственности. Он в ответе за все. Майкл чувствует свою виновность перед Джоанной, даже не понимая, что он сделал ни так. Не смотря на это, он извиняется и идет ночью готовить Джоанне что-то очень вкусное. В этом много величия, ведь он реально влияет на состояние и настроение Джоанны.
Что связывает Джоанну и Майкла?
Джоанна и Майкл связаны между собой детскими чувствами. Она обижается и винит его, он принимает обвинение и пытается все исправить. Они кружатся в этих детских чувствах. Это заколдованный круг. Но как бы они не стремились убежать от реальности, она врывается в их отношения. Они могут только отреагировать свои чувства, но они не разбираются, не пытаются понять друг друга и себя.
Они оба хорошие послушные дети, нуждающиеся в родителях. Они оба назначают друг друга родителями. И оба не справляются. Они пытаются это делать, особенно Майкл. Он как заботливая мама кормит Джоанну, но ей уже нужна другая еда. В их семье нет контейнера, куда бы они могли погружать и перерабатывать свои переживания. Они нуждаются в третьем, который бы мог снимать их напряжение и тревогу.
Третий для Майкла и Джоанны
Джоанна психологически ведет себя как маленький ребенок, ей необходимо опираться на кого-то. Ей нужен понимающий и принимающий родитель. В моменты, когда ее ожидания не совпадают с реальностью, она видит причину в Майкле и находит выход в его замене или в дополнении его кем-то. Вот тут-то и необходим Алекс. Джоанна его знает не так хорошо как Майкла, поэтому ей легко фантазировать о счастье с ним. Алекс – это защита от реального мира, в котором Майкл не справляется с ролью волшебника.
Не смотря на привычку испытывать чувство вины, все-таки груз ответственности и напряжения для Майкла очень тяжелый. И тут он встречает Лору. Ему кажется, что Лора не нуждается в ответственности. Она не собирается его ни в чем винить. С ней он чувствует себя более свободно. Она соблазняет его своей самостоятельностью. Ему кажется, что она ни на что не претендует, не ищет у него поддержки, не предъявляет претензий. Вот он третий, который позволит Майклу насладиться, сняв с себя груз ответственности и виновности.
Реальная измена как встреча с иллюзией
Джоанна встречается с Алексом и ждет от него реализации своих фантазий. Джоанна чувствует с Алексом легкость и нежность, но не чувствует надежности. Она рассказывает ему о своих чувствах, своих противоречиях и внутренних конфликтах. Алекс не может их разрешить. Он влюбленный мужчина, который тоже идеализирует Джоанну. Он совершенно не готов быть ее родителем или психоаналитиком. Он ей говорит, осталось два часа, и он больше не хочет проводить их за разговорами. Кроме того, кроме слов любви он ей ничего не предлагает. Романтика остается романтикой. Фантазийный образ не стремиться стать реальностью.
Майкл, в процессе соблазнения, чувствует легкость с Лорой, его не винят и не упрекают. И он начинает верить в возможность не быть обвиненным. Он не замечает манипуляций со стороны Лоры, не видит проявления желания его контролировать. Утром он видит Лору и чувствует, что она на что-то все таки надеялась. А он не избавился от вины, а чувствует ее вдвойне. Майкл виновен перед Лорой и еще больше перед Джоанной. Чувства вины – это внутренняя проблема, заменой чего-то внешнего ее решить невозможно.
И что будет дальше?
Все зависит от того, что выберут сами герои фильма. Это может быть избавление от иллюзий, что кто-то внешний поможет сохранить их брак, даст внешнюю опору. Тогда нужно искать опору внутри. Не звонить жене, чтобы поддержать свою решимость не изменять ей, а самостоятельно делать выбор. Не рассказывать о своих переживаниях фантазийному партнеру, а поведать их мужу, оставив в стороне претензии. Но, скорее всего, это не главное… А главное - это не вешать на своего партнера ответственность свое счастье. И различать фантазии и реальность. Пусть будут фантазии, они часто украшают нашу внутреннюю жизнь, позволяют принимать ограниченность партнера и себя, а также неотвратимость рутины жизни.