Парадоксально, но в школе нас не учат, как лучше учиться: как запоминать быстрее и надолго, как извлекать информацию из памяти и не сойти с ума от учебы.
Не буду здесь говорить о базовых вещах, таких как сон, перерывы на отдых и повторение материала. В период экзаменов хочу остановиться на менее очевидном, и что можно взять на вооружение прямо сейчас.
Почему память одних лучше чем других? Наверное, по той же причине, по которой способности одних изначально лучше чем у других. Но есть и другие аспекты:
- насколько систематически человек познает этот мир. Мы усваиваем новую информацию лучше, если она ложится уже на известное нам, на картину в голове, которая уже существует.
Поэтому если до экзамена есть несколько дней, то имеет смысл осваивать информацию не билет за билетом, а как систему, объединять составляющие системы в единое целое.
Разберем это на примере подготовки экзамена по истории. Задача - выучить материал про Павла I. Император не столь примечательный в русской истории, многие не вспомнят и годы правления. Учить про него может быть не интересно. Но если, предположим, культура Вас интересует больше, чем история, можно посмотреть на это время более широко – а что происходило в те годы в культуре? К примеру, в 1799 родился всем известный А.С. Пушкин, а в 1797 году великий художник Боровиковский написал один из своих известнейших шедевров – портрет Лопухиной:
Если эти факты Вам более интересны, мозг может за них зацепиться, и вот уже Вы помните и про Павла I и год написания великой картины. Если же Вы любите больше физику, можно связать эту эпоху с открытием в 1800 г инфракрасного излучения У.Гершелем.
- Существенным условием запоминания является понимание. Запоминание должно быть осмысленным. Если какой-то материал разобрать не получается, попробуйте объяснить непонятные или трудно запоминающиеся моменты кому-либо. Причем, если Вы представите перед собой ребенка, шансы разобраться глубже и запомнить лучше будут выше. Таким образом вы убиваете сразу двух зайцев – это и повторение, и осмысление.
- Совершайте ошибки. Это не только нормально (что приходится так часто разбирать в терапии), но и полезно! Ошибки привлекают внимание и способствуют долговременному закреплению информации. Исправление ошибок требует активного вовлечения, а сам факт получения информации об ошибке воспринимается мозгом ярко, и как следствие способствует формированию прочных нейронных связей.
Сейчас у меня в доме отключили лифты на 2 месяца, а я живу на 9 этаже. Раньше я часто что-то забывала, выходя из дома. Сейчас мне было достаточно забыть телефон один раз, подняться за ним пешком на 9 этаж, и начать после этого собираться с первого раза.
Еще один совет в тему ошибок - проходите контрольные тесты до того, как все окончательно выучили. Ошибки, совершенные в них, помогут запомнить информацию лучше.
- Придумывайте ассоциации. Они могут быть очень разными – визуальными, аудиальными (учить нараспев), парадоксальными, мнемоническими.
Приведу пример: мне нужно запомнить, что пенициллин изобрел Александр Флеминг. Фамилия ученого ассоциируется с леммингом, а пенициллин выделен из плесени, то есть грибов. Я представила себе примерно такую картинку, и думаю, больше уже сей факт не забуду:
Другой пример: я хочу запомнить всех правителей XVIII века в России. Использую мнемоническую ассоциацию:
ПЕПА А ЕПЕП - помня про свинку Пеппу мне забавно запомнить такую мнемонику и легко воспроизвести порядок правления.
Существует много способов, как запоминать легче и долгосрочно. Пожалуй, главное в этой истории - искать свой путь, а не ругать себя за плохую память.
Автор: Наталия Лавренкова
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru