21,6K подписчиков

8 песен из репертуара Людмилы Зыкиной. К 95-летию со дня рождения Народной артистки СССР

478 прочитали

10 июня 1929 года в простой рабочей семье в окрестностях Москвы родилась девочка Люся, будущая легенда советской эстрады, чьим голосом восторгались первые лица страны. Народная артистка Советского Союза, подруга министра культуры Екатерины Фурцевой она была почитаема на самом верху и любима народом огромной страны, оставшись в памяти поколений воистину народной певицей не только по званию, но и по духу. Обладая красивым зычным, под стать фамилии, голосом и исполняя душевные песни, она снискала титул «царицы русской песни». Репертуар Людмилы Георгиевны Зыкиной был многогранен: фольклорные песенные произведения, старинные романсы и творения известных советских авторов. В материале, приуроченном к 95-летию Людмилы Зыкиной, вспомним некоторые из них.

10 июня 1929 года в простой рабочей семье в окрестностях Москвы родилась девочка Люся, будущая легенда советской эстрады, чьим голосом восторгались первые лица страны.

Из творческой самодеятельности в любимицы генсеков. Вехи судьбы народной артистки.

Руководствуясь географией второй половины XX века, Людмилу Зыкину можно было бы назвать москвичкой. Она появилась на свет в Черемушках. Ныне не самый отдаленный микрорайон на юго-западе столицы вошел в её состав в 50-х. А в конце 20-х это ещё была подмосковная деревня, где проживали супруги Зыкины, родители будущей звезды, Георгий работал на хлебозаводе, Екатерина – нянечкой-санитаркой.

В юные годы их дочери Людмиле довелось примерить на себя рабочие профессии. Во время войны обучавшаяся в школе рабочей молодежи девушка встала к станку на заводе им. Орджоникидзе и даже удостоилась звания почетного работника. После войны трудилась санитаркой в госпитале и швеей.

Жизненный выбор предопределили семейные традиции. Простые рабочие люди были не чужды музыкальному искусству, в семье Зыкиных уважали песню, на семейных посиделках пели хором. Так с детства Люся пропиталась любовью к песне.

Творческий путь она начала с художественной самодеятельности, освоила игру на баяне и гитаре, в 1947 году была принята в Народный хор имени Пятницкого, преодолев конкурс 1500 человек на место. В коллективе она проработала два года, в дальнейшем пела во Всесоюзном хоре радио и телевидения, где стала солисткой.

Людмила Зыкина в молодости
Людмила Зыкина в молодости

Наставницами Людмилы в хоре были фольклорист Анна Васильевна Руднева и исполнительница русских народных песен, народная артистка РСФСР Ольга Ковалева.

Творческий ориентир - Лидия Русланова, с которой Зыкиной довелось познакомиться уже в начале карьеры. От неё Людмила Георгиевна подчерпнула особенности манеры исполнения, понимания и прочтения песни и способы существования на сцене – жесты, позиционирование, элементы театрализации.

Большим потрясением для начинающей певицы Зыкиной стал ранний уход из жизни матери. Екатерины Васильевны Зыкиной не стало в 1949, после трагического известия Людмила потеряла голос, с чем и был связан её уход из хора Пятницкого. Большая артистка признавалась, что была очень привязана к семье:

«Я очень любила своих родителей, мама для меня — эталон жизни»

Образ матери, теплый и трогательный, пройдет сквозь её творчество, фигурируя сразу в нескольких популярных песнях репертуара Людмилы Георгиевны. Сама артистка, пятикратно побывав замужем, так и не познала счастья материнства.

Как сольная певица Людмила Георгиевна заявила о себе в 1952-м, исполнив песню «Глазки кари мне моргали» композитора Н. Поликарпова на стихи А. Гадалова. К началу 60-х её песни звучали на весь Советский Союз. В 1968 году она удостоена звания народной артистки РСФСР, а в 1973 – СССР. Зыкину называли своей любимой певицей Никита Хрущев и Леонид Брежнев. Для жителей разных уголков нашей страны и для зарубежного слушателя она стала живым символом русской песни.

В 1977 певица основала свой ансамбль «Россия», у руля которого оставалась до конца дней.

Появляясь на публике в шикарных нарядах и драгоценностях, которые очень любила и знала в них толк, душой она оставалась простой русской женщиной, транслируя родные и понятные народу образы, обволакивала своим тембристым, характеризуемым как меццо-сопрано, богатым оттенками голосом огромную страну. Песни, с которыми она соприкасалась, обретали в её устах народное в самом широком смысле этого слова звучание. Кто бы в дальнейшем не пел их, именно исполнение Зыкиной в памяти многих слушателей остается непревзойденным.

«Течет Волга»

Муз. М. Фрадкин, ст. Л. Ошанин

Для многих песен, которые теперь неразрывно ассоциируются с образом и голосом Зыкиной, она не была первой исполнительницей, но спев, сделала их «своими». Такая история и с её «визитной карточкой». Стоит произнести фамилию Зыкина - в памяти первым делом зазвучит:

«Из далека долго, течет река Волга».

Первенство в исполнении этой композиции принадлежит Владимиру Трошину, он спел её за кадром панорамного фильма «Течет Волга» 1962 года. Снимал его режиссер Яков Сигаль.

Композитор Марк Фрадкин и поэт Лев Ошанин писали песню специально для фильма, прямо в процессе работе над ним, находясь вместе со съемочной группой на теплоходе, в водах великой реки.

Лев Иванович Ошанин, рожденный на Волге в городе Рыбинске, давно вынашивал идею сочинить стихотворение, посвященное этой реке, но его останавливало и смущало то, что о ней уже были написаны великие и широко известные произведения.

«Долго не решался взяться за волнующую тему, очень уж боязно было после «Из-за острова на стрежень» или «Вниз по матушке по Волге» браться за перо»,

- вспоминал поэт.

К реализации замысла его подтолкнул звонок Фрадкина. Композитор поведал, что Сигаль для фильма о Волге заказал песню, и пригласил Ошанина в соавторстве.

Льву Ивановичу хотелось создать песню, которая бы стала не просто иллюстрацией к фильму, а ушла в народ - так оно и вышло. Песня «Течет река Волга», по словам поэта, создавалась «строка за строкой, поворот за поворотом». Ошанин создал много черновиков, которые переписывались и дорабатывались прямо на песне, при непосредственном участии композитора и режиссера.

Исполнителем песни авторы видели Марка Бернеса, певцу было предложено спеть её в фильме, но Марк Наумович сначала отказался, и уже после того, как она вошла в фильм с голосом Трошина, всё-таки взялся её спеть. Телевизионная премьера песни «Течет река Волга» вне контекста фильма состоялась именно в его исполнении в 1963-м году.

В тот же год песня попала и в репертуар Людмилы Георгиевны. Её исполнение, хронологически третье, стало главным, в варианте Зыкиной песня-ода великой реке получила всесоюзное и международное признание, а певицу стали называть «Мисс Волга».

«Оренбургский пуховый платок»

Муз. Г. Пономаренко, ст. В. Боков

Людмила Георгиевна Зыкина своим исполнением прославила целый пласт песен авторства Григория Федоровича Пономаренко, композитора-самородка, собирателя фольклора.

Не так давно на моём канале выходил материал, посвященный его творчеству, куда вошли истории нескольких песен, исполненных Людмилой Зыкиной. Повторяться я не люблю, однако обойти стороной песню «Оренбургский пуховый платок» невозможно, наряду с «Волгой» эта песня стала одной из её визитных карточек.

Пономаренко, Григорий Федорович - 1921-1994 - советский композитор, баянист, автор музыки многих песен в репертуаре Людмилы Зыкиной: "Оренбургский пуховый платок", "Ой, снег снежок",  "Подари мне платок", "Ивушка", "Растет в Волгограде березка" и др.
Пономаренко, Григорий Федорович - 1921-1994 - советский композитор, баянист, автор музыки многих песен в репертуаре Людмилы Зыкиной: "Оренбургский пуховый платок", "Ой, снег снежок", "Подари мне платок", "Ивушка", "Растет в Волгограде березка" и др.

Песня об «Оренбургском пуховом платке» - результат творческой командировки, куда композитор отправился в 1958 году вместе с поэтом Виктором Боковым, чтобы писать песни в репертуар местного народного хора. Нужна была «заглавная песня», отражающая местную специфику. Подходящий образ был найден авторами уже в самом конце поездки, когда они отправились на рынок, где покупали подарки родным. Сувенир, приобретенный поэтом в подарок матери, вдохновил Виктора Бокова на написание стихов. Песня вошла в репертуар хора, для которого создавалась, но всесоюзную популярность снискала голосом Людмилы Георгиевны.

В её репертуар вошла и привезенная тандемом Пономаренко и Бокова из той же поездки в Оренбург композиция «Ой снег снежок».

Подробнее об этих песнях читайте в материале «Журнала МУЗилка», посвященном Пономаренко, там же рассматривались его песни «Ивушка» на стихи В. Алферова и «Растет в Волгограде березка», написанная в соавторстве с Маргаритой Агашиной, за обоими стоят довольно интересные истории. Ссылку на публикацию я оставлю внизу под текстом.

«Подари мне платок»

Муз. Г. Пономаренко, ст. М. Агашина

В совместном наследии композитора Пономаренко и певицы Людмилы Зыкиной есть ещё одна известная песня о платке, которая осталась не охваченной в подборке песен Григория Федоровича – «Подари мне платок». Пользуясь случаем, наверстываю упущенное.

Эта песня – образец совместного наследия Пономаренко и Маргариты Агашиной. Авторов свел город Волгоград, где оба проживали на определенном этапе. Песня «Подари мне платок» посвящена коллеге Маргариты Константиновны, писателю Ивану Данилову. А источником вдохновения для создания текста послужил привезенный из Таджикистана подарок – кашемировый платок, который она очень ценила и неизменно одевала на встречи с читателями.

«Я любила его и берегла. Перед тем как надеть, обязательно гладила и каждый раз тихо, про себя пела на разные мотивы: „Подари мне платок…“ А дальше как-то не пелось: песня не шла»,

- рассказывала Маргарита Константиновна.

Агашина, Маргарита Константиновна (1924-1999) - советская поэтесса, автор стихотворения "Подари мне платок".
Агашина, Маргарита Константиновна (1924-1999) - советская поэтесса, автор стихотворения "Подари мне платок".

У поэтов такое часто бывает. Придумается строчка и долгое время сидит в голове, пока в один прекрасный момент не «обрастет» поэтическим текстом. Однажды, в очередной раз собираясь на литературный вечер, когда Маргарита Константиновна достала любимый платок, и стихи появились.

Положивший их на музыку Григорий Пономаренко, уже имея в наследии легендарный «Оренбургский платок», поначалу с опаской отнесся к созданию песни на ту же тему, сомневаясь, что сможет вновь сочинить удачную мелодию. Композитор, по его же словам, обратился к народным мотивам, «к говору» и нашел «ласковую интонацию».

Песню он сразу решил показать Зыкиной, позвонил артистке и наиграл прямо в телефонную трубку.

«Молодец, Гриша! Именно эту будем петь и писать!»

- такой была реакция артистки.

«В парке у Мамаева кургана»

Муз. Я. Френкель, ст. И. Гофф

Образы города Волгограда с трагическим росчерком Сталинградской битвы отражены во многих знаменитых советских песнях, в том числе «На Мамаевом кургане тишина» на стихи Виктора Бокова и уже упомянутая «Растет в Волгограде березка» Григория Пономаренко и Маргариты Агашиной, исполненная Людмилой Зыкиной.

Тематически и образно с ней переплетается ещё одна песня из репертуара артистки, созданная устоявшимся авторским тандемом:

«В парке у Мамаева кургана посадила яблоню вдова», - эти стихи написала Инна Анатольевна Гофф, известная поэтесса и супруга Константина Ваншенкина. А музыка – творение друга семьи, часто писавшего в соавторстве с обоими представителями поэтической четы – Яна Френкеля.

Песня «В парке у Мамаева кургана» написана к 25-летию победы в Сталинградской битве, соответственно год её создания - 1968-ой.

«На побывку едет молодой моряк»

Муз. А. Аверкин, ст. В. Боков

Видное место в репертуаре Зыкиной заняли песни композитора Александра Аверкина. Судьба свела их в начале творческого пути, когда обоих широкая публика ещё особо не знала.

Аверкин, Александр Петрович (1935-1995) - советский композитор, автор музыки песен "На побывку" и "Милая мама".
Аверкин, Александр Петрович (1935-1995) - советский композитор, автор музыки песен "На побывку" и "Милая мама".

Зыкина была солисткой хора Всесоюзного радио, Аверкин - молодым начинающим композитором. Песни он стал сочинять в годы армейской службы в Таманской гвардейской дивизии, в воинской части в 1957 году и было создано первое произведение. История об отправившемся на побывку молодом моряке вышла из-под пера того же поэта, который вскоре напишет «Оренбургский платок» - Виктора Бокова. Согласно воспоминаниям композитора, поэт вместе с Зыкиной приезжали в часть. Так и появилась песня.

На радио её приняли лишь со второго раза. Предположительно, причиной того, что песню сначала забраковали, была как раз молодость композитора.

«Ну как же так? Молодой человек показывает первое свое произведение – и сразу принять?» - цитируют источники воспоминания композитора. Аверкин обещал доработать произведение, но знакомый композитор, земляк Анатолий Новиков посоветовал не портить песню. Автор почти ничего не стал менять, показал произведение повторно и его приняли.

Песня была записана под баян. На самой первой записи 1957 года Зыкиной аккомпанирует сам автор музыки на пару с К. Григорьевым. На музыкальном видео для телевидения, датированном 1961 годом, Зыкина поёт «На побывку» под сопровождение аккордеонистов Николая Глубокова и Михаила Двилянского.

«Милая мама»

Муз. А. Аверкин, ст. И. Лашков

После службы в армии, отправляясь в командировку, Александр Аверкин в поезде познакомился с поэтом Игорем Лашковым. Попутчики разговорились. Композитору попалась на глаза записная книжка Лашкова, а в ней первые строки «Письма матери». Именно так в первоначальном варианте называлась песня с музыкой Александра Аверкина «Милая мама». Мелодия припева родилась у него сразу.

Вскоре Аверкин дописал всю музыку уже без текста, так как стихи ещё не были полностью готовы. Вдохновившись показанной композитором мелодией, Лашков сочинил множество куплетов. Из них путем долгих споров выбрали несколько. Так родилась трогательная песня о матери.

Людмила Зыкина стала первой исполнительницей композиции на столь волнующую для неё тему.

«Восемнадцать лет»

Муз. О. Гришин, ст. В. Застрожный

Эту композицию именуют «песенным» символом молодости своего времени – поколения начала 60-х. Музыку к ней сочинил композитор с «говорящим» именем – Октябрь Васильевич Гришин, музыкант из Пензы, руководивший местным народным хором, который ныне носит его имя.

Стихи, «наполненные мечтательным настроением», как характеризовал их композитор, написал Владимир Застрожный. Поэт и выступил инициатором создания песни.

«Однажды Владимир Кириллович предложил написать мне песню о любви, о чувстве, которое всю жизнь остается дорогим и памятным. Показал четверостишье. В нем была строчка про 18 лет. Решили сделать ее ключевой»,

- рассказывал Октябрь Гришин.

Создание песни датировано 1958 годом. Впервые она прозвучала в Пензе со сцены драмтеатра, а всесоюзную известность получила после исполнения в Кремлевском дворце в 1961 году, в присутствии Хрущева и Фурцевой, высоко оценивших произведение. Первой исполнительницей песни стала Вера Аношина, спевшая её с Пензенским народным хором.

К тому же 1961 году относится и исполнение этой песни Людмилой Зыкиной. Фрагмент телевизионного концерта №23 - с такой датировкой представлен Ю-туб каналом «ТРИАЦИТАТ ТВ»

Песня «18 лет» переведена на другие языки, в частности, немецкий и японский.

«Бежит река»

Муз. Э. Колмановский, ст. Е. Евтушенко.

Закольцевали сегодняшнюю подборку хитов Людмилы Зыкиной «речные песни», открывала её «Течет река Волга», а закрывает песня «Бежит река» - творение авторского тандема, создавшего «Хотят ли русские войны», «Вальс о вальсе» и другие.

«Бежит река, в тумане тая,
Бежит она, меня маня.
Ах, кавалеров мне вполне хватает.
Но нет любви хорошей у меня»,

- эти строки от женского лица сочинил классик советской поэзии Евгений Александрович Евтушенко, а на музыку их положил Эдуард Колмановский. Произведение датировано 1960 годом.

Писалась эта песня к спектаклю «Без креста» театра «Современник» и посвящена одному из его основателей – старшему представителю актерской династии Ефремовых, Олегу Николаевичу. Ему принадлежала идея добавить в постановку красивую душевную женскую песню. За ней Ефремов обратился к своему приятелю – композитору Колмановскому.

Ещё до премьеры спектакля песня попала в репертуар Хора русской песни Всесоюзного радио и телевидения, её исполнил дуэт Екатерины Семёнкиной и Антонины Фроловой. Уже к 1963-му году, когда на сцене «Современника» шел спектакль, композиция была широко популярной.

В дальнейшем её пели многие. Вариант Людмилы Зыкиной – один из самых памятных, в её исполнении «Бежит река» прозвучала в фильме-концерте песен Эдуарда Колмановского 1978 года.

Также песню исполняли Людмила Сенчина и Мария Пахоменко.

Эпилог

В репертуаре Людмилы Георгиевны было порядка 2000 песен, выбрать из них 7-10 и даже 15 главных – задача непосильная, можно выделить лишь отдельные эпизоды. У каждого будет свой список. Посвятив основную часть эстрадным композициям советских авторов, нельзя не упомянуть и другие пласты её репертуара. Как представительница жанра народной песни Людмила Георгиевна дала своё прочтение знаменитым фольклорным произведениям. Широко популярно её исполнение песни «Степь да степь кругом».

Блистательно Зыкина исполняла и знаменитую «Тонкую рябину». Обе эти композиции восходят к стихотворным произведениям Ивана Сурикова.

Голосом певицы в советское время звучали и классические романсы дореволюционной эпохи, например «Не пробуждай воспоминаний»

В конце века уже прославленная артистка, живая легенда советской эстрады, записала яркие дуэты с героями новой эпохи. В 1996 и 1997 годах она исполнила две песни с лидером группы «Любэ» Николаем Расторуевым. «Побеседуй со мной» - композиторская работа продюсера коллектива Игоря Матвиенко и одного из его главных соавторов – Александра Шаганова.

А вторая их совместная песня – интерпретация хита «Течет Волга».

Теплые дружеские отношения сложились у легендарной артистки с популярным в 90-е молодым певцом Юлианом, они познакомились на гастролях, поселившись в соседних гостиничных номерах.В интервью артист неоднократно называл Людмилу Георгиевну своей «крестной творческой мамой». В реалиях нового века он выбрал нишу продолжателя советских песенных традиций, а песни ему в репертуар писал прославленный семейный и творческий тандем Александры Пахмутовой и Николая Добронравова, ими была создана песня-диалог «Мать и сын», исполненная Юлианом совместно с Зыкиной в 1999 году.

Не будет преувеличением сказать, что не познавшая радость материнства Людмила Георгиевна стала музыкальной мамой нескольких поколений, взращённых на её обволакивающем теплом голосе. Зыкина – музыкальная константа второй половины XX века, она оставалась на сцене до последних дней.

Текущий 2024 год ознаменован двумя хронологически близкими друг другу памятными датами – 95 лет со дня рождения Людмилы Георгиевны и 15 лет как её нет с нами.

В 2009, отметив 10 июня своё 80-летие, Народная артистка СССР собиралась гастроли, но им не суждено было состояться. Спустя 20 дней после юбилея – 1 июля её сердце остановилось. А песни, записанные и исполненные ею более чем за полвека творческой карьеры, и её узнаваемый голос в памяти народной не замолкают.

Материал основывается на данных из открытых источников.

Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимых исполнителей и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.

Читайте также: