«Ты накинь, дорогая, на плечи оренбургский пуховый платок» или «Нарьян-Мар мой, Нарьян-Мар, городок не велик и не мал» - строки нетленных советских песен, известных многим поколений. Они стали для этих городов песенными символами, негласными эстрадными гимнами. А написал эти две знаменитые песни один и тот же автор. Звали его Григорий Пономаренко. Он много путешествовал по стране, судьба помотала его по городам и весям. В эпоху «официального искусства» 60-70-х он не творил «под заказ», собирал фольклор и прослыл «народным» композитором в подлинном смысле этого слова, серьёзного музыкального образования не имел, посвятил себя лирической песне. Его произведения памятны многим слушателям по сей день. Истории некоторых творений Григория Пономаренко – в материале «Журнала МУЗилка».
Путь «народного» композитора-баяниста
Крестьянский сын, рожденный уже при советской власти, в 1921 году, в селе Моровск Черниговского района, был крещен в православии. Начальные знания о нотной грамоте получил в местной церкви. Об этом сам Григорий Федорович рассказал в воспоминаниях, приведенных в посвященном ему документальном фильме 2003 года. Православные традиции семьи он связывает с родословной, с происхождением фамилии.
«Род мой пономарей, дед мой в колокольне звонил звонарем»,
- рассказывал композитор.
На фотографиях, которые можно найти на просторах сети, Григорий Федорович часто изображен в обнимку с баяном, который отлично дополняет его образ. Инструмент он начал осваивать ещё в пятилетнем возрасте, мальчишка играл на сельских праздниках.
Подростком, переехав с семьей в Запорожье, Гриша занимался в театральной студии и сочинял под баян мелодии к спектаклям.
В конце 30-х, уже в Киеве, юного талантливого парня принимают в ансамбль НКВД на позицию баяниста. С этим коллективом он прошел всю войну.
Далее музыканта ждала всесоюзная столица. Его пригласили в престижный ансамбль имени Осипова. В начале 50-х он – ведущий баянист коллектива. Казалось бы, карьера шла к своему пику, о чём ещё можно мечтать, однако в один прекрасный момент, как вспоминал сам композитор, он бросил всё и уехал на Волгу.
«Мне вдогонку проклятия были, чудак ты, все в Москву стремятся, а ты Москву бросил, а теперь представьте, если бы я не поехал, не было бы Пономаренко, вот она где жизнь. Вот и поехал я на Волгу, это и была моя народная консерватория»,
- рассказывал композитор.
Из Москвы Пономаренко ехал не «в никуда». Решение было принято после знакомства с Петром Милославовым, хормейстером из Куйбышева. Он предлагает Пономаренко сотрудничество, предлагая должность музыкального руководителя в своём коллективе – Волжском народном хоре.
В Самаре Григорий Федорович живет до 1963 года, пишет песни, участвует в фестивалях, в этот период выходит его первый песенный сборник, творения Пономаренко звучат во всеуслышание. Следующие десять лет жизни композитор провел в Волгограде, где работал с заводским хором.
Однажды ему приходит письмо из Краснодарского края. Отправитель Г. Золотухин – первый секретарь крайкома партии, в послании – признание в любви от жителей Кубани и приглашение на работу: «Вся Кубань Вас поёт, приезжайте к нам».
Руководившая краевым управлением культуры чиновница собственной персоной приехала в Волгоград, чтобы встретиться с композитором лично и «забрать с собой».
С 1973 года Григорий Федорович обрел «вторую родину», так сам композитор называл Кубань. Он обосновался в Краснодаре, где и прожил до конца своих дней.
«Покатил по кубанским станицам, аулам Адыгеи, где мои песни знали, любили, пели. Мне ли не любить тебя, моя Кубань, и всех кубанцев, поющих мои песни, в любую погоду заполнявших концертные залы! Мне не всегда здесь было легко, но несмотря ни на что, я всегда благодарил судьбу за то, что живу в чудесном крае»
, - писал в своих воспоминаниях композитор.
Он пользовался истинно народной любовью, те, кто знал Григория Федоровича, вспоминают его как доброго простого русского мужика, искренне увлеченного песней, ценившего и понимавшего обычных людей.
«Григорий Федорович был человеком мягким, открытым, искренним. Несмотря на свою известность, он откликался на любые просьбы. Он с большим уважением относился к людям труда, и они это понимали, отвечали ему огромной любовью. Он был гением своего времени. Нередко его песни считали народными. Но разве это не лучшая похвала?»,
- писала о Пономаренко Лариса Новосельская, глава краснодарского краевого отделения Союза писателей.
Во второй половине жизни, в Краснодаре, композитор обрел личное счастье с Вероникой Журавлевой. Певица, народная артистка России – человек заслуженный в своём регионе.
Григорий Федорович – Народный артист СССР, это почетное звание ему было присвоено лишь в 1990-м году.
«Оренбургский пуховый платок»
Ст. В. Бокова, исп. Оренбургский народный хор, Л. Зыкина и другие
Запорожье, Москва, Самара, Волгоград, Краснодар, а где же в такой обширной жизненной географии нашлось место Оренбургу, и довелось ли автору песни побывать в нем? Да, довелось. Песня родилась на оренбургской земле. Пономаренко прибыл сюда в 1958 году в творческую командировку, на пару с приятелем и соавтором поэтом Виктором Боковым.
Они были приглашены с целью создания репертуара для местного хора. Поэта и композитора попросили написать композицию, которая могла бы стать для коллектива «визитной карточкой». Для такой «заглавной песни» нужен был местный колорит. Задача оказалась не из легких. Авторы долго не могли нащупать тему и «яркий образ». Нашелся он сам собой, уже под конец визита.
Есть такая традиция – привозить с собой из путешествия сувениры родным и близким, она и сыграла свою роль в этой истории. Виктор Боков выбирал подарок для матери, лучшего варианта, чем пуховый платок, в Оренбурге сложно было придумать. Оренбургский «гостинец» отправился в подмосковный Сергиев Посад (в те годы – Загорск), а сам поэт, вдохновившись, сочинил стихи, которые в тот же вечер были положены на музыку его соавтором Григорием Пономаренко.
Немного иначе эта же история преподнесена в посвященном Пономаренко материале газеты «Аргументы и факты». Она представлена через воспоминания журналиста, лично знавшего Григория Федоровича. Ссылаясь на слова композитора, рассказчик сообщает, что подарок для матери выбирал сам Григорий Пономаренко, а не поэт Боков. За давностью лет, это уже не так и важно, главное, что в результате появилась песня, ставшая известной на всю страну.
На следующей репетиции авторы показали своё творение солисткам народного хора. Под впечатлением, девушки вспомнили своих мам и разрыдались. Такая реакция побудила руководителя коллектива забраковать произведение. Но все-таки в репертуар народного хора песня «Оренбургский пуховый платок» попала.
Всесоюзным хитом песня стала, зазвучав голосом Людмилы Георгиевны Зыкиной.
«Ой, снег, снежок»
Ст. В. Боков. Исп. Оренбургский народный хор, Л. Зыкина, Т. Стрелкова и другие
Для Оренбургского хора Пономаренко и Боков написали несколько песен. В той самой поездке 1985 года родилась композиция, которая на слуху до сих пор и наверняка многими принимается за «народную» при известных авторах:
«Ой, снег, снежок, белая метелица,
Говорит, что любит, только мне не верится»
Эта песня также вошла в репертуар Людмилы Зыкиной, прозвучала в телевизионном фильме-концерте 1961 года.
Разухабистую зимнюю песню подхватили и другие певицы. 1963-1964 годом датированы записи Тамары Стрелковой.
В современную эпоху в телевизионных концертах «Ой снег, снежок» исполняет представительница династии «певцов-народников» Марина Девятова.
«Ивушка»
Ст. В. Алферов. Исп. Волжский народный хор им. Милославова, Л. Зыкина.
Людмила Георгиевна Зыкина исполнила и прославила целую вереницу песен Григория Федоровича. В Советском Союзе и за пределами страны в её исполнении снискала известность песня «Ивушка».
Она была написана в 1957 году для Волжского народного хора по просьбе хормейстера Милославова.
Песня вдохновлена окрестной природой. Автором текста считается куйбышевский поэт Василий Алферов. Заглавный образ и строки, ставшие «отправной точкой», были придуманы самим композитором.
Как-то, отправляясь на рыбалку на Волгу, Григорий Федорович вдохновился видом склоняющихся на речными водами ивовых ветвей, в голове сами собой родились рифмованные строки.
«Я не поэт, но, глядя в тот момент на зелененькое, стройное деревцо, подсознательно почему-то искал рифмы: ива-ивушка. Какая она зеленая. Ива, ивушка. Ивушка зеленая, над рекой склоненная. Слова как-то сами срифмовались»,
- приводятся в источниках воспоминания Пономаренко.
При себе не было ничего, чтобы записать придуманное. Композитор чувствовал, что нащупал образ будущей песни, решил вернуться, позвал лодочника. Напевал про себя, чтобы не забыть. Пока переправлялся через Волгу, сформировалась мелодия.
«Приехал домой, звоню Василию Алферову, это мой друг, поэт. Говорю: «Вася, приезжай немедленно, по-моему, рождена та песня, которую мы с тобой ждем». Он приехал, послушал. – «Да, говорит, Гриша, хорошая». И он туда написал все запевы, а припев остался мой»,
- рассказывал композитор в телеэфире 1988 года.
Есть версия, что в дальнейшем слова были исправлены другим поэтом – Александром Скоромыкиным, с уговором, что официальное авторство останется за Алферовым. Информация приводится со ссылкой на рассказ композитора Евгения Тюрина. Насколько она достоверна – судить не могу.
В библиографии поэта Василия Алферова стихотворение запечатлено в сборнике «Песенный край».
Песня была впервые исполнена женской группой хора Милославова. Песня осталась в репертуаре коллектива, ныне носящего имя основателя и хормейстера.
«Тополя»
Ст. Г. Колесников, исп. Е. Шаврина, ансамбль "Орэра", позже - "Золотое кольцо".
В начале «волгоградского периода» композитор повстречал тогда её совсем юную певицу Екатерину Шаврину. Местная красавица очаровала композитора, стала его гражданской женой. Некоторые известные песни Григория Федоровича явились широкому слушателю в её исполнении.
Шаврина первая исполнительница песни «Тополя» на стихи Геннадия Колесникова, выступала с ней на Голубом огоньке 1965 г.
«Песня о тополях - неспешный разговор человека с деревом», - так описал лейтмотив произведения автор стихов.
Многие поэтические строки Геннадия Михайловича были положены на музыку. «Тополя» композитора Григория Пономаренко называют «символом советских 60-х». Выражаясь современным языком, это главный хит на стихи Колесникова. Жизнь поэта была связана с Пятигорском, здесь он родился и упокоился в 1995 году. На могиле автора в честь его знаменитой песни посадили тополь.
В разные годы «Тополя» пели многие. В 1967-м она зазвучала в исполнении грузин, вокально-инструментального ансамбля «Орера» из Тбилиси.
Также эту композицию пела Нина Пантелеева, её записи датированы 1970-ми годами.
В постсоветскую эпоху «Тополя» взяла в репертуар Надежда Кадышева. Песня издана на альбоме группы «Золотое кольцо» «Виновата ли я» 1995 года.
«Нарьян-Мар, мой Нарьян-Мар»
Ст. И. Кашежевой, исп. Е. Шаврина, Кола Бельды.
Из уст Шавриной во всеуслышание зазвучала песня о северном городе Нарьян-Маре. Композитор с молодой женой побывали там в 1964 году. В поездке по Ненецкому автономному округу супруги познакомились с комсомолкой Галиной Шлыковой, ей было поручено сопровождать музыкантов. Специально для девушки Пономаренко и сочинил песню о её родном городе. Шлыкова спела её на местном мероприятии, тем самым оставшись в истории, как первая исполнительница хита, который потом стала исполнять Шаврина.
Зазвучав на эстраде, песня получила известность далеко за пределами региона, став «первой ассоциацией» с Нарьян-Маром в разных уголках огромной страны. Композицию подхватил Кола Белды. Колоритный нанаец запел её во второй половине 70-х, песня органично подошла образу «певца севера», именно его исполнение считается наиболее узнаваемым.
«Растет в Волгограде березка»
Ст. М. Агашиной, исп. Л. Зыкина.
Волгоград, где Григорий Федорович провел десять лет жизни, запечатлен в популярнейшей песне с его музыкой, написанной с частым соавтором, почетной гражданкой города Маргаритой Агашиной.
Исполненная Людмилой Зыкиной песня «Растет в Волгограде березка» принесла поэтессе широкую известность.
В истории красивой лирической песни запечатлен трагический росчерк великой войны: на месте ожесточенных боев, на выжженной сражениями земле Мамаева кургана стараниями местных жителей была высажена березовая роща. С соответствующим предложением к горожанам по местному телевидению обратилась инженер Лидия Пластикова. Откликнулись многие.
Сталевар Федор Рахунов, потерявший на войне четырех братьев, посадил березку в память о них. Возле дерева установил мемориальную табличку с именами. Согласно распространенной версии, этот «живой памятник» и вдохновил Маргариту Константиновну на создание поэтических строк.
А где мне взять такую песню
Ст. М. Агашина, исп. О. Воронец
Завершает подборку известнейший образец совместного наследия Пономаренко и Агашиной, песня о песне:
«А где мне взять такую песню —
и о любви, и о судьбе,
и чтоб никто не догадался,
что эта песня — о тебе?
– написала Маргарита Агашина в 1967-м году.
Первое и наиболее известное исполнение принадлежит Ольге Воронец. Она представила песню на «Голубом огоньке» 1969 года.
Заглавная строчка «А где мне взять такую песню» часто используется и обыгрывается в заголовках материалов, названиях мероприятий, творческих вечеров, посвященных и поэтессе Агашиной, и композитору Пономаренко.
Бонус: Песни на стихи Есенина.
К творчеству классика, поэта серебряного века Сергея Есенина обращались советские композиторы всех возможных жанров. Вдохновлялся его поэзией и Григорий Федорович, создав целый пласт песен на стихи Есенина, в общей сложности более 20-произведений, хватит ни на одну такую подборку. Песни «есенинского цикла» создавались композитором в 60-х в Волгограде и в 70-х в Краснодаре.
Под музыку Пономаренко зазвучали известнейшие поэтические тексты Сергея Александровича. Несколько песен вошло в репертуар Иосифа Давидовича Кобзона, он исполнял: «Отговорила роща золотая», «Не жалею не зову не плачу», «Дай, Джим, на счастье лапу мне (Собаке Качалова) » и другие.
Песня «Отговорила роща золотая» также исполнялась Николаем Сличенко, ансамблем Орэра и многими другими.
Стихотворение «Не жалею, не зову не плачу», написанное в 1921 году, Пономаренко положил на музыку в 1963-1964 гг. В числе прочих её записал вокально-инструментальный ансамбль «Голубые гитары», исполнение датировано 1970-м годом.
*****
Жизненный путь Григория Федоровича оборвался трагически в первые дни 1996 года. 7 января 74-летний композитор разбился в автомобильной аварии на объездной трассе у Краснодара.
В регионе чтят память композитора, его имя носит Краснодарская филармония, возле которой установлен памятник Григорию Пономаренко, в его квартире работает дом-музей.
Вспоминая о муже, Вероника Журавлева рассказывала, что он, шутя, говорил ей:
«Забудут Гришкины песни и станут их петь как народные. А что в этом плохого? Все равно они будут жить».
И действительно, его песни, ставшие лейтмотивом своего времени, поют до сих пор, порой даже не зная автора.
Материал основан на информации из открытых источников. Спасибо, что дочитали до конца, буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте хорошие песни и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.