Софья Палеолог, супруга Ивана III — одна из самых известных великих княгинь древней Руси. Женился на ней великий князь московский после кончины своей первой супруги - Марии Борисовны Тверской. Заключил этот бесполезный, по сути, для России брак Иван III, чтобы получить статус хранителя православной веры после падения византийской династии Палеологов.
Молодая супруга
Прибыв в Московию, племянница последнего константинопольского правителя Софья, попала в совершенно незнакомую ей обстановку. Поначалу 17-летняя южанка-византийка, конечно, чувствовала себя неуютно в «дикой» северной стране.
Но позднее Софья, хорошо принятая своим немолодым уже мужем, вполне освоилась в Московии. Иван III окружил молодую супругу теплом, заботой и вниманием и в великокняжеских теремах она каталась как сыр в масле. Однако с течением времени все изменилось.
Иван Молодой
При дворе образовалось две соперничающие между собой группировки. Одна из них поддерживала Софью и рожденных ей Ивану III детей. Другая встала на сторону Ивана Молодого — первенца великого князя, рожденного ему первой супругой Марией Борисовной.
Софья знала, что ее муж очень любит Ивана и ревновала к нему своих детей. Конечно же, византийской принцессе совершенно не нравилось то, что ее супруг намеревался в будущем передать трон первенцу, а не ее старшему сыну Василию.
В первое время Софья ничего не предпринимала, и просто жила в своих покоях, воспитывая малолетних детей. Однако позволить отодвинуть себя на второй план гордая византийка не могла. В душе у Софьи начала зреть неприязнь к Ивану Молодому, а заодно и к его матери — своей предшественнице.
Роскошное ожерелье
Видимо именно злость и желание показать, кто теперь настоящая великая княгиня и хозяйка княжеских теремов, и сподвигли Софью Палеолог втайне от мужа запустить руки в сундуки Марии Борисовны Тверской.
Перебирая ценности первой супруги Ивана III, молодая княгиня нашла и самое дорогое ее украшение — роскошное жемчужное ожерелье, переливающееся драгоценными камнями. Сама эту драгоценность Софья, конечно, носить не стала. Византийка понимала, что это может вызвать гнев Ивана III.
Однако не показать себе хозяйкой и государыней Софья не могла. Втайне от мужа великая княгиня подарила роскошное ожерелье своей племяннице — Марии Палеолог, дочери ее брата Андрея, приехавшей в Московию. Желая поддержать византийских родственников, Софья лично устроила брак Марии с князем верейским Василием Удалым. Ожерелье стало подарком невесте от любящей тетушки на свадьбу.
Возможно, этот поступок Софьи и сошел бы ей с рук, пройдя мимо внимания Ивана III. Но в какой-то момент великий князь Московский неожиданно вспомнил об ожерелье первой супруги.
Соперница
В 1483 году засидевшийся в бобылях Иван Молодой наконец-то решил жениться. В невесты сыну и наследнику Иван III выбрал молдаванку — дочь господаря Стефана Великого, Елену Волошанку. Свадьба состоялась и Елена обосновалась в Москве.
С Софьей у приехавшей в Россию молдаванки возникло недопонимание возникло практически сразу же. Вторая супруга Ивана III в то время считалась лишь матерью "запасных" наследников великого князя. Иван Молодой был крепок и здоров, а потому сыновьям Софьи в будущем «светили» лишь удельные княжества.
Елена Волошанка же обвенчалась с наследником. После кончины Ивана III именно она должна была стать государыней Руси и великой княгиней Московской. Соответственно, и авторитета Софьи Елена сразу же решила не признавать. Этим супруга Ивана Молодого, конечно, вызвала гнев второй жены Ивана III.
Внук
Еще больше отношения между Софьей и невесткой обострились, когда Елена родила Ивану Молодому сына Дмитрия. Появление следующего в очереди наследника еще больше отдалило сыновей византийки от престола.
Иван III же в свою очередь, конечно, был необыкновенно рад появлению внука. В благодарность невестке за рождение сына Ивану Молодому он и решил одарить ее роскошным ожерельем своей первой супруги.
Гнев князя
Украшения в сундуках Марии Борисовны посланные князем люди не нашли, после чего разразился грандиозный скандал. Софье пришлось каяться и признаваться в содеянном. Разъяренный самоуправством супруги, Иван III велел немедленно отобрать у Марии Палеолог подаренное ей тетей украшение, а заодно и в наказание вернуть в казну все приданное, выданное ей на свадьбу с князем Василием Верейским.
Политическая обстановка в те времена была такой, что Василий постоянно ожидал потери своего княжества. Иван III, которого, как известно, называли собирателем русских земель, мог попросту отобрать его у него.
Решив, что история с ожерельем и приданым - лишь повод для Ивана III лишить его родовых владений и покончить с ним, Василий Удалой собрал вещи и вместе с супругой бежал в Литву. Иван III послал за ним погоню, но Василий недаром получил свое прозвище Удалой. Посланники князя вернулись ни с чем.
В Литве Марию Палиолог и Василия приняли с распростертыми объятиями. Супругов обласкали и щедро одарили. Известно, что Василия Верейского в последующем очень тяготил статус перебежчика, но обратно в Московию он так больше никогда и не вернулся.
Борьба двух княгинь
После истории с ожерельем Софья Палеолог надолго впала в немилость у своего супруга. Елена Волошанка так и не получила своего ожерелья. Но ее партия укрепилась и между женщинами началась борьба не на жизнь, а на смерть.
Возможно, именно следствием этой борьбы стала кончина Ивана Молодого в 1490 году. Пасынок Софьи тяжело заболел и неожиданно скончался. Вызванный Софьей из Византии врач ничем ему помочь не смог. Наследник отошел в мир иной, а врач Софьи был казнен. Византийка вновь впала в немилость у Ивана, но все же вес ее при дворе после ухода Ивана Молодого увеличился.
Теперь на звание наследника могли претендовать или ее старший сын Василий, или же внук Ивана III, рожденный Еленой Волошанкой — Дмитрий. Противостояние женщин в конечном итоге окончилось победой более опытной Софьи. Великим князем и государем Руси стал Василий III, а Елена Волошанка и ее сын Дмитрий закончили свою жизнь в застенках.