Прав ли он был?
«Я всё сделал правильно» - такими были последние слова Акимова Александра Фёдоровича, старшего инженера и начальника смены турбинного цеха Чернобыльской АЭС.
Родился Александр Акимов в Новосибирске 6 мая 1953г.
В 1976-м году Акимов окончил Московский энергетический институт.
В начале 70-х Акимову переложили новую квартиру в Припяти и престижную работу на АЭС. Уже с сентября 1979 г. работал на Чернобыльской станции. Александр был старшим инженером по управлению турбинами. За отличную работу 10 июля 1984г. он был назначен на должность начальника смены четвёртого блока АЭС, где случится страшная авария спустя два года.
Акимов был молодым и добрым человеком. Любил свою работу и был доволен переменами в жизни.
Роковой весенний день ничего не предвещал. Все жили в ожидании Первомая. Акимов планировал выехать на предстоящие выходные в лес на отдых с друзьями.
Но ночь 26 апреля изменила не только планы, а и жизнь.
Придя на смену, Акимов узнал, что сегодня на блоке четыре планируется остановка реактора на плановый ремонт. Это должна была сделать дневная смена, но «Киевэнерго» не дал добро. Поэтому молодой смене предстояла, на первый взгляд, несложная задача.
В ходе работы что-то пошло не так. Отравленный реактор дал сбой. Ядерное топливо раскалилось до предела из-за скачков мощности.
Щит управления реактором ЧАЭС
01:23:40 секунд Александр Акимов и Топтунов решают нажать кнопку защиты "Аз-5".
В результате нажатия кнопки в активную зону реактора были введены все стержни-поглотители. Нажатие кнопки стало последней попыткой предотвратить страшную аварию.
В 01:23 раздался первый взрыв, а через две секунды раздался следующий.
Над четвёртым блоком ЧАЭС, по словам очевидцев, в воздух взлетели большие оранжевые куски. Они упали на крышу машинного зала. Начался сильный пожар.
К 4 часам Акимов уже несколько раз пробирался наверх к реактору, чтобы посмотреть, как работает водяные насосы.
После этого Александр Акимов и Леонид Топтунов изменили цвет кожи. Под сильным воздействием радиации их кожа стала коричневого цвета. Им было плохо. Радиоактивный фон достигал уже 5000 рентген в час. Напомню, что смертельная доза для человека 600 рентген. Молодые ребята, Акимов и Топтунов, до 8 утра ещё находились у блока 4. Утром к ним пришел на смену Виктор Смагин. По его словам инженеры ужасно выглядели: кожа имела тёмной-бурый цвет. Они уже не могли говорить. Акимов с трудом сказал Смагину в то утро: «Ничего не пойму! Мы всё делали правильно. Почему же? Ой плохо, Витя. Мы открыли все задвижки походу, проверь».
К сожалению Александр Акимов умер от лучевой болезни в шестой клинической больнице 11 мая 1986г.
До самой смерти Александр повторял: « Я всё делал правильно, не понимаю, почему так произошло».
Александр Акимов был награждён орденом Мужества третьей степени указом Президента Украины от 12 декабря 2008г.
Несмотря на все подозрения о виновности молодого инженера Александра Акимова в ночь катастрофы на Чернобыльской АЭС — светлая ему память!