Человек как биосоциальное существо
- Человек - это биосоциальное способностью создавать орудия труда и использовать их в процессе производства.
- Индивид - это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель природно-обусловленных черт.
- Личность - это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, реализующихся в общественной жизни.
Биологическая сущность (передаётся по наследству):
1. Строение тела человека
2. Наличие органов чувств
3. Тип темперамента
4. Биологические потребности
5. Приспособление к окружающей среде
Социальная сущность (формируется в обществе):
1. Изготовление орудий труда
и пользование ими в процессе
производства
2. Наличие сознания и мышления,
членораздельной речи
3. Способность к целенаправленной и
творческой деятельности
4. Ценностные ориентации, интересы
5. Социальные и духовные потребности
6. Наличие мировоззрения
Человек формируется в биологической и социокультурной среде. Процесс его возникновения, развития и становления как вида называется антропогенезом.
Существует несколько теорий происхождения человека, рассмотрим несколько из них:
- Религиозная теория: человек создан Богом
- Теория космического происхождения: пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа
- Теория Ч. Дарвина: человек - биологический вид, имеет естественное, природное происхождение, генетически связан с высшими млекопитающим
- Трудовая теория Ф. Энгельса: человека сформировал труд, а именно его специфические качества - сознание, язык, творческие способности
Каждый человек обладает биологической и социально-психологической индивидуальностью.
Индивидуальность - это уникальное
сочетание биологических и социальных качеств, которое отличает человека от всех других, формирующееся и изменяющееся в процессе его жизни.
Индивидуальность проявляется в наличии разного набора способностей у каждого человека.
Способности - это
индивидуально-психологические
особенности личности, которые
являются условиями успешного
осуществление
я деятельности и
определяют скорость овладениями
навыками и умениями.
Уровни развития способностей:
- Гениальность: наивысший уровень развития способностей, как общих, так и специальных, позволяющие создавать уникальные творения, которые открывают новую эпоху в развитии культуры.
- Талант: высокий уровень развития способностей (в первую очередь специальных), которые позволяют успешно решать сложные задачи в какой-то области деятельности создавать новые материальные и духовные ценности.
- Одарённость: такое сочетание способностей, которое даёт возможность достижение значительного успеха в выполнении той или иной деятельности
- Задатки: физические качества человека, присущие каждому от рождения, природная основа развития способностей (особенности строения мозга или нервной системы).