Найти в Дзене

"Нелюбовь". Разбор фильма

Не так давно, в одной из своих статей, я разбирала стили воспитания ребенка Читать здесь. Каждому стилю я дала небольшое описание, крупными мазками, так сказать, чтобы передать основу каждого из них. Потом я задумалась над тем, что было бы не плохо привести наглядные примеры каждого из них, опираясь на содержание фильмов. Кино снимают, сценарии пишут в основном на основе определенного опыта, взятого из жизни. И в поисках таких тематических фильмов, я наткнулась на очень показательную отечественную психологическую драму режиссера Андрея Звягинцева "Нелюбовь". Не могу не отметить игру замечательной актрисы Марьяны Спивак, которой удалось передать эмоциональное состояние своей героини, ее душевную боль, ее "нелюбовь". Сегодня постараюсь на примере данного фильма передать одну из сторон такого разрушительного типа воспитания, как попустительский (гипоопека). ! Цель данного разбора, как и всегда, обратить внимание зрителей на некоторые психологические моменты, которые могут быть упущены при
Оглавление

Не так давно, в одной из своих статей, я разбирала стили воспитания ребенка Читать здесь.

Каждому стилю я дала небольшое описание, крупными мазками, так сказать, чтобы передать основу каждого из них.

Потом я задумалась над тем, что было бы не плохо привести наглядные примеры каждого из них, опираясь на содержание фильмов. Кино снимают, сценарии пишут в основном на основе определенного опыта, взятого из жизни.

И в поисках таких тематических фильмов, я наткнулась на очень показательную отечественную психологическую драму режиссера Андрея Звягинцева "Нелюбовь". Не могу не отметить игру замечательной актрисы Марьяны Спивак, которой удалось передать эмоциональное состояние своей героини, ее душевную боль, ее "нелюбовь".

18+
18+

Сегодня постараюсь на примере данного фильма передать одну из сторон такого разрушительного типа воспитания, как попустительский (гипоопека).

! Цель данного разбора, как и всегда, обратить внимание зрителей на некоторые психологические моменты, которые могут быть упущены при просмотре, но очень важны. Поэтому спойлер неизбежен...

Сюжет картины разворачивается с того, что пропадает Алеша, сын родителей, которые оказываются в процессе развода и ненавидят друг друга..

В полиции считают этот случай обычным делом для подростка и называют ребенка "бегунком", таким сухим и обезличенным существительным, за которым не разглядеть индивидуального случая... И не торопятся искать ребенка...

Ни один ребенок просто так из дома, где его любят, где он важен и нужен, не сбежит, такому поступку всегда что-то предшествует.

Алеша.

Глубоко одинокий мальчик 12 лет. Так уж вышло, что мать была не рада ни вести о беременности, ни его появлению на свет. Весь сюжет фильма построен на нелюбви к мальчику. Режиссеру удалось даже передать холодную пустоту, которая была у него внутри, осенней серостью и промозглостью.

Родителей мало интересовали увлечения сына, мать даже с трудом смогла вспомнить его единственного друга на допросе после его пропажи.

При живых родителях, наличии бабушки ребенку некуда было примкнуть, каждый был сам по себе.

В сцене громкой ночной ссоры родителей мальчик, стиснув зубы от страха, обиды и отчаяния тихонько плакал за дверью, слушая как они орут друг на друга не стесняясь в выражениях. Затем отправился в темную комнату и снова плакал...Никто даже не зашел проверить спит ли ребенок, после такого шума...

-2

Важно! Всегда в ссорах родителей и разводах дети в первую очередь винят себя! "Со мной что-то не так", "Это я виноват"..

Замечу, 12 лет- это младший подростковый возраст, характерный буйством чувств и эмоций, бунтарский период и это нормально. Ребенок чувствует себя каким-то не таким, самооценка падает из-за физиологического изменения организма и ему как никогда в этот период требуется опора в лице близкого взрослого, понимающего, принимающего и любящего, которого Алеша не находит ни в своих родителях, ни, как выяснится позже, в бабушке.

Когда Алеша пропал, мать это заметила не сразу, он как будто пустое место в этой "семье".

Мать Алеши Женя.

До замужества Женя жила с матерью (про отца умалчивается). Образ ее матери оставил след на взрослении женщины, но о ней потом.

Вышла замуж за Бориса "по залету". Позже она признается ему, что никогда его не любила, и вышла за него, потому что с матерью жить больше не было сил.

Побег из дома может быть не только буквальным, как в ситуации Алеши, но и как в случае его матери- скорее выйти замуж хоть за кого-нибудь, но только не оставаться в этом доме!

В каждом слове главной героини читается отвращение и ненависть к своему мужу. Прошлые обиды, как густой туман, затмевают сознание женщины.

Сына она тоже не любила или, лучше сказать, не давала себе его полюбить... До сих пор жалеет, что родила.

В данном случае Женя проецирует образ ненавистного мужчины на ребенка. Она полностью связывает ребенка с отцом. Ее фразы, брошенные с отвращением "он весь в отца, даже пахнуть как он начинает" это подтверждают..

В диалоге с вот-вот бывшим мужем, хотя диалогом это общение назвать сложно, зрителю дают понять, что мать приняла решение отдать ребенка в интернат.. Ребенок в этой семье, как ненужный балласт, пока были вместе- терпели, а теперь пора личную жизнь налаживать...

Мать Жени.

Нельзя не отметить образ матери Жени. В кадре она появляется только единожды, но и здесь режиссеру удается провести красную нить всей этой истории, а именно роль этой авторитарной женщины в жизни своей дочери.

Авторитарный стиль воспитания ее матери, вынудил Женю сойтись с нелюбимым человеком, лишь бы сбежать из дома.. Склочная, сама себе на уме, вся в обидах и в убеждении, что дочь живет неправильно...

Она так и не приняла своего внука и даже не называла его внуком, никогда не интересовалась жизнью Алеши. И даже сейчас, когда почти бывшие супруги приехали с волонтером проверить здесь ли мальчик, она не отреагировала на эту тревожную новость.

Режиссер подчеркнул абсолютное безразличие "бабушки", в тот момент, когда нашелся ее телефон, после того, как никто не мог до нее дозвониться. Она бросила фразу "Слава Богу, нашелся", тогда как то, что все еще не нашелся ее внук, она будто пропускала мимо ушей...

Когда человек не находит в себе сил принять, простить, а живет в постоянном обвинении, ненависти, непринятии выбора другого человека, злости, то все вокруг будто заражается этим, получается порочный круг, из которого не видно выхода и который постепенно отравляет жизнь каждого, кто в нем находится...

Борис- вот-вот бывший.

Актер передал инфантильный образ своему герою Борису.

Его измена привела к окончательной жирной точке в их отношениях с Женей.

А возможно, отношение супруги к нему привело к измене? Каждый сделает вывод сам..

Борис работает в фирме, где директор-консерватор не приветствует разводов. Поэтому положение разведенного его волнует не с точки зрения самих отношений, а вернее их разрыва, а с точки зрения потери работы.

Весть о том, что Женя решила отдать сына в интернат повлияла на него не сточки зрения "Как же там будет наш сын, вдали от родителей, я буду волноваться за него" и "Тогда он будет жить со мной!", а с точки зрения "Нас достанут соц. работники..."

Видно, что и отцу до своего сына нет дела...

Вся эта история демонстрирует попустительский стиль воспитания в семье.

Никому до ребенка нет никакого дела: что он чувствует, чем увлекается, что любит, чем занят.

Холодная мать, инфантильный отец, отстраненная, полная ненависти бабушка.... Ребенку некуда деться, не к кому прижаться, некого обнять..

Нелюбовь- хорошее название этому фильму. Одно слово раскрывает то, что происходит в семье, когда она своим холодом обжигает до глубины души...

Любите своих детей просто так, без условий, будьте внимательны к их внутреннему состоянию, уважайте их желания и чувства, принимайте такими, какие они есть, но не забывайте про четкие границы и правила, в которых ребенок нуждается не меньше!

И еще... будьте счастливы и отпускайте обиды. Счастливые родители своим примером воспитывают счастливых детей, которым хорошо дома!