Место, где рождалась русская литература. Пустозерск и страшная судьба его узников

109 прочитали

Пустозерск, основанный в 1492 году первый русский город Крайнего Севера, теперь превратился в луг на Богородичном мысу, утыканный многочисленными крестами. Самыми разными - в память стоявших тут домов и на могилах живших тут людей. Но главные кресты Пустозерска - вот. Двойной поставлен в 1989 году в память Аввакума, одинарный - в 1996 в память других староверческих узников или даже всех жертв Раскола.

Пустозерск, основанный в 1492 году первый русский город Крайнего Севера, теперь превратился в луг на Богородичном мысу, утыканный многочисленными крестами.

Я когда-то уже показывал село Григорово в Нижегородской области - родину мятежного протопопа, ну а здесь - другая конечная точка его жизненного пути, пролегавшего в 1620-82 годах через окрестности Макарьева монастыря и городок Юрьевец на Волге (где он был приходским батюшкой, но слишком со многими перессорился, обличая несправедливость, бесчестие и бытовую ересь)...

Григорово
Григорово

...через Москву (где за свою начитанность и неистовость попал в кружок "ревнителей благочестия", там встретив и Никона - своего будущего антагониста), через Тобольск, Енисейск, Даурию, Лену, Тунгуску, Братск, снова Даурию, Байкал и Амур (куда он был отправлен Никоном фактически в ссылку, в казачий отряд под руководством воеводы-изувера Афанасия Пашкова... но сам выжил, а вот Настасья, любимая его жена и верная спутница, так и умерла)...

Даурия
Даурия

...снова через Москву (куда царь пригласил Аввакума после падения Никона, и лишь попросил хоть немного умерить своё правдорубство), через новую ссылку в Мезени, через суд над Никоном в Москве, где и Аввакума патриархи Констнатинополя и Антиохии вразумляли, что весь мир не может ошибаться, и если все от греков до литвин признали старомосковское православие искажённым, а киевское верным, то не гордыня ли спорить?

Мезень
Мезень

Но многие вещи, со стороны кажущиеся лишь формальными ритуалами, для староверов оставались глубокими символами - например смена двоеперстного крещения (где два вытянутых пальца олицетворяли двойственную сущность Христа, а три согнутых Троицу) троеперстным меняла в их понимании саму суть того, во что веруем, а Иисус не только отличался от Исуса по имени, но и в новом летоисчислении старше него был на 8 лет.

Да и многие реформы Никона с годами отыгрались назад, а первоначальный вариант того, что он сделал, был куда радикальнее вплоть до отказа от 8-конечного креста в пользу "католического" 4-конечного... Ну а Аввакум, судя по его биографии, был человеком, который патологически "не мог молчать", и ещё в годы служения в сельской церкви его не раз пытались убить оскорблённые купчины да старосты... В 1667 году лишённый сана Петров отправился в свою последнюю ссылку в Пустозерск. Тогда он был примерно таким:

Пустозерск, основанный в 1492 году первый русский город Крайнего Севера, теперь превратился в луг на Богородичном мысу, утыканный многочисленными крестами.-5

Здесь, вместе с ещё тремя лидерами староверов - священником Лазарем, диаконом Фёдором и иноком Епифанием - он много лет просидел в яме, откуда продолжал слать письма по Руси. В этой же яме, понимая, что крутых поворотов в его судьбе скорее всего уже не будет, Аввакум писал, сам того не понимая, первый русский роман - "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное", даже сквозь малопонятный язык 17 века произведение исключительно сильное (а сейчас и версия на современном языке есть).

И хотя были у русской литературы и другие зачинатели (в том числе Симеон Полоцкий, представлявший при царском дворе всё то, что Аввакум ненавидел), всё же в ней так и остался строгий взгляд старовера - ревнителя, обличителя и вечного борца.

При всём том к Аввакуму царь был относительно благосклонен и многое ему прощал: в яме он сидел хотя бы целым, в то время как его соратниками отрубили языки. Своё последнее письмо Аввакум написал уже к Фёдору Алексеевичу, и в письме том писал, что видел сон о том, как старый царь горит в аду. Возмущёный такими словами про родного отца, молодой царь быстро решил, кому здесь гореть - 11 апреля 1681 "пустозерские страдальцы" были казнены через сожжение.

На известной картине Григория Мясоедова их сжигают на кострах, по-европейски, но на самом деле на Руси практиковалась другая форма этой казни - сожжение в срубе, который служил по сути дела газовой камерой. Видимо, это и символизирует сруб у подножья креста, а две вертикальные перекладины - двоеперстное крещение.

О личности Аввакума и его роли в истории России (по мне так Раскол очень сильно недооценен) можно спорить много, но осознание, что на этом месте находится исток русской литературы (не единственный, но на мой взгляд важнейший) само по себе потрясает.

Пустозерск, основанный в 1492 году первый русский город Крайнего Севера, теперь превратился в луг на Богородичном мысу, утыканный многочисленными крестами.-6

С недавних пор, с 2012 года, на Богородичном мысу обосновались староверы, как и в самом Нарьян-Маре - беспоповцы Поморского согласия. Они построили часовню Аввакума и трапезную Святой Анастасии в память его жены, умершей от голода в степях Даурии.

Пустозерск, основанный в 1492 году первый русский город Крайнего Севера, теперь превратился в луг на Богородичном мысу, утыканный многочисленными крестами.-7