Быстрые дела после 50 стали делаться медленнее, но зато и на "поспать" в этом возрасте уходило меньше времени. Этим фактом уравновешивалась жизнь с её укладом и бытом.
Елизавета проснулась, когда не было ещё и пяти утра. Расчесала волосы цвета серого бездомного кота, заколола шпильками жидкую косу. Опять тот же сон приснился:
будто входит она в деревянный деревенский дом, там колдун живёт, ей к нему надо. Но колдун, выводит её назад, за крыльцо, ведёт под локоть на улицу. На улице сумерки, ходит жёлтая собака по траве. И всё. Колдун, что-то всегда говорил пока вёл Елизавету из дому, но она не помнила о чём.
Сон не пугал. Елизавета не просыпалась в ужасе и с сердцебиением, но настораживал своей регулярностью, как-будто в кинотеатре смотрела она один и тот же фильм, навязчивый и запоминающийся.
В молодости Елизавета много спала, уставала сильно, но все дела производила с энергией боксёра и быстротой спринтера. Сны не снились совсем, а вот после пятидесяти сон с колдуном замучил. И собака эта жёлтая...
Она работала старшим научным сотрудником в техническом институте, на пенсию не пошла по причине того, что не хотела оставаться дома и ухаживать за больной матерью. Наняла опытную сиделку, хорошо оплачивала её труд, сама уходила каждый день на работу.
Мать заболела лет десять назад. Лежала теперь в спальне, бывшей Андрюшиной комнате, расплывчатым розово-серым тестом на кровати, в окружении подушек и отдавала приказания, источала просьбы, выдумывала капризы. Умом она тронулась, но иногда вела себя вполне адекватно. Врачи говорили, что это временные просветления, а Елизавета почти точно знала, что мать придуривается, мастерски, с актёрской прозорливостью, разыгрывает своё коварное безумие. В такие дни она кидалась *овном из памперса, кричала матерные слова, требовала мужика с большим хозяйством, плевалась кашей. Этого Елизавета не могла вынести. В дни обострений, сиделка, за отдельную плату, оставалась на несколько дней с матерью.
-Лизка!- раздалось из материнской спальни.
Господи, ведь всего лишь шесть утра. Почему она так рано проснулась? Лекарство, купленное за большие деньги по индивидуальному рецепту, должно сонно действовать на мать до 8 утра, а там уж и сиделка придёт.
Елизавета накрыла заварной чайник чистым вафельным полотенцем и, вздохнув, пошла к матери в комнату.
-Что, мама?
-Жрать хочу. Каши дай.
-Хорошо, сейчас приготовлю овсяную кашу.
-Надоела твоя овсянка! Рис вари.
-Мама, рис тебе нельзя, может быть запор.
-Тебе только всё можно, гадина паршивая! Вари рис, потом клизму сделаешь! -и захохотала.
Поставила вариться кашу. Рисовую на воде. Надо бы мать переодеть, памперс поменять, подумала Елизавета, но решила дождаться сиделку. Ведь не требует.
Вспомнила своё детство.
Отец ушёл, когда Лизе было 7 лет. Теперь она понимала, что терпел он мать слишком долго. Не принимая уход отца, Лиза обижалась на него и скучала. Измотал он себе нервную систему пока жил с матерью, научился ругаться, как мать, есть подгорелые обеды.
Лизу отец сильно любил, может быть, из-за неё, Лизы, так долго прожил со вздорной женщиной. На вид она была красива, молодая мать Лизы. С короткой рыжей стрижкой, маленького роста, очень шустрая, с интересным говором. Песни пела, на гитаре играла. Жила никого не замечая. Только себя. Актриса и нимфоманка.
Из-за маленького роста, каблуки она носила всегда высокие, ножка была тоже маленькой. Редко ей доставались туфли с каблуками нужного размера, поэтому мать покупала обувь больших, чем её ступня номеров, носы туфель заполняла ватой. Эти ватные треугольники иногда выпадали из своих тайных мест и лежали в прихожей грязными ватными комочками.
Когда мать поняла, что беременна, то аборт делать не захотела, боялась, что больно будет. Поэтому родилась Лиза. Отец женился на ней почти умирая от счастья и любви.
Лиза мешала матери всегда, с первого дня. Уже в роддоме она отказалась кормить её грудью.
Часто мать уходила в ночные приключения, оставив совсем крошечную дочку на попечение молодого мужа. А он, проведя бессонную ночь с грудным ребёнком, шёл встревоженный, думая, что он во всём виноватый, на работу. С трудом он уговаривал свою маму (она была не здорова) или сердобольных соседей, присмотреть за Лизой пока он работает. Загулы матери были долгими. Брал он больничные, внеплановые отпуска. А мать развлекалась с удовольствием и вечным смехом, не задумываясь, какие страдания она приносит близким.
Всё-таки отец однажды ушёл.
После ухода отца, маленькой Лизе стало совсем уж плохо жить. Голод, одиночество, изощрённые оскорбления, побои-это всё, что ассоциировалось со словом "мама".
Когда в квартире ночевали посторонние мужчины, Лиза спала на кухне в маленьком кресле, но слышимость была хорошая.
Мать, кажется и не заметила, что отца не стало рядом.
На удивление всем, Лиза школу закончила очень хорошо и сразу поступила в институт. А там давали общежитие. Соседка тётя Валя работала в общежитии комендантом, зная все обстоятельства жизни Лизы, устроила её в двухместную комнату с хорошей девочкой Светой из провинции.
Потом были счастливые годы. Учёба, встреча с Павлом, весёлая, но бедная студенческая свадьба у костра в лесу.
Им выделили маленькую отдельную, очень светлую комнату в общежитии. И все события того времени, казались озарёнными солнечным светом укрытым нежным тюлем с васильками.
Когда родился сын Андрюша, Лиза с Павлом были уже молодыми преуспевающими специалистами, им выделили двухкомнатную квартиру рядом с институтом. Мать в эти годы мало о себе напоминала. Лиза тоже не скучала о ней.
Один раз, в гостях у друзей, в прихожей, Лиза увидела на полу маленький ватный треугольник выпавший у какой-то женщины с маленькой ножкой из обуви. Елизавета застыла, резко и сразу оптом вспомнила годы детства, орущую оскорбления мать. Её передёрнуло.
И вот теперь, Елизавете досталась мать на старость лет. В памперсах, со старческим маразмом, лежачая, не любимая. При живой дочери в приют её не брали.
Павел к тому времени жил отдельно. Пять лет назад он влюбился без памяти в молодую аспирантку и ушёл к ней с одной маленькой спортивной сумкой. Почему-то он забыл их светлые годы с Лизой. Наверное, у аспирантки Аллы тоже было светло, думала Елизавета. Она почти не плакала. Её больше занимали проблемы с лежачей матерью. Этот жизненный поворот забирал всю энергию, оплакивать развод с Павлом сил не было.
Сын Андрюша к тому времени работал заграницей. Они не виделись четыре года, но созванивались регулярно. Всё было хорошо у Андрюши. Он оказался компьютерным гением.
Елизавета сварила жидкую рисовую кашу, заправила маслом, налила сладкий свежий чай и понесла на подносе завтрак для матери.
Конечно, мать начала капризничать. Каша обожгла ей рот, чай был не свеж, Лизка дура старая.
Напоследок она достала рукой содержимое памперса и бросила в Лизу. Лиза заплакала, но пришла сиделка и урегулировала ситуацию.
Когда Елизавета вышла из душа с полотенцем на мокрых волосах, в дверь позвонили. Она пошла открывать.
На пороге стоял молодой мужчина с аккуратной бородкой, с заросшей густыми кудрями головой, а рядом с ним большой и добрый пёс лабрадор.
-Андрюша!-всплеснула руками Елизавета. Это был он, любимый сынок.
Они обнялись.
-Ты с бородой такой красивый! Почему не позвонил? Я так рада!..
-Мамочка, я хотел сюрприз сделать. Узнаешь ты меня или нет!
-Я тебя всегда узнаю, сыночек!
Елизавета захлопотала, не знала куда усадить сына, что подать. Гладила его по голове, снова обнимала. Дала собаке колбасу.
-Мама я не смог Боя оставить одного, с чужими людьми, он очень привязан ко мне, а я к нему.
-Да что ты сынок! Я люблю животных.
Андрюша приехал всего на два дня, по заданию фирмы.
-Мама, я так хочу, что бы ты приехала ко мне. Я познакомлю тебя со своей невестой. У меня есть свой дом, я тебе говорил, ты могла бы остаться жить с нами, места всем хватит. Мамочка...
Елизавета любовалась сыном.
И тут окрик:
-Лизка! Неси гармонь, петь хочу!
-Это наша бабушка?-спросил Андрюша-Пойду поздороваюсь.
-Сыночек, не ходи. У неё опять началось, она *овном кидается.
Анрюша засмеялся.
-Прости, мам. Я просто поздороваюсь и уйду.
Когда Андрюша появился на пороге бабушки, то та, округлив глаза, закричала:
-Будулай!
И упала на подушки без чувств. Когда приехала скорая, то было уже поздно спасать ей жизнь.
И тут Лизу озарило. Вот её сон! И не колдун это вовсе, а волшебник Андрюша. Есть рыжий пёс и дом заграницей, где всем будет хорошо жить.
А уводил Андрюша Лизу во сне потому, что рано ещё было. А теперь всё сбылось. Пришло время.
Лиза вспомнила вдруг, что в молодые годы мать обожала сериал "Цыган", смотрела все серии, восхищалась Будулаем, вожделенно приговаривала:
-Мне бы этого цыгана!
А ведь, действительно, похож Андрюша на Будулая, только моложе, не седой, в маленьких очках без оправы.
Все фото из Интернета.