Найти в Дзене
Новая Эпоха

Человек, который не спас СССР. Алексей Косыгин

Косыгин, без сомнения, одна из самых блестящих фигур в брежневском Политбюро. Это признавали и современники из СССР, и иностранцы. По своему опыту, эрудированности и государственному таланту Алексей Николаевич стоял на голову выше и Брежнева, и большинства его подручных. Косыгину принадлежит стопроцентный рекорд – 16 лет, проведённых им на посту «премьер-министра» СССР – председателя Совета министров. Наследник Сталина? Косыгин взошёл на политический Олимп не то что независимо от Брежнева, а даже гораздо раньше его – впервые в состав Политбюро он вошёл в 1948 году, ещё при Сталине. Уже тогда он среди заместителей Сталина в правительстве. Есть версия, согласно которой Сталин спас его, примыкавшего к группе Кузнецова-Вознесенского, от преследования по Ленинградскому делу 1949-1950 годов. Говорили, что вождь хотел видеть Косыгина и Суслова своими наследниками В отличие от своего потенциального "напарника", Алексей Николаевич был выдающимся хозяйственником и практически не имел политичес
Оглавление
Алексей Николаевич Косыгин всегда производил на окружающих впечатление мудрого и печального человека. Фотография с сайта zelengarden.ru
Алексей Николаевич Косыгин всегда производил на окружающих впечатление мудрого и печального человека. Фотография с сайта zelengarden.ru

Косыгин, без сомнения, одна из самых блестящих фигур в брежневском Политбюро. Это признавали и современники из СССР, и иностранцы. По своему опыту, эрудированности и государственному таланту Алексей Николаевич стоял на голову выше и Брежнева, и большинства его подручных. Косыгину принадлежит стопроцентный рекорд – 16 лет, проведённых им на посту «премьер-министра» СССР – председателя Совета министров.

Наследник Сталина?

Косыгин взошёл на политический Олимп не то что независимо от Брежнева, а даже гораздо раньше его – впервые в состав Политбюро он вошёл в 1948 году, ещё при Сталине. Уже тогда он среди заместителей Сталина в правительстве. Есть версия, согласно которой Сталин спас его, примыкавшего к группе Кузнецова-Вознесенского, от преследования по Ленинградскому делу 1949-1950 годов. Говорили, что вождь хотел видеть Косыгина и Суслова своими наследниками

В отличие от своего потенциального "напарника", Алексей Николаевич был выдающимся хозяйственником и практически не имел политических амбиций. Возможно, именно поэтому Сталин мог видеть в Суслове и Косыгине тандем, который будет работать в двух разных сферах государственной политики.

А ведь какие-то лже-историки уже вывели "гипотезу" о том, что Косыгин на самом деле якобы был царевичем Алексеем, сыном последнего императора, а Сталин - двоюродным братом царя Николая...

Какие только связи не отыщут лже-историки в погоне за известностью. Фотография с сайта zelengarden.ru
Какие только связи не отыщут лже-историки в погоне за известностью. Фотография с сайта zelengarden.ru

Косыгин-человек

Алексея Николаевича нельзя было обвинить ни в заискивании, ни в лести. Доказательством этому служат напряжённые отношения с Хрущёвым, экономическая политика которого, прямо скажем, не создавала у Косыгина иллюзий, а также расхождения с Брежневым. По своей сути Косыгин не любил конфликтовать, но не боялся чётко и твёрдо высказать своё, пусть даже суперкрамольное мнение в глаза что Хрущёву, что Брежневу. Это особенно ярко проявилось во время голосования в Политбюро о введении войск в Афганистан в 1979 году, когда Косыгин, пойдя наперекор всему коллективу, проголосовал против. Но его единственный рациональный голос ничего не мог изменить. Только ещё больше ухудшил отношения премьера с Брежневым и «ореховой тройкой» - Андроповым, Устиновым, Громыко.

В личной жизни Косыгин придерживался очень строгих принципов. Он был очень скромен и, подобно Суслову, не терпел подношений, а любые подарки, врученные ему иностранными руководителями, передавал государству. Алексей Николаевич поддерживал здоровый образ, до преклонного возраста занимался спортом – альпинизмом и греблей. Как отмечают многие люди, лично знавшие Косыгина, в том числе и его многолетний помощник Смиртюков, он казался недружелюбным и малообщительным, суховатым человеком, но это было только первое впечатление – в кругу близких друзей, таких, как президент Финляндии Кеконнен, Алексей Николаевич преображался, смеялся до упаду, заставлял смеяться других, в общем, становился душой компании.

Косыгин-руководитель

В отличие от большинства других брежневских руководителей, Косыгина любили в народе. Людям явно импонировали его скромность, организованность и деловитость, так выделявшие премьера из среды других партийных вождей. Зная об этом, Брежнев, очень болезненно относившийся к популярности Косыгина, строго следил за тем, сколько времени в телеэфире ему выделяют. Честолюбивый и не привыкший делиться с кем-то властью, Леонид Ильич, тем не менее, не избавился от Косыгина. Прирождённый хозяйственник, «талантливый менеджер, делавший чудеса, управляя неподатливой советской экономикой», по выражению Дэвида Рокфеллера, Косыгин был слишком ценным сотрудником, альтернативы которому не было. Спасало Косыгина и то, что он, в отличие от Подгорного, предпочитал не вмешиваться в политику и спокойно, дисциплинированно выполнял своё дело.

В первые годы правления Брежнева Косыгин, только вставший во главе правительства, инициировал ряд экономических реформ, целью которых был постепенный переход от жёсткой плановой экономике к большей экономической свободе. Благодаря им восьмая пятилетка 1966-1970 годов вошла в историю как «золотая», удалось добиться крупных успехов. Но вскоре реформы были заторможены, а потом и свёрнуты из-за сопротивления партийного аппарата и недовольства Брежнева лично премьером.

Не имея возможности полностью вывести Алексея Николаевича из игры (кто же будет без него хозяйство тянуть?), генсек просто лишил нелояльного Косыгина влияния на политику. Тихо и постепенно Брежнев окружил его своими людьми, вроде Тихонова из «днепропетровского клана», ставшего заместителем Косыгина. Они «приглядывали» за премьером и блокировали те его решения, которые расходились с мнением Брежнева и его окружения. Тогда же из Политбюро были выведены «ненадёжные» члены, которые поддерживали Косыгина или могли бы это сделать – Воронов, Шелест, Шелепин, Мазуров. Только на таких условиях Алексею Николаевичу было разрешено продолжать работу в правительстве. Какие уж тут реформы! Дело, начатое Косыгиным, так и осталось полумерой, не оказавшей долговременного влияния на советскую экономику. А жаль. Дэн Сяопин, создатель современного Китая, как-то признался: «Если бы Косыгину и его сторонникам позволили бы развернуть реформы, СССР начал бы преобразования, схожие с нашими, намного раньше нас. И Китай учился бы на советском опыте».

Доставались Косыгину и международные визиты. Фотография с сайта glav.su
Доставались Косыгину и международные визиты. Фотография с сайта glav.su

Конец "премьера"

Возраст, а может быть и сознание бесполезности своего труда брали своё и в итоге скосили даже такого жизнестойкого человека, как Косыгин. В 1976 году он перевернулся на байдарке и пошёл ко дну. Буквально чудом охрана и врачи спасли премьера, откачали и вернули к жизни. «Но это был уже не тот Косыгин…», - сожалеет главный врач Кремля академик Чазов. Эта трагедия серьёзно подорвала его здоровье, но он всё-таки нашёл в себе силы вернуться к работе. Правда, с этого дня его состояние пошло по наклонной. Микроинсульт в 1978 году лишил его возможности заниматься спортом. В 1979 году – тяжёлый инфаркт. В октябре 1980 года Косыгин покинул Политбюро и Совет министров. Скончался он в декабре.

Даже его смерть была отдана в жертву честолюбию Брежнева. В течении трёх дней Алексей Николаевич был для всей страны жив – чтобы не омрачать празднование дня рождения Леонида Ильича, смерть Косыгина на время была скрыта.

Статья о реформе Косыгина и о том, могла ли она спасти СССР, впереди...

Подписывайтесь на канал и не стесняйтесь делиться своим мнением в комментариях!