Мне повезло не только читать русскую литературу, но и учить других, как нужно читать русскую литературу (работаю учителем русского языка и литературы в средней школе № 62 города Минска). Я не оговорился и действительно убежден, что это не мы нужны литературе, а она нужна нам. По этой причине мы не можем воспринимать ее как исключительно практический инструмент для развития когнитивных способностей. Русская литература — это феномен, при изучении которого побочным действием является улучшение мозговой деятельности.
Но есть маленькая проблема: большинство уверено в обратном и требует, чтобы русская литература была такой, как они хотят. Для решения проблемы нужны компромиссы. Одним из них можно считать Tik-Tok. В этой статье расскажу, что дал мне такой компромисс.
Содержание:
1. Откуда приходят идеи?
2. Статистика и приколы
3. Плохие/хорошие итоги
4. Семь выводов
5. Экзистенциальный вопрос: читать vs слушать
Откуда приходят идеи?
Однажды завуч отправил меня на районный семинар, посвященный обзору современных диджитал-инструментов для использования в учебном процессе. Мероприятие было для меня глотком сладкой и холодной Coca-Colа. Всех лекторов я усердно конспектировал, а с некоторыми даже нашел точки сотрудничества.
Возвращаясь в свою школу из гимназии, где проходило мероприятие, я думал: как же мне применить тот или иной инструмент. Причем идеи по реализации я мысленно переносил на следующий учебный год, хотя впереди еще была четвертая четверть.
И тут меня осенило: а зачем ждать следующий год? Так родился Tik-Tok-проект по литературе на тему: «Топ-5 причин читать/не читать рассказ Брэдбери «Каникулы”/повесть Стругацких «Понедельник начинается в субботу»».
__________________________________________________________________________________________
Также вас может заинтересовать:
__________________________________________________________________________________________
Статистика и приколы
На 83 учащихся (веду литературу в трех седьмых классах) была представлена 31 работа, которые выполняли 36 человек. Некоторые работы выполнялись в команде. Также от общего числа учеников нужно отнять тех, кто болел или заблаговременно получил отметку за четверть. К этой группе относится 10 человек. Таким образом, общее число учеников нужно считать в количестве 73, а значит, в проекте участвовало 49%.
Если сравнивать с другими домашками, то процент участия в разы выше. Точных цифр нет, но по ощущениям значительно выше.
Один из учеников остроумно придумал хэштег #русичзаставил. Многие потом также стали его использовать. Другой ученик посчитал, что русич звучит грубо, поэтому переделал хэштег на #русиКзаставил. Мне нравятся оба варианта.
В видео использовали животных: котиков, капибар и кроликов. Причем кролик был настоящим. Еще одна учащаяся применила маску свинки и соответствующий голос. Вышло неплохо, но местами было не очень хорошо слышно.
Часть видео представляла собой слайд-шоу под музычку. Кто-то совсем не заморачивался и сделал один слайд на минуты, где указал все пять причин. Часто учащиеся снимали селфи-видео. В одном случае в самом конце был танец под трек «Девочка в тренде».
По тематикам подавляющее большинство видео было апологетикой произведения, т. е. дети предлагали свои аргументы за чтение Стругацких или Брэдбери. Одна ученица пришла к парадоксальному выводу, что одно и то же качество может быть плюсом и минусом. Короткий рассказ Брэдбери — это хорошо, потому что быстро читается, и это плохо, потому что история получается куцей и непонятной.
Кто-то из учеников вместо Tik-Tok сделал публикацию в Telegram, а кто-то прислал мне презентацию.
Плохие/хорошие итоги
✅️ Сумма охвата всех видео составила около 5-7 тыс. просмотров. Самое популярное, но далеко не самое содержательное, получило более 1 тыс. просмотров.
✅️ 31 работа, т. е. 49% учеников были вовлечены в работу. Это высокие цифры. Им поспособствовал не только «пряник» в виде TikTok, но и «кнут» в виде: кто не сделает TikTok, тот будет делать итоговый тест.
❌️ Большинство детей публиковали работы не в своих аккаунтах. Для них такое видео — это кринж.
❌️ Многие работы были сделаны для галочки. В них аргументы за или против можно использовать к любому произведению литературы. Например, классные герои или интересный сюжет — это общий, а не конкретный довод, подходящий к определенному произведению.
❌️ Брэдбери прочитал хоть кто-то, Стругацких полностью не осилил никто.
__________________________________________________________________________________________
Также вас может заинтересовать:
__________________________________________________________________________________________
Семь выводов
1. Tik-Tok и другие соцсети однозначно стоит использовать в учебном процессе. В то же время не стоит забывать о традиционных творческих подходах на уроках литературы, например, о рисунке. Правда, когда я предлагал нарисовать что-то по произведению, то откликнулись на это задание менее 1% учащихся.
2. Важно ставить четкие рамки и подробно объяснять задание. В то же время не стоит заставлять использовать личные аккаунты. Одни стесняются друзей и их оценок, другие не хотят, чтобы учитель видел их страничку.
3. Должны быть альтернативные задания. Например, вместо Tik-Tok предлагать сделать презентацию.
4. Стоит мотивировать к работе в парах. Так работы получаются качественнее. Работы в командах вышли хуже — кто-то сачкует. Но не могу говорить категорично, потому что еще мало опыта.
5. Tik-Tok не увеличивает процент читающих детей. Большинство или выдумывали причины, или просили ChatGPT их написать, или просто слизывали абзацы из википедии. Особенной популярностью пользовалась фраза, что «братья Стругацкие — это лакмус для диссидентов и любителей демократии».
6. Русская литература — это кринж. В принципе, как и школа. В каком-то смысле школа продолжает жить по-советски, а дети — по-новому. Тактический выход из этой ситуации: учитель должен менять подходы, быть гибким со списком литературы, искать темы, которые зацепят детей, действовать по ситуации. Например, однажды я разрешил детям писать стих на ДР мамы их одноклассника. Для этого быстро организовали творческую группу, в которую вошли отличники и двоечники.
7. Дети не привыкли, что учеба — это усилие, а учитель не аниматор. Но это проблема не детей, а проблема эпохи, т. е. взрослых.
Экзистенциальный вопрос: читать vs слушать
Чтение книг — это непопулярное времяпрепровождение в белорусском обществе. Это рудимент в каком-то смысле. Даже в моем детстве нас заставляли читать родители, которые сами в это время смотрели телевизор. Сейчас родители сидят в смартфонах, но суть не меняется — книги читают все реже.
Мой опыт и общение с разными людьми, а также статистика позволяют уверенно сказать, что большинство читающих людей сегодня слушают книги. В каком-то смысле мы возвращаемся в библейскую эпоху (книги написаны в период с XV в. до н. э. по I в. н. э.), где было мало читающих, но много слушающих. В связи с этим возникает закономерный вопрос:
«Надо ли заставлять школьников читать или можно ограничиться тем, что предлагать слушать им аудиокниги?»
---
Подписывайтесь на мой telegram-канал «Прикольный русский».