После очередного видео, на котором противник уничтожил нашу колонну, сразу поднялся вой во Всемирной Помойке. И подняли этот вой, т.н. товарищи военкоры. А по сути, они выполнили работу ЦИПСО — наш провал на военном фронте превратили в провал еще и на информационном фронте. Да еще и в необремененные знаниями о военном деле головы (включая ГРАЖДАНСКОЕ население) вносят мысль о том, что колоннами передвигаться нельзя, что у нас действует якобы устаревший Боевой Устав (в котором указана дистанция между машинами 25-50 метров), и все наши беды от этого, да и вообще, вот были бы военкоры командирами, супостата бы уже в Ла-Манше топили.
Но вернемся к реальности. От передвижения колоннами мы никуда не уйдем. Просто потому что иного способа передвижения большого количества войск в короткие сроки на сегодняшний день не придумали. Потому что нельзя передислоцировать полк или бригаду в короткое время партиями по 2 машины. Для примера — по состоянию на 2016 год 27 гв омсбр имела в своем составе порядка 260 БОЕВЫХ машин (данные из Википедии). И это без учета специальных машин, транспортников и иных машин, которые предназначены для обеспечения, а не для ведения боя. И даже условных 260 единиц техники за условные 10 часов темноты колоннами по 2 машины даже на условные 100 км передислоцировать не удастся.
Т.е. придется признать, что иного способа передвижения все же пока не изобретено.
Поэтому рассмотрим, а как же с этим быть?
Раздолбанные колонны — отнюдь не новое явление, поэтому (и не только поэтому) в БУСВ передвижению войск посвящена целая глава — "Перемещения".
Ст. 397 БУСВ ч.2:
...Основной способ передвижения батальона (роты) – марш.
Батальон (рота) всегда должен быть готов к передвижению на большие расстояния в условиях угрозы применения противником ядерного и высокоточного оружия, систем дистанционного минирования, воздействия его авиации, воздушных (аэромобильных) десантов, диверсионно-разведывательных групп и незаконных вооруженных формирований, радиоактивного, химического и биологического заражения, разрушения дорог и переправ, а также противодействия движению со стороны мирного населения.
Ст. 398 БУСВ ч.2:
398. Марш – организованное передвижение подразделений своим ходом в колоннах по дорогам и колонным путям в целях выхода в назначенный район или на указанный рубеж в установленное время, в полном составе и в готовности к выполнению поставленной задачи...
Т.е. изначально совершение марша подразумевает, что движение будет в колоннах, которые противник будет пытаться "нахлобучить" в ходе выдвижения.
И какие же меры противодействия есть?
Про дистанцию между машинами, исключающее одновременное поражение нескольких машин одним боеприпасом, я уже расписывал ранее. Наверное, стоит только добавить, что в местах, где из-за особенностей местности (или по каким-то иным причинам) машины вынуждены снижать скорость, дистанция между ГРУППАМИ машин увеличивается. Также дистанция и скорость увеличиваются при хороших дорожных условиях при возникновении опасности (ну т.е. в нынешних условиях СВО — почти всегда).
Поэтому идем дальше.
Ст. 401 БУСВ ч.2:
...Во всех случаях марш совершаться скрытно, как правило, ночью или в других условиях ограниченной видимости, а в ходе выполнения поставленной задачи в глубоком тылу своих войск – и днем.
Тут стоит учитывать, что на сегодняшний день широко применяются технические средства разведки, которым условия ограниченной видимости не являются помехой, а лишь несколько уменьшают их эффективность. Но количество таких средств значительно меньше, нежели количество "дневных" средств разведки. Кроме того, нельзя забывать, что ограниченные условия видимости влияют также и на подразделения, совершающие марш. К примеру, одно дело, если колонна пойдет ночью по асфальтированной дороге, и совершенно другое, если движение будет осуществляться по разбитой грунтовой дороге в какой-нибудь низине между болот в сезон дождей...
Ну и стоит обратить внимание на то, что движение ночью осуществляется только с применением светомаскировочных устройств или с применением ПНВ (И если на бронетехнике они есть, если их не потеряли и не сломали, то где бы их взять в таком количестве для автомобильной техники?). И вблизи от ЛБС ПНВ должны работать в пассивном режиме (т.е. с выключенными осветителями), а внешнее освещение должно быть ПОЛНОСТЬЮ ВЫКЛЮЧЕНО.
Далее, про возможные засады, внезапно разрушенные мосты и прочее. Для этого высылается походное охранение в направлении движения на удалении до 10 км. (В зависимости от величины подразделения, которое совершает марш; от того, какие органы походного охранения выделяются; и в зависимости от имеющихся огневых средств в распоряжении командира, высылающего охранение).
И вот это самое походное охранение, если кратко, в ходе выдвижения должно проверять вероятные места организации противником засад, не допустить ВНЕЗАПНОЙ встречи с противником основных сил подразделения (т.е. вступая в бой, орган походного охранения докладывает об этом командиру). Кроме того, на походное охранение возлагается ведение разведки (в т.ч. и разведка местности). При необходимости выставляются боковые и тыловые походные заставы на удалении до 5 км. На этом про охранение я, пожалуй, закончу. Потому что про этот вид боевого обеспечения говорить можно очень много. Но не упомянуть его было нельзя, т.к. при совершении марша охранение играет ключевую роль.
Далее, при оценке обстановки после получения задачи на совершение марша, командир, в соответствии со статьей 404 БУСВ ч.2, ИЗУЧАЕТ:
...места и время привалов, время и порядок дозаправки техники, приема пищи личным составом и пополнения запасов материальных средств, расходуемых в ходе марша; оценивает характер местности, условия защиты и маскировки в районах привалов, отдыха и сосредоточения; наличие барьерных рубежей и их характер; порядок наблюдения и поддержания связи в ходе марша.
Т.е. не должно получиться так, что колонна остановилась по какой-либо причине (поесть, попить, пописать, покурить, дозаправиться и т.д.) посреди поля, степи, океана и т.д. (нужное подчеркнуть). Все привалы и остановки должны быть спланированы ЗАРАНЕЕ в местах, в которых можно (и нужно!) обеспечить маскировку подразделения. Кроме того, на привалах выставляется сторожевое охранение, подразделения должны быть рассредоточены насколько это возможно. Также не стоит забывать про инженерное оборудование райнов отдыха. Хороший пример — книга с воспоминаниями С. Шестопалова "Молох Грозного". При организации привалов построение колонны не должно нарушаться. Т.е. колонна должна иметь возможность немедленно начать движение.
Еще интересный момент можно выделить при формировании походного порядка.
Ст. 414 БУСВ ч.2:
Вытягивание колонны батальона (роты) со средствами усиления и поддержки осуществляется в соответствии с расчетом марша по мере выдвижения подразделений из занимаемых ими районов. Выход на основной маршрут движения осуществляется в сформированном походном порядке (в движении на осевом маршруте батальона). Заблаговременное построение колонны в занимаемом районе и ее остановки при выдвижении к исходному рубежу не допускаются...
Т.е. в назначенное время подразделение, назначенное в головную походную заставу (или головное подразделение основных сил), начинает движение, а остальные занимают свои места в походном порядке, грубо говоря, на ходу.
Стоит упомянуть отдельно про связь, радиосредства работают ТОЛЬКО НА ПРИЕМ. Связь организуется подвижными средствами, а внутри подразделений установленными сигналами (смех смехом, а флажки в спокойной обстановке никто не отменял). Ограничение на пользование средствами связи снимаются при встрече с противником.
Ст. 417 БУСВ ч.2:
...Теснины, тоннели и мосты колонна батальона (роты) проходит безостановочно с возможно большей скоростью. При движении по мостам, железнодорожным переездам, тоннелям и опасным участкам маршрута принимаются меры, обеспечивающие безопасность движения, исключающие заторы на маршруте и загазованность тоннелей.
Для защиты от высокоточного оружия противника в ходе движения и на привалах максимально используются поля радиолокационной невидимости, образуемые складками местности и местными предметами, населенные пункты и придорожная растительность, средства снижения заметности и аэрозольного противодействия. При движении по открытым и незамаскированным участкам маршрута не допускаются скопления машин и остановка колонн, скорость движения и дистанции между машинами увеличиваются...
Тут, думаю, и без комментариев все понятно, что на наиболее опасные участки преодолеваются на максимальной скорости без остановок, чтобы сократить время нахождения на этих участках. Но стоит уточнить, что если подразделение не может преодолеть какой-то участок сходу, то колонна останавливается на подступах к этому участку, а не возле него, после чего принимаются меры к маскировке.
Ст. 421 БУСВ ч.2:
Машины, вышедшие из строя в ходе марша, останавливаются на правой обочине дороги или отводятся в сторону. Экипажи машин, механики-водители (водители) определяют причины неисправностей и принимают меры к их устранению. После устранения неисправностей машины продолжают движение, присоединяясь к проходящей колонне, места в колоннах своих подразделений они занимают на привалах. Обгон колонн в движении запрещается. Замыкание колонны батальона оказывает помощь экипажам (расчетам), механикам-водителям (водителям) в устранении неисправностей, организует передачу неисправных (не подлежащих ремонту своими силами) и застрявших машин эвакуационным и ремонтным подразделениям старшего начальника и обеспечивает прибытие отставших машин в назначенный район. О машинах, отставших в пути, заместитель командира по вооружению (старший техник роты) докладывает своему командиру и заместителю командира бригады (батальона) по вооружению, а командиры подразделений – своим непосредственным начальникам.
Ну т.е. колонна НЕ ЖДЕТ пока починят машины, которые сломались. А передаются в ремонтные подразделения.
Также не стоит забывать про маскировку маршрутов движения. Но это, скорее, уже вопрос не к подразделениям, совершающим марш. А к старшему начальнику, в зоне ответственности которого, пролегает тот или иной часток маршрута.
Многие предлагают осуществлять движение параллельными дорогами. Логика в этом, безусловно, есть. Но на практике это осуществимо очень ограниченно. Почему? А откройте карту дорог и попробуйте проложить по 2-3 дорогам несколько маршрутов, а потом сравните их протяженность и дорожные условия.
И поэтому, когда начнутся экспертные мнения после очередной разбитой колонны на тему запрета передвижения в колоннах, очень сильно стоит задуматься, а хоть какие-нибудь требования из вышеперечисленных были выполнены? Или, может, проблемы все же не в самом существовании колонн, а в их кривой организации?
Для тех, кому удобнее в Telegram —