Небо, важнейшая часть мифологизированного космоса. Небо и земля - воплощение верха и низа, оно всё "видит", " дом" всего мира. Небо - активное творческая сила, иногда как женское начало (Нут, Адити), но чаще - мужское (например, Тянь, Ахурамазда, Тенгри, Нуми-Торум, ср. наполняющий небо воздух как животворящий дух); при параллелизме макро- и микрокосма небо нередко представляется душой универсума, воплощением абсолютной духовности. Во многих космогонических мифах небо появляется при расчленении х а о с а (часто - яйца мирового), с в я щ е н н ы й б р а к неба земли (см. Гея и Уран, Дьяус и Притхиви, Ан и Ураш, Дева и Ниту) передаёт их первозданную слитность и служит началом жизни во вселенной. Нередко демиург творит небо и землю из чудовища, воплощения первозданного хаоса (с более архаичных космогониях оно может само порождать небо и землю), или иного первосущества (ср. например, Намму, Гуйму, Пуруша, Тиамат). В отделении неба от земли участвует бог воздуха, демиург или сам бог неба (ср. например, Шу, Энлиль, Паньгу). Космогонических описаниях может присутствовать персонаж - опора неба: Атлант, Убеллури. Нередко мировая гора держит на своей вершине небо, или её вершины и есть небо - обиталище богов (ср. Олимп, Меру, Сумеру, см. также в ст. Нгаи, Тлалок, Гаронмана), гора также фигурирует как место почитания бога неба, встречи человека (например, Моисея) с богом. Другие образы связи неба и земли - лестница (ср. лестница Иакова, лестница, по которой Шакьямуни спускался в Мир людей с неба тушита, река (особенно в шаманских мифах, ср. также Ганга, Сарасвати, Ардви), мировое древо. Нередко отмечаются материал, из которого сделано небо (камень, металл, иногда - жидкость, " хлябь небесная"), форма неба (шатёр, шалаш, купол, образующий стены и крышу над землёй). Связь неба с первозданными космическими водами (ср. также Варуна) находит отражение представления о светилах, плавающих по небу (ср. например, Ра, млечный путь как Серебряная река в мифе о Ню-лан). Широко распространены представления о многоуровневом небе (ср. в ст. Аллах, лока, девалока, урдхвалока, Тенгри, Нум, фаро). Популярен сюжет путешествия на небо (например, Иолофата, Ичи, Ньямбе, шаманов, ср. Урэр, Этана), нередко вознесение на небо - подвиг или знак избранничества (ср. в ст. искра ва-л-мирадж, Енох), на небо уходят культурные герои, предки по завершении своей деятельности, герои, превращённые в небесные тела. Небо - обитель не только богов, но и душ праведных (ср. иару, джанна, рай), нерождённых душ (ср. также фраваши). С небом соотносится верх человеческого тела (ср. в ст. аддхалока, Имир, Пуруша, Паньгу). В архаических уранических мифах обожествлялось само небо (ср. Нум, Тенгри, Тянь, Дьяус), различные небесные явления - атрибуты бога-неба (ср. например, в ст. Укко). Впоследствии бог-небо превращался в антропоморфного Бога, небесные явления нередко выступали как его родственники (см. например, в ст. Нуми-Торум, Адад, сын Ана); богов неба могло быть несколько (ср. Зевс и Уран). Во многих мифологиях фигурируют боги неба, часто демиурги, удалившиеся от дел и не участвующие в жизни мира (т.н. deus otiosus, " праздный бог", ср. Ан, Нум, Нуми-Торум). На определённом этапе развития мифологии главные боги делались небесными (семантический комплекс неба - верх - благо - власть - вечность), процесс объединения (на основе общей семантики) божеств приводил к выделению верховного небесного бога, часто эту роль выполнял громовержец (ср. Индра, Зевс, Перун).