Ни у кого не возникают сомнения по поводу популярности и знаменитости Антона Павловича Чехова. Он — классик мировой литературы, привнесший в нее неоценимый вклад для будущих поколений.
Но даже к такому человеку у критиков могут быть вопросы. Казалось бы: что может возмутить общественность в обычных рассказах? Чтобы их писать вообще будто не нужно быть великим автором.
Неужели Чехов писал нечто непристойное и шокирующее, поэтому общество не могло не отреагировать на его произведения?
Давайте разбираться.
Критики 20-ого века
Для начала рассмотрим, как оценивали творчество Антона Павловича его современники, что их возмущало в его работах.
А.М. Скабичевский не видел в его рассказах самой идеи, считал их пустыми.
Или вот как писал о нем П.П. Перцов:
«Юмор и остроумие не под силу таланта Чехова… Его стремление быть остроумным оказывалось бессильной и жалкой претензией… Техника владеет еще писателем больше, чем писатель ею»
А Г.С. Качерец решил раскрыть его бездарность всему миру:
«Добрая половина «Пестрых рассказов» такова, что прямо руками разводишь, — какая это, извините за выражение, чушь и притом тяжелая, лишенная всякого проблеска таланта, чушь… За 20 лет деятельности не дать ни одного сколько-нибудь крупного по замыслу произведения! Талант его узок, ограничен…»
Н.К. Михайловский вообще считал, что Чехов не понимает жизнь, не может найти в ней себе место.
Как можно увидеть, недолюбливали Антона Павловича за многое.
Но с другой стороны, все эти высказывания не имеют под собой практической обоснованности. Легко сказать, что человек был бездарен, а доказать это уже сложнее.
Но из чего-то взялись же эти мысли в головах критиков, или Чехов их чем-то просто обидел?
Человек внутри
Что же отличает его от других писателей, в чем проявляется его авторский стиль?
В первую очередь, Чехов любил указывать на недостатки своих персонажей, раскрывать нам их недостатки. Тем самым читатель сравнивает себя с его героями, часто находя большие сходства. Это дает почву для внутренних размышлений, указывает, что мы не одиноки в своем поведении.
Вопрос любви
Не раз он размышляет не только о душе человека, но и о месте в ней любви. Его знаменитая « Дама с собачкой» отличный тому пример. Любовь у Чехова такая, какая она и есть: сложная, непонятная, заставляющая жертвовать своими удобствами, но такая желанная. Не у всех героев Антона Павловича удается остаться со своей второй половинкой, что тоже делает чеховскую любовь реалистичной, хоть и горькой.
Жанр
Чеховские произведения до сих пор не могут причислить к определенному жанру.
Если относить их к сатирическим рассказам, то оставим без внимания комические новеллы. Первые понять несложно: они что-то или кого-то высмеивают, содержат в себе насмешку, через призму шутки обличают пороки и недостатки человека. Последние же характеризуются динамичностью, важностью событий, стремлением к четкому результату и действиями в реальном времени. Здесь оставим споры профессионалам.
Краткость
У Чехова каждый рассказ настолько динамичный, насколько это вообще возможно. В нем всегда есть недоговоренность, недосказанность, и какая-то тайна, до которой читателю нужно дойти самому. Все действия пролетают будто за считанные секунды. Это вам не какая-то «Война и мир», где небо под Аустерлицем расписано на пару страниц!
Чехов краток, но эта черта не портит его рассказы, а лишь придает им авторский характер.
Обычность
Антон Павлович любил простоту во всех своих произведениях.
Герои у него и не черные и не белые, сами они помещены в обычные житейские ситуации и места действий. Чехов не собирался изобретать велосипед, он брал обыденность за основу, потому что именно в ней разворачиваются самые острые внутренние конфликты человека. Ему не важен статус персонажа, а его психология, суть. Через повседневность он разговаривает с читателем, которому близки чеховские истории.
Психология
Чехов даже и не пытается разобрать психологию того или иного персонажа, это он оставляет нам. Его задача — через мимику, жесты и короткие фразы передать всю суть человека, из которых будет позже легко составить психологический портрет. Он не собирается навязывать нам свое мнение, точку зрения. Ко всему мы должны прийти сами, и за это особенно цениться творчество Чехова.
Мнения
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод: критикам, относящимся к творчеству Чехова с презрением, можно только посочувствовать. Они просто не хотят видеть в его работах свои пороки, не хотя сталкиваются лицом к лицу с проблемами, решение которых откладывают.
Никто не говорит, что обязательно нужно любить всех писателей нашей планеты. У всех людей разные вкусы на литературу и ее наследие. Но недооценивать вклад выдающихся писателей просто невозможно.
Удачных вам книжных открытий!
Не забывайте: книги многолики!