Найти тему

Иван да Марья. Глава 5.

Картинка из интернета для иллюстрации
Картинка из интернета для иллюстрации

Начало глава 1, глава 2, глава 3, глава 4.

Мария калитку тихонько прикрыла, не стала Ивана дёргать. Может разговор и зря пропадёт, а может и в душе чего останется. Кто знает, что может жизнь перевернуть. Из-за забора глухо слышался голос Ивана:
- Я такого не говорил. А не остановишься может и будешь.
- А как не пить? Жизнь поганая достала. Работы нет, перспективы нет. Что завтра будет не известно.
- А вот какой задел сделаешь то и будет. Скажи мне - почему вы работать у Дмитрия зазорным считаете?
- Вот ещё сопляку подчиняться. Да и какая у него работа? Свёклу полоть, да ягоды собирать?
- На лесопилку к нему работать иди. Всего-то условие: не пить. Как же, ещё какой-то малец вам правила диктовать будет. И тут зазорно? Мы же мужики! Кто же тебе виноват? Ты мозгами пошевели и свое дело открой. Руки у тебя золотые, а приложение им найти не можешь. А если не можешь сам, так чего кочевряжишься. На шее у бабы сидеть куда почетнее.
- Капиталы нужны.
- А ты хоть раз подумал с чего Митя начинал? С каких капиталов? Кто ему их на блюдечке принёс. Помнишь как он сутками из тайги не вылезал? Все что собрать можно, все собирал и пристраивал. А потом сам не пил и вас не поил, копейку к копейке складывал. А как обгоревший трактор восстанавливал? Да чего я тебя, старый дурак, учить взялся? Жизнь твоя - живи как хочешь. Я вот с тобой о другом поговорить хотел. Ты Сашку с пути не сбивай. Чего вдруг опять вдоль забора маячишь: Санек, Санек? Да ещё на глазах у ребятишек. Ему пацанов поднимать. Ладно, пошёл я. Меня, наверное, Марья потеряла. Ей сейчас совсем волноваться нельзя.
Вышла Марья на крыльцо. Сидит Иван, косу правит. Подошла поближе, принюхалась. Нет, не пахнет, устоял перед соблазном.
- Ты чего за косу-то взялся?
- Да, думаю с той стороны огорода обкосить. Все меньше лететь будет. Да и у двора надо тоже красоту навести.
- И я с тобой пройдусь, а то засиделась.
Иван траву косил, а Марья по опушке леса прошлась. Смотри ка грибы пошли. Два замечательных подберезовика и штук пять сыроежек нашла. В этом году точно без грибов останутся. Иван не любитель их собирать, а она не ходок. Разве что по осени опятами разживутся. Да и то кто их готовить будет? Допласталась, - укорила себя, - все мне больше надо было. Вот теперь совсем ничего не могу. И винить некого.
Почему-то на этот раз на Ивана вину даже в мыслях не переложила. Сама и все, кого винить.
Лето спокойно себе к осени катилось. Марии ни хуже и ни лучше не было. Все в одной поре. С огородом управились с помощью детей и соседей. Сильно хорошо им Александр с ребятишками помог. Все подчистую в огороде прибрали, вычистили. Посоветовались Иван с Марией и предложили Наталье с Александром пользоваться землёй и дальше. Даже для удобства посоветовали со стороны леса калитку сделать чтоб ходили на огород не кланяясь:
- А можно?
Александр все таки вымолил прощения у жены и окончательно домой перебрался. Правда при условии - до первого проступка.
Только сосед Валера частенько рядом крутится как змей - искуситель. Скучно ему, совсем остался без тёплой компании и поддержки. Он было себе дружков нашёл, но Галина быстро им в "гостеприимстве" отказала. Пару раз, придя домой и увидев дружков новоявленных, в долгие споры вступать не стала. Потрясла как грушу собутыльников мужа и за ворота выкинула. Вылетели и заглядывать на приглашения категорически отказались. Себе дороже выходит. Во-первых: не всякий с Галиной справиться мог, а во вторых: все же она в посёлке лицо далеко не последнее. Если кого и могут обойти, а к фельдшеру всякому сунуться придётся, не дай Бог, случись чего. Стал он с друзьями на стороне загулы устраивать. Летом ведь каждый кустик пировать пустит. Галина и тут для него сюрприз приготовила. Закроет ворота на засов и ещё доской подопрет. Пришлось бедолаге пару ночей на скамье у ворот коротать. Лето летом, а ночами все равно не сладко. Так что к зиме и Валера чуток притих.

Тут дело такое вышло. Надумал Иван дров на подтопку бани и плиты в летней кухне купить. Хорошие-то, берёзовые, по тёплую тратить не резон. Пошёл договариваться к Дмитрию на обрезь от доски.
- Бери, Фёдорович, вон в той куче сколько надо. Только пили и вывози сам.
- А платить-то сколько и куда?
- Ничего не надо. Это отходы. Можешь ещё опилок набрать если нужда есть.
- А чего это ты добро так раздаешь?
- Конечно, хорошо бы в дело пустить да рук не хватает. Пол деревни безработных, а на работу взять некого. Пьяного к лесопилке не подпустишь, а эти, алкаши чёртовы, получат пару тысяч и в загулы на неделю. Заказы бы выполнить вовремя, не до утилизации. Так что бери сколько надо.
Себе Иван обрезки навозил, конечно, но все из головы не выходило: сколько добра пропадает. И пришла ему идея в голову. Пошёл к Дмитрию посоветоваться. Рассказал ему затею свою:
- Хорошая задумка, да кто это делать будет.
- Хочу соседа своего к делу подтолкнуть. За сколько ему продавать будешь?
- Если согласится пусть так начинает, потом решим этот вопрос. Только на долго ли его хватит.
- А вот и посмотрим. Ну, по рукам тогда?
- Дядь Ваня, тебе бы в коммерцию.
- Стар я уже коммерцией заниматься. Пойду с Валерой поговорю. Вдруг образумится.
Сосед с утра бездельем маялся. Увидел, что к нему Иван направляется, духом воспрял. Никак Фёдорович выпить захотел, только у Валерки шаром покати. Может Ивана раскрутит на бутылку?
- Здорово, сосед. Дело к тебе есть.
- Здорово.
Руку протянул да за спину спрятал, трясётся рука и сладу с ней нет.
- Какое дело?
- Я тут дровишки у Дмитрия брал. И пожаловался он, что много чего скопилось, а в порядок привести отходы рук не хватает. И вот чего я подумал. Отдаёт Митя обрезь и опилки бесплатно. Лишь бы разгрести завалы возле лесопилки. А у тебя ведь мотоцикл с коляской стоит. Можно вот чего делать: напилить обрезки, пучками связать, опилки в мешки затарить и вывезти к трассе. Там дачники мимо снуют с утра до вечера. Им это ой как надо. Цену слишком не драть и будут разбирать. Как думаешь?
- Так ты меня в компаньоны приглашаешь?
- Да какой из меня компаньон. Я тебе идею подаю. А ты, если надумаешь, крутись уж сам. Только не пей с недельку, продержись. Хоть прибыль посчитаешь. А там уже решать будешь стоящее дело или нет. Надумаешь, можешь завтра с утра к Дмитрию сходить. Я с ним говорил, он не против.
Трудно Валерке это давалось - соображать. Аж вспотел. Руками разводил, затылок скреб, бок чесал, потом выдавил:
- А, чо, можно попробовать. Только мотоцикл надо посмотреть, давно его не заводил. Работает ли?
- Ну ты смотри, а я пошёл. Если чего помочь надо будет - кликнешь.
До вечера сосед с мотоциклом провозился. А утром уехал и в сумерках только вернулся.
Пару недель Валерка ни свет ни заря уезжал на своём мотоцикле и являлся по темноте.
В субботу, после обеда, к ним Галина пожаловала:
- Грей чайник, тёть Маша, чайку попьём. Я вот конфет вкусных принесла.
- В честь какого праздника?
- Вообще-то я Федоровичу бутылку должна бы была поставить, но знаю, что не одобришь. Спасибо, дядя Ваня, вправил моему мозги. Он теперь у меня с утра до вечера прямо весь такой коммерсант! Тут чуть в обморок меня не уронил. Протягивает деньги и говорит: сохрани, мол, да на ерунду не трать. Это на развитие бизнеса! И морду такую значительную сделал. Как не расхохоталась сама не знаю. Пересчитала деньги и диву далась. За две недели наработал как моя зарплата с подработкой за месяц.
- Ты, Галина, обедню мужику не порть. Лучше похвали лишний раз. - Наливая чай проговорила Мария. - Мужики они те же дети.
- А чем отблагодарить-то вас? А, Дядь Вань?
- Да чего там. Ты уже отблагодарила. Твоей заботой Маша жива. Давай не будем раскланиваться друг перед другом. А мужика хвали почаще и молись чтоб дело не бросил.
Вскоре к Валерию и Александр подключился. Вдвоём у них дело лучше пошло. Пока один на заготовках, второй реализацией занимается. Теперь уже и на дачи сами возить стали. Там как раз у стариков дрова и опилки спросом пользовались. Даже заказы поступали. До самой осени делом мужики заняты были. Но к исходу лета спрос стал меньше.

Продолжение тут.