Найти тему

Мировое древо

картинка из интернета
картинка из интернета

Мировое древо, в мифологической модели мира универсальный символ, объединяющий все сферы мироздания (космоса). Может воплощаться в виде собственно дерева, крона которого достигает небес, корни опускаются в преисподнюю, ствол ассоциируется со срединным миром (земля), и других символов - соответствий мировой оси - таковы мировая гора (ср. Меру, Куньлунь, Тайшань), мировой столп, первочеловек (ср. вьетского Тхэн Чу Чёй), ритуальных соответствий (в храм, колонна, крест, лестница - ср. тибетский образ Цокшин) вплоть до символов типа древа познания и "мысленна древа" в древнерусской поэтической традиции (см. Боян). По вертикали с мировым древом связаны с существа, воплощающие космические зоны: на вершине - птица (две птицы), у ствола - копытные (олени, кони), иногда человек, у корней - змей (ср. скандинавский Иггдрасиль, индонезийских Махаталу - птицу-демиурга в кроне мирового древа и рогатую змею - и его противницу - у корней, в мировом океане, рождённых из мирового древа близнецов Латуре Дане и Лаваланги). По горизонтали мировое древо моделирует пространство, ориентированное по сторонам света: соответственно в различных моделях мира присутствует пять деревьев - в центре и по главным направлениям, или мировое древо окружают 4 животных, четыре божества - ср. четырёх чаков в пантеоне майя, располагавшихся на деревьях, инд. локапал. В симметрических композициях, связанных с мировым древом, воплощались фундаментальные для мифологии различия между правым и левым, жизнью и смертью (у ацтеков - бог солнца и бог смерти Миктлантекутли). Мировое древо связуют все основные пространственно-временные координаты: ср. описание Ашваттхи, корни которой тянутся с неба вниз, а с земли - вверх, или корни Иггдарсиля, достигающие земель небесных асов, северных великанов и преисподней; русскую загадку о древе, имеющем 12 сучьев, на каждом - по четыре гнезда (год с 12 месяцами), др. инд. представления о годе как гнезде брахмана (см. о связи с Мировым древом в ст. Брахма). С мировым древом (древом познания) связано с сокровенное знание: ср. распространённый у индейцев и других народов сюжет разорителе гнезда, становящимся культурным героем, Одина, пригвоздившего себя копьём к мировому древу, чтобы обрести шаманскую мудрость. У мирового древа совершается важнейший космогонический или ритуальный акт: по мировому древу боги, шаманы проникают во все миры, у его корней божество поражает своего противника (ср. Ра, убивающего змею под сикоморой, Перкунаса поражающего змеевидного демона), приносится жертва (ритуал ашвамедха у древа ашваттха), решаются судьбы людей (см. Норны), на нём обитают души и сам бог (древо жизни в славянских апокрифах).