Найти тему
Лилия Гадель

У кого учиться жизни?

Личность без опоры на идентичность, принципы, традиционные ценности, правила поведения и культуру теряет себя и может буквально сойти с ума. То, что происходит сегодня в большинстве недружественных нам стран – это государственный курс на уничтожение общих для всех опор, державших человечество тысячелетиями в рамках чёткого вектора развития. Страшно и то, что новые опоры не создаются. Когда у человека отнимают уверенность даже в том, мужчина он или женщина, говорить о нормальной психике индивида невозможно, следовательно, не следует ожидать адекватности от общества в целом. А процесс этот уже давно и планомерно происходит в глобальном масштабе, неизбежно ведя к тому, что люди превращаются в нечто живое или в живое ничто, которым можно управлять как биомассой. Как ни печально, все это подаётся под соусом псевдо-божественного начала. При этом, к чему, какому будущему ведёт уничтожение привычных опор личности, никто не говорит.

Красноречивый образ человека, "потерявшего" свой пол
Красноречивый образ человека, "потерявшего" свой пол

Человек потерял своё место на линии исторической перспективы – утверждается, что прошлое неверно, в настоящем насаждается полная неопределённость, о будущем в таком случае говорить не приходится. Человек, чья психика, здоровье, личная и профессиональная продуктивность напрямую зависят от устойчивости базовых понятий о жизни и чёткости в главных морально-нравственных критериях, оказался оторван от всего, что давало ему физическую и психологическую устойчивость.

На западе инструментом управления и развития являются глобализм и либерализм, на которых строится идеология, политика, социальные и образовательные институты под соусом красивого слова «демократия». У нас были свои работающие инструменты, когда существовал Советский Союз. За 30 лет стало ясно, что западные инструменты нам чужды и ведут в тупик. На одной с нами стороне и такие государства как Китай, арабский мир, традиционные государства со своим укладом, там все ещё сильны традиционные ценности, и институт наставничества в том числе.

Наставничество в определённом смысле сделало возможным выживание и развитие человечества с доисторических времён. Несмотря на периодически сменявшие друг друга цивилизации, главное оставалось незыблемым: будущее строилось на базе опыта, культурных, бытовых, духовных опорах и традиционных ценностях предыдущих поколений. Все это, естественно, передавалось через институт наставничества в семье, образовательных, социальных, духовных, социальных институтах. Мы на сломе цивилизаций, так идёт история, но куда она пойдёт дальше, зависит от того, на какие опоры мы сейчас встанем.

Наставничество 21 века уникально, потому что впервые поколения живут практически в квантовых измерениях: то, чему и как учились наши деды и родители, недоступно пониманию сегодняшних школьников: они не понимают аналоговую жизнь. Пятидесятилетний гражданин сегодня за свои полвека застал три реальности, отличающиеся технологически, информационно и даже нравственно.

В Советском Союзе наставничество активно и повсеместно распространялось в системе проф-тех образования и производственного обучения. Шефство старшеклассников над младшими это тоже обучение наставничеству на уровне школы. В советские времена наставники были почётными и уважаемыми людьми, так как им доверялось самое главное: идейно-политическое и профессиональное становление личности молодого специалиста. В наставники выдвигали наиболее авторитетных специалистов, обладающих высокими моральными и нравственными качествами, хорошей профессиональной подготовкой, богатым жизненным опытом; повышался уровень педагогического мастерства наставников через курсы повышения квалификации с привлечением преподавателей вузов; организовывались выставки передового опыта работы лучших наставников; проводилось материальное стимулирование деятельности наставников.

Институт наставничества помогает установить доверительные отношения между поколениями. Специалисты, окончившие вузы, с помощью системы управления распределялись по регионам, что позволяло планировать процесс распределения квалифицированных кадров и организации их успешной адаптации в профессиональной деятельности. Это обеспечивало преемственность, тем самыми наставничество укоренялось как «сверху», так и «снизу». И все это происходило в условиях, понятных всем живущим поколениям.

Удивительно, но нашими исследованиями и опытом в наставничестве прекрасно пользуются за рубежом. В Финляндии с 2016 года действует закон о совершенствовании института наставничества на национальном уровне, там вообще вобрали все лучшее из опыта СССР. Сейчас нам предстоит отфильтровать лучшее из зарубежного опыта.

Существует мнение современных психологов и педагогов, что наставничество и коучинг станут основными способами обучения, при этом наставничество станет коллективным, будут создаваться сети наставников по направлениям. Корпоративный (профессиональная деятельность), личностный (обучение и развитие), квалификационный (путь карьерного роста), социальный (навыки общения, партнёрства, командной деятельности). В сугубо профессиональном опыте наставника можно выделить компоненты, которые сохраняют своё значение несмотря на изменение технологий производственной деятельности и которым протеже мог бы подражать, если бы наставник сумел их выделить и внятно описать. Именно с этим связана необходимость относиться более дифференцированно к опыту опытного сотрудника и происходящая на наших глазах дифференциация процесса наставничества. Сегодня мы говорим уже о создании «сетей наставничества».

Наставники нужны мигрантам, чтобы адаптироваться на новом месте жизни, людям с ОВЗ, бывшим заключённым, сиротам, людям, вернувшимся из зон военных действий. Цель государства сегодня – реанимировать наставничество в новом формате во имя создания общества созидателей, а не потребителей, граждан с экологичным мышлением, ответственностью за свои личные и профессиональные действия, встроенным в ДНК патриотизмом по отношению к своей стране. Такое общество может быть идеологически, социально и культурно единым.

В 2010-х годах в России наметился курс на возрождение этой традиции. При этом традиции как таковые, видоизменялись на невиданной скорости. В период до 2020го года были приняты несколько законов о наставничестве и нынешний год назван годом наставника и педагога. Отмечена важность этих людей в становлении личности.

Наставник по сути передаёт эстафету из прошлого в будущее. Старший знает и делится – ученик не знает и учится. И для сотен поколений это было одно направление действия и понятный смысл. Сейчас это буквально невозможно – никто не знает, каким будет будущее – настолько стремителен прогресс. Впервые в истории поколения не понимают опыта друг друга, изменились образы реальности, технологии, принципы действия. Впервые наставник знает много того, что неизвестно ученику, и ученик знает много того, что недоступно наставнику. Пока ещё остаются человеческие качества, способность критически мыслить, ответственное отношение к своей профессиональной деятельности, готовность решать сложные задачи, преданность призванию, профессиональное мышление и интуиция. Эти параметры человека и общества устаревают не так быстро, как технические умения и навыки.

Настоящая проблема для всех нас - теряется общий язык общения! Он переходит в цифровые технологии, в которых живут молодые поколения, и которым важно обучить старших. Получается, что сегодня наставник это отнюдь не старший, это больше знающий, более опытный в чем-либо человек вне зависимости от возраста. Кросс-обмен между учеником и наставником – вот новый формат наставничества, честность и открытость в межпоколенческом общении – возможность сохранить преемственность. Важно сохранить неоценимый опыт старшего поколения и дать ему возможность им поделиться, архи-важно не лишить молодые поколения той жизненной стойкости и силы духа, которыми сейчас редко кто может похвастаться.

Сегодня возможны любые форматы: старший – младший, сверстник-сверстник, наставник – группа, коллектив наставников – подопечный, в определённом смысле – большинство людей могут реализоваться в роли как наставника, так и ученика.

Компетенции наставника сегодня:

- эмоциональный интеллект;

- коммуникативная компетенция (включая готовность к межпоколенческой коммуникации; владение различными стилями педагогического общения);

- педагогический такт;

- готовность к сотрудничеству;

- креативность, способность решать нестандартные задачи;

- умение поставить задачу и проанализировать ситуацию;

- умение видеть новые возможности и риски;

- Способность выделять и внятно описывать компоненты деятельности;

- Компетенции, достаточные для восполнения внутреннего образовательного дефицита ученика

Население всех стран активно стареет, по данным ООН к 2050 году молодые и пенсионеры будут составлять равные доли. Уже сейчас многие компании испытываю недостаток в квалифицированных кадрах, способных ставить цели и методично их достигать, умея решать возникающие вопросы по ходу работы. Многие пенсионеры, которые чувствуют себя вполне трудоспособными, с удовольствием посветят свободное время общению с молодыми работниками, поделятся своим жизненным опытом, помогут в период адаптации на новом рабочем месте, окажут психологическую помощь, подставят по-отечески своё плечо.

Проблема сегодняшнего дня: развитие института наставничества в России происходит сегодня разрозненно и децентрализовано на фоне отсутствия нормативного правового регулирования соответствующих отношений на федеральном уровне. Без необходимых инициатив со стороны государственной власти наставничество невозможно сделать частью социальной и производственной жизни общества. Наставничество начинается в семье, в первом и самом важном социальном институте. Прошлый год был «Годом педагога и наставника», нынешний объявлен президентом В.В.Путиным «Годом семьи». То, что государство стало уделять внимание таким серьёзным социальным задачам, даёт надежду на перемены в этой сфере.

Лилия Гадель

https://vk.com/lilygadel

Иллюстрации Ирина Харитонова