Обезьяноподобный бог Хануман - одно из самых любимых и почитаемых божеств по всей Индии, и не только. В Таиланде, на Шри-Ланке и других странах Юго-Восточной Азии есть храмы Ханумана, а на домашних алтарях люди поклоняются его мурти. Он - воплощение преданности, силы и находчивости, в Индии нет человека, который бы не любил верного друга и помощника Рамы. Или есть? Оказывается - да!
В горном штате Уттаракханд есть небольшая деревня Дронагири, жители которой поколениями хранят обиду на Ханумана, за то, что он обезобразил их священную гору. Этот эпизод описан в эпосе Рамаяна, но для жителей Дронагири - это гораздо больше, чем просто легенда.
Дронагири - деревня, где Хануман под запретом
Деревня, расположенная на высоте 3600 м над уровнем море труднодоступна. Путешественникам приходится ехать на автобусе 45 км от Джошимата до Джуммы, а затем идти пешком по сложной горной дороге 8 км, чтобы добраться до деревни, в которой проживает около 400 семей Бхотия, которые во время суровых зим спускаются в деревни, расположенные на более низких высотах.
Регион богат эндемичными видами лекарственных растений, и летом он привлекает собирателей редких трав и охотников, желающих нелегально добыть кабаргу и гималайского медведя.
На этой высоте невозможно выращивать с/х культуры, поэтому жители деревни выживают, разводя овец и собирая травы для продажи в городе. Трава киди, своего рода натуральная "виагра", которую местные жители собирают в травянистых районах (бугял), продается за большие деньги на равнинах, откуда ее контрабандой ввозят в Китай и другие страны Юго-Восточной Азии и продают за целое состояние.
Хануман не прощен
Еще одна особенность этой деревни в том, что Хануман здесь — плохой парень. Жители Дронагири не простили ему разрушения правого склона горы (Парбат Дев), которой они поклоняются.
Говорят, что эта история произошла во время Трета Юги – второй из четырех мировых эпох согласно индуизму. И связана она с волшебной живительной травой Сандживани.
Согласно Рамаяне, когда Рама сражался с демоном Раваной на далекой Шри-Ланке, чтобы спасти свою жену Ситу, его брат Лакшман был серьезно ранен.
Рама послал за врачом Сушеной, чтобы тот помог оживить его брата, Сушена приказал главному помощнику Рама, Хануману, отправиться к величайшим из гор, Гималаям (Наг Срешта Химавант ), и принести ему траву Мрит сандживани (буквально: вселяющий жизнь), чтобы он смог оживить находящегося в тяжелом состоянии молодого воина.
Сушена рассказала Хануману, что растение растет на хребте Дронгири в Гималаях и излучает странный свет, позволяющий его заметить в темноте.
Когда Хануман прилетел сюда в поисках волшебного растения, жители деревни Дронагири не позволили ему пройти.
Поскольку время истекало, а Лакшман был при смерти, Хануман переоделся нищим садху и упросил пожилую женщину в деревне помочь ему найти волшебную гору, на которой росла трава.
Женщина была тронута его мольбой и указала на тщательно скрытую территорию Хануману. Когда Хануман достиг этой горы, он не смог понять, какое именно нужно растение, и в конце концов отломил правый склон горы и унес его с собой туда, где находился Лакшман.
Впоследствии старуху, указавшую Хануману путь к горе, изгнали из деревни, а всем женщинам запретили участвовать в ритуальном поклонении горе.
И поскольку Хануман осмелился разрушить склон холма, храмы в этом районе даже сегодня отказываются размещать мурти (статуи) бога-обезьяны. На официальном праздновании Джагара в деревне, когда дух Дев Парбат (священной горы) появляется в теле медиума (известного как пашува ) во время пения молитв, правая рука медиума, что символизирует правый склон холма Дронгири висит вялым и безжизненным, пока дух Дев Парбата не уйдет.
Более того, еще несколько лет назад, если жители деревни узнавали о том, что кто-то поклоняется Хануману, они немедленно изгоняли этого человека/семью из деревни!
Попытки найти Сандживани
Сегодня трава сандживани считается мифическим растением, существование которого практически не подтверждено научными доказательствами. Но местные жители утверждают, что ее все еще можно найти, если провести тщательные поиски в отдаленном регионе Уттаракханд, граничащем с Тибетом.
К слову сказать, правительство штата неоднократно пыталось найти легендарную траву. Последние из попыток были предприняты в 2009 и 2016 году, когда было принято решение начать экспедицию стоимостью 25 миллионов рупий в верховьях Гималаев для поиска Сандживани.
Однако каждый раз, когда активисты обращались с этой инициативой к центральному правительству за дополнительным грантом, все так и сходило на нет, и план экспедиции проваливался.
В других текстах
Кстати, магическая трава сандживани появляется не только в Рамаяне, но и в Махабхарате, где говорится, что гуру асур Шукрачарья использовал ее для воскрешения асуров, убитых дэвами. Говорится также, что трава помогла царю Яяти, предку Пандавов, обратить вспять старение его тела и вернуть мужскую силу.
Древние словари, такие как маратхи-санскритский «Гирван Лагху Кош» и санскритский «Шабд Калпдрум», называют эту траву руданти или рудантика, что означает растение, выделяющее жидкость. Шабд Кальпадрум называет его романчикой , нервным стимулятором, способным вывести пациента из комы.
А вот в экземплярах Рамаяны, находящихся в местных храмам Дронагири, все упоминания о Ханумане были удалены.
Хранители святой горы и светящейся в темноте живительной травы до сих пор не простили обезьяньего бога, а возможно не простят никогда. Ведь это стало отличительной особенностью их уникальных традиций. Интересно, держит ли за это на них обиду сам Хануман?...
Амалия Тимофеева