Найти тему
Дарья Freya

Все получится. Стоит только расхотеть. Как могут навредить слишком мощная мотивация и восторги от деятельности на старте

"У Вас классные уроки! Я обрел новый смысл и прям летаюуууу! Ураааа, каааайф!" — говорит ученик на первых самых занятиях. А потом...

А потом — сначала не в силах оплатить тебе следующий абонемент. То забывается просто, ибо дел много, то денег на карте нет, одна наличка, то еще что-то. А потом...

А потом — Вжух! И: "Извините, я вчера вышел из дома мусор выносить и уехал на Бали на ПМЖ, теперь не до уроков".

Я на Nazarov Studio. Жду ученика, фоткаюсь в зеркале.
Я на Nazarov Studio. Жду ученика, фоткаюсь в зеркале.

Вот, возможно, прочитав это, вам смешно, но. Примерно подобное я тысячу раз наблюдала за более, чем 16-летний опыт преподавания иностранного языка. За опыт управления музыкальными проектами. За опыт преподавание фортепиано для взрослых.

И вот, пожалуй, я даже не знаю, что хуже: двоечник Вася хочет в футбол играть, а его родители "палками загоняют" предмет подтягивать к репетитору (аналог во взрослой жизни и из опыта корпоративного обучения: дизайнера-Машу начальство гонит на курсы английского, грозясь уволить, если через полгода не будет pre-intermediate хотя бы).

Или вот это вот: "Вауууу! Круууууто! Летааааю! И все – после ваших уроков."

Я как вижу либо одно, либо второе, вангую: человек с большой долей вероятности бросит. Слишком мотивированный, правда, имеет больше шансов, подуспокоившись, допинать ситуацию до результата. Но проблема в том, что "успокоиться" часто трудно :)

На Nazarov Studio. Ждала ученика, фоткала подложки для сторис в инсте. На фото — упражнения по запоминанию нот. Не моего авторства. Но мы их играем на уроках.
На Nazarov Studio. Ждала ученика, фоткала подложки для сторис в инсте. На фото — упражнения по запоминанию нот. Не моего авторства. Но мы их играем на уроках.
"Я так хочуууу! Но ничего не получается."
"Расхоти – получится".

Да, это действительно вполне рабочая история. Данные исследований о вреде чрезмерной мотивации, увы, не приведу. И буду рада, если кто-то в комментах приведет. Но я здесь, в своем блоге, говорю про наблюдения из личного опыта и часто действительно такое наблюдаю.

Что ж, теперь к личному опыту и обращусь, приведя несколько примеров, не упоминая имен.

1. Триумфат "Триумвирата" так и не состоялся.

Дело было давно, в давние двухтысячные. Якшалась ваша покорная слуга с человечком, у которого были серьезные желания, амбиции. Очень сильно хотелось сделать "революцию" на метал-сцене" со своим симфоник-метал проектом. Вкладывались ресурсы. На моторе мотивации человечка ехало многое (он и кадры, так сказать, сильно перетряхнул). Снял классный клип. С моей помощью подтянул одного крутого фотографа. Записал мега-альбомище (такой, чтоб всех порвать, да-да). А затем — быстро как-то все свернулось в точку 0. Буквально само собой и в 3-5 шагов. Вместе с желанием и мотивацией человечка, разумеется.

Я с этим проектом не играла, но помогала кое-с-какими процессами. Со съемками, с записью, например. Фото того периода, тех лет
Я с этим проектом не играла, но помогала кое-с-какими процессами. Со съемками, с записью, например. Фото того периода, тех лет

Кстати. Как-то нашла инстаграм. Всё, нет никакой больше инфы о том, что его проект, под названием "Триумвират" (как раз переименованный перед предполагаемым "выстрелом", до этого ‐ по-другому назывался и в концертной деятельности их если кто и видел, то там они были под другим названием).

2. Те, кто сказали на мой интернет-курс "Фортепиано для НЕ_пианистов" лютое и ярое "хочу" и не дотянули до второго задания.

Был случай, пожалуй, единственный за тот мой запуск курса, когда человек купил курс не глядя. Просто заплатил денег и сказал: "Вау! Заверните!". Но, видимо, не рассчитал силы. На втором модуле столкнулся с трудностью – пришлось поработать. Затем стало некогда". Вот и пиши в курсах: "Всего лишь за семь недель")))

Но суть в том, что человек ожидал, что будет идти как-то быстрее и легче. И, возможно, я и учту в следующий раз, запуская курс, это: сделаю больше какой-то развлекухи-геймификации, сами задания сделаю существенно проще. Конечно, научиться играть будет трудно вот так, но кому-то когда-то игравшему что-то вспомнить – мей би. И то, это, скорее, не курс, а марафон будет по сути своей. Но суть в том, что часто "быстроперегорюны восторженные" – это и есть те самые покупатели онлайн-обучения. Иии... При этом из-за вот такой особенности (сначала ‐ дико радоваться и "летать" от заданий, а потом – не мочь догнать при возникновении первых трудностей) и часто не заканчивают это обучение. Либо обучение должно реально носить формат легкого поддерживающего марафона и там не должно быть сложных заданий "на вырост".

Из личного архива и из одной загадочной локации
Из личного архива и из одной загадочной локации

3. Ученик говорит: "Вау! Мне так все нравится, так все интересно! Я вчера 3 часа за вашими упражнениями для начинающих просидел, аж спина болит!"

Эта ситуация реально распространенная. И я говорю: хватит радоваться. Надо спокойнее. Будет и непросто. Будет и рутина. Будут и первые трудности. Эйфория может закончиться. И важно не расплескать. Сейчас – спокойнее: 10 минут в день по таймеру. И никакой эйфории.

В ожидании учеников на занятия. Один из классов Nazarov Studio, где и принимаю учеников.
В ожидании учеников на занятия. Один из классов Nazarov Studio, где и принимаю учеников.

Кстати, опосля я выяснила, что те упражнения, где начинающие должны были отточить и знание нот в скрипичном и басовом ключе, и ритмические начальные дела всякие, и первоначальную координацию рук, — он их просто все эти три часа "гонял". Гонял и "радовался": брал то, что уже выучил наизусть и гонял на бешеной скорости. В следующих упражнениях аналогичных надо было в медленном темпе, двумя руками читать снова нотный текст — Ать! – и просел.

Ну и вот, собственно, первые трудности, к которым "слишком мотивированный" был не готов :)

Вот так примерно люди и сходят с дистанции. Кстати, я вот еще, что наблюдаю.

И в музыкальных проектах, и в учебе, и везде. При данной проблеме происходит в начале максимальное, порой, нерациональное вбухивание ресурсов: эмоциональных, физических, да даже материальных (вспоминая ряд музыкальных проектов, аналогов истории выше упомянутого мной "Триумвирата").

А потом просто ничего не остается и выходит пшик.

Правы "восточники" (сама слово сейчас придумала, да): надо вбрасывать сил, эмоций, денег, улучшайзингов – за раз по чуть-чуть.

В муз.проекте – каждый раз за каждое шоу улучшать что-то одно небольшими усилиями, а не сразу — бабах! На 50-100 процентов, на 5-10 надо, не более. Но каждый раз!

В обучении — даже если вашей мотивации хватит по три часа сидеть, причем сразу после урока и по горячим следам — я рекомендую:
- придумать себе расписание домашних занятий, обозначить время их начала,
- садиться заниматься и ставить себе таймер: "10-15 минут",
- вставать, вырубать инструмент и завтра – по новой

(Если что, я тут веду речь не про профессиональную тренировку профи, я обучаю взрослых-любителей играть для себя, профи я не занимаюсь).

Пример обратный предыдущим и важный.

Есть у меня один из постоянных заказчиков. Человек милый и спокойный, чем и молодец. Каждый раз в каждый рабочий эпизод мы в спокойном режиме что-то из его материала "ковыряли". Сам он — потихонечку что-то свое пописывал и дописывал, тоже в спокойном режиме, без авралов, горящих пятых точек и "догнать и перегнать Америку, пятилетку за три года".

И вот однажды он мне сказал: "Вот, Тёть Фуф, смотри, какой зал. Больше, чем на Big Powermetal Show, правда? Я уже договариваюсь."

И вот я знаю: у него получится. Потому что он — не слишком радуется, выпрыгивая из штанов, не гонит процессы на собственном лютом "хочу". А именно так, по-восточному, по-философски: потихоньку что-то делает.

— Что же, выходит, делать-то, Теть Фуф, подскажи? — возможно, спросите вы.

В любом: в обучении, в муз.проекте — усмирять этот бешеный пыл и настраивать себя на неспешную, поэтапную работу. Тогда все будет!

Благодарю за поддержку моих статей! Комментарии открыты. Есть, что сказать? Пишите :)