Действительно ли золотое время КВЗ прошло с наступлением западных санкций? Почему сразу три управленца завода не смогли решить проблему простоя цехов предприятия – и кто ответит за выпущенные с бракованными деталями вертолеты?
«Взлететь» и войти в кризис «Казанский вертолетный завод» смог при руководстве Вадима Лигая. В 2007 году он пришел на предприятие и сумел нарастить продажу вертолетов с 35 до 107 машин в год – пик производства отмечается в 2014 году.
Но уже в 2015-ом КВЗ реализовал лишь 77 вертолетов, а в 2016-ом – 70. И так по нисходящей. Стала ли причиной сокращения контрактов «Русская весна», официально не говорится, но из данных «Контур.Фокуса» следует, что после 2014 года сотрудничество с зарубежными компаниями у КВЗ резко уменьшилось.
При этом интерес к казанским вертолетам умерили и в России. Как итог: цеха предприятия перестали загружаться на 100%, начался их простой – и чтобы как-то сократить расходы, завод с июля 2016 года перешел на четырехдневную рабочую неделю.
К концу 2016 года КВЗ получил 675 миллионов операционного убытка, хотя годом ранее операционная прибыль составляла 8,6 миллиарда рублей.
В феврале 2018 года Лигай уходит с поста гендира предприятия – на КВЗ он запомнится, как человек, при котором случился легендарный «взлет» и «падание» экономических показателей КВЗ. При этом в период его руководства с завода были украдены запчасти общей суммой на 1,2 миллиона рублей.
Авиастроительный суд Казани признал виновными семерых сотрудников КВЗ – с 2013 по 2016 годы они с тремя подельниками вывозили с предприятия запчасти и продавали их организациям, обслуживающим вертолеты. Сделки совершались в том числе и за рубежом – подсудимым дали от трех лет условно до четырех лет лишения свободы в колонии общего режима.
Пустовгаров, Белых, Гинсбург и…
С уходом Лигая на КВЗ начинается время «коротких» руководителей – Юрий Пустовгаров, который пришел ему на смену в 2018 году, запомнился в публичном пространстве, как яркий антикризисный руководитель, при котором предприятие достигло исторического минимума в производстве вертолетов – 27 штук за 2019 год.
При этом он заявлял, что зарплата топ-менеджеров предприятия могла достигать нескольких миллионов рублей – эти явления и попали под сокращение.
На смену Пустовгарову в 2020-м пришел Алексей Белых – он возглавлял КВЗ год, и запомнился тем, что при нем на предприятии погибло пять охранников. В здании, где ночевали погибшие произошло короткое замыкание, случился пожар.
Из-за этого случая под суд пошла начальница ЧОПа Наиля Жданова – Кировский райсуд Казани приговорил ее к трем годам колонии-поселения, но отбывать наказание она будет лишь по достижении ее младшего ребенка 14-летнего возраста.
В декабре 2021 года на пост директора КВЗ заступил Владимир Гинсбург – производственник со стажем, целью которого на заводе стал выпуск сотни новеньких «Ансатов» и «Ми-8».
И уже в январе 2023 года раис Татарстана Рустам Минниханов отчитался перед президентом страны Владимиром Путиным о выпуске 106 машин Казанским вертолетным заводом. Цифры – может и не врут, но есть важная оговорка: 37 вертолетов 2022 года выпуска оказались с браком, из-за которого Росавиация приостановила эксплуатацию машин.
Дело, как оказалось, в поддельной резине, которая использовалась в уплотнении топливной системы. Из-за заводского брака, двигатель вертолета мог остановиться в полете. Впрочем, даже если эти 37 машин из 106 «не идут в зачет», то выпуск оставшихся 69 все равно выглядит большим достижением. По крайней мере на фоне прошлогодних 45. За 2022 год Гинсбургу также удалось удвоить активы предприятия до 42,2 миллиардов рублей.
В конце 2023 года Ростех сообщал, что вся поддельная резина на готовых вертолетах была заменена, а по факту поставки на КВЗ бракованного товара возбуждено уголовное дело.
На долю Гинсбурга выпал также второй крупный скандал, связанный с членом его команды – директором по стратегическому планированию КВЗ Ильдаром Мустафиным. Он, по версии следствия, причастен к преступной схеме получения откатов за выдачу Ростехнадзором строительных заключений.
КВЗ в руках Яковлева
В октябре 2023 года руководить КВЗ поставили Николая Яковлева, выходца из «Роствертола» – ростовского предприятия, на котором выпускают боевые Ми-24/35 и Ми-28. Ранее «Вечерняя Казань» писала о том, что в Казани к ростовской школе вертолетостроения относятся со «сдержанным оптимизмом» – успехи коллег по цеху все же внушают надежду.
По итогам 2023 года ПАО «Роствертол» получил чистую прибыль в размере 1,3 миллиардов рублей.
Автор: Андрей Мартыгин