Найти тему
Строки на веере

Невский 64 Дом поэта Василия Андреевича Жуковского, литературный салон Воейковых, кинематограф Александра Дранкова

Невский 64. Дом Жадимировского, доходный дом А. А. Меньшикова

Пройдя весь Невский проспект, шествие направилось к Зимнему дворцу, следовало по Дворцовой набережной, мимо пресловутого ледяного дома, и, обогнув Эрмитажную канавку, выдвинулось на Дворцовую площадь.
Н. Э. Гейнце, Дочь Великого Петра

Первым домом на этом участке считается дом купца Жадимировского, который появился здесь в 1780-х годах. Здание имело три этажа и классический фасад. Красивое дорогое здание, выполненное в соответствие со столичной модой и недалеко от Аничкова дворца. Не удивительно, что на него многие заглядывались. И в 1790-х годах дом приобрела дворянская семья Меншиковых. Собственно больше ничего о владельцах не было известно. Вскоре этот удобный, большой дом сделался доходным, в нем проживал воспитатель великого князя Николая Александровича В. А. Жуковский. Переезд произошел в 1822 году. Жуковский занимал квартиру № 64. Но так как квартира была большая половину ее поэт отдал родственникам супруги господам Воейковым: Александр Фёдорович Воейков (поэт, переводчик, редактор газеты «Русский инвалид»), его жена Александра Андреевна Воейкова (племянница Жуковского). Они же устроили на своей половине литературный салон, который очень быстро начал пользоваться заслуженной славой. Среди его завсегдатаев были А. И. и Н. И. Тургеневы, П. А. Вяземский, Н. И. Греч, Н. А. Бестужев, К. Н. Батюшков, Н. М. Карамзин.

-2

Шли годы, недвижимость в районе Невского проспекта дорожала, и не удивительно что хозяин дома, коллежский асессор А. А. Меншиков поручил другу дома молодому и еще ни разу не получающему самостоятельные заказы архитектору Василию Агатоновичу Пруссакову перестроить здание. Работы длились в 1881-1882 годы, в результате дом приобрел четвертый и пятый этажи. Кроме того, Приссаков построил трёхгранные эркеры, которых прежде на доме не было.

В ХХ веке первый этаж дома сдавался под магазины и конторы. Так здесь разместился магазин мебели и контора занимающаяся отделкой квартир. Оба заведения принадлежали Я. и И. Конам, здесь же размещался магазин фирмы «Спорт» при котором находилась контора магазина и склад готовой продукции. Здесь свой большой шоколадный магазин открыла шоколадная фабрика «Г. Ландрин». Кроме того, в здание работала контора фотографа Александра Осиповича Дранкова — последний прославился тем, что находился у истоков русского кино. В 1907 году он пытался снять игровую картину «Борис Годунов», но в результате зрителям показали лишь несколько эпизодов из несостоявшегося фильма под названием «Сцены из боярской жизни», зато он первым заснял на пленку в 1908 году Льва Николаевича Толстого, этот фильм до сих пор существует. Операторы работавшие с Дранковым старались запечатлеть окружающую их жизнь, для чего постоянно находились со своими камерами в гуще событий.

-3

В 1908 году Дранков выпускает на экран свой первый художественной фильм «Понизовая вольница» («Стенька Разин»). Премьера фильма состоялась 15 (28) октября 1908 года, и его показ впервые в русской истории сопровождался оригинальным звуком: то есть, вместе с плёнкой кинотеатры приобретали также граммофонную запись музыки, написанной Н. М. Ипполитовым-Ивановым для постановки одноимённой пьесы Василия Гончарова в театре «Аквариум».

-4

С этой лентой у Дранкова произошло и разочарование, но даже оно стало первым в истории нарушения кинопроизводителем авторских прав. Дело в том, что Дранков не заключил договор ни с автором сценария, ни с композитором. В результате они подали на него в суд. И это тоже было впервые.

-5

Тем не менее, Дранков не сдавался и разобравшись с судами, снял кинокомедию «Усердный денщик» (1908).

Параллельно Дранков изобрел кинорекламу, он начал печатать открытки с кадрами из своих фильмов, кроме того, размещал кадры с главными героями на афишах. Во всем мире, на афишах либо просто писали текст, либо афиши рисовали, так что наш соотечественник был и в этом первооткрывателем.

-6

В 1017 году сразу после февральской революции здесь расположилась редакция газеты «Новая жизнь», издававшаяся М. Горьким. Потом ее место заняла редакция первого крупного советского издательства «Всемирная литература» — то же детище Горького и Луначарского. Членами редколлегии издательства были: А. А. Блок, К. И. Чуковский, М. Л. Лозинский, академики Я. Ф. Ольденбург, Н. Я. Марр и другие. Для себя Горький облюбовал просторный кабинет с эркером, в вечернее время, когда писатель работал здесь, идущие мимо литераторы видели освещенный точно фонарик эркер и шли на этот свет.

Секретарь Горького писатель М. Слонимский замечал: «Это был действительно фонарь — остеклённый выступ, лепившийся к стене дома. Во всю длину свою виден был отсюда мёртвый проспект. Ни трамваев, ни извозчиков, ни случайных прохожих. Только изредка показывались конные и пешие патрули, да на ближайшем перекрёстке дымились угли ночного костра».