Найти тему
Наблюдатель

Несколько слов об интервью руководителя «пятого колеса в телеге» образования А. Музаева

Анзор Музаев руководит Рособрнадзором. Надзирать бы этому учреждению за соблюдением законодательства России в области образования, но при распределении обязанностей между тремя ведомствами: Министерством просвещения, Министерством образования и науки, Рособрнадзором допущена стратегическая ошибка. Контроль за работой двух министерств, в части исполнения их функций, возложили на Рособнадзор.

В результате вмешательство Рособрнадзора в дела школы ведёт школу к катастрофе. И это не вредительство злых людей, это системная ошибка. Кто у нас отвечает за качество работы средней школы? — Министерство просвещения. Но оно лишено собственных средств контроля, которые раньше у него были. Отметим, что во времена расцвета советского образования, когда в исследовании для стран НАТО 1959 года наше образование ставилось в пример странам НАТО, никакого органа, аналогичного Рособрнадзору не существовало. Министерство само вело контроль. Тогда доверяли учителю и весь контроль проводился силами самих учителей по линии методических служб, а сейчас учителям объявлен вотум недоверия, методисты по предметам ликвидированы как класс, чтобы у Рособрнадзора не было альтернативы, способной вести контроль, чтобы зачистить поляну пропитания Рособрнадзора от посторонних.

Рособрнадзор никак и ничем не отвечает за качество образования в школе. Провозглашая недоверие объективности учительского контроля, он кормится на контроле, постепенно захватывая всю «поляну». Сначала главной функцией Рособрнадзора было введение ЕГЭ, ошибочно совмещающего две несовместимые функции: выпускного и вступительного экзамена. Когда его ввели, стали зарабатывать деньги на издании подготовительных сборников заданий и пр. Организация стала расширять свои функции, захватив выпускной контроль после девятилетки. Это же чистая биология: живой организм старается захватить как можно больший плацдарм для прокорма. Теперь появились в продаже сборники заданий для подготовки к ОГЭ.

Дальше придумали ВПР. Это итоговый контроль по результатам изучения каждого предмета в конце учебного года. Теперь уже появились в продаже сборники заданий для подготовки к ВПР. А дальше Рособрнадзор хочет контролировать каждую контрольную работу, которую проводит учитель.

Все виды внешнего контроля очень напрягают школу, лишая её многих полноценных уроков сильных учителей. Изучение нового материала и закрепление изученного комкается из-за необходимости проведения тренировочных работ к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Кроме того, самых квалифицированных учителей отвлекают на проведение такого контроля не в своей школе. А замена их уроков не всегда бывает квалифицированной. И получается, как у Аркадия Райкина: «Тот зуб колет, другой пилит, третий вырывает, четвёртый мерку снимает, пятый коронки штампует, шестой надевает, а за дикцию никто не отвечает». В результате персонаж имел явный дефект речи. А у нас в школах падает уровень подготовки школьников по предметам.

Рособрнадзор вмешивается в учебный процесс, диктует, что можно, чего нельзя, а за качество спрашивают не с него, а с учителя и со школы. И вот очередной всплеск симуляции бурной деятельности Рособрнадзора. Читаем интервью его руководителя Анзора Музаева. Потом поговорим.

Музаев: с 1 сентября контрольные в школах должны занимать не более 10% учебного времени

Из цитируемого источника
Из цитируемого источника

Контрольные работы в школах, помимо всероссийских проверочных работ (ВПР), с 1 сентября должны занимать не более 10% учебного времени, иначе это будет считаться нарушением, заявил в интервью ТАСС на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев.

«С 1 сентября, помимо ВПР, контрольные работы не должны занимать более 10% учебного времени. А все остальное — это нарушение, за которое понесут наказание руководители образовательных учреждений, муниципалитеты, если они виноваты, министерства региональные. И мы все силы бросим в следующем году на то, чтобы за этой ситуацией следить», — сказал он.

Музаев отметил, что все контрольные, которые проводят школы не в рамках ВПР, должны быть согласованы с Рособрнадзором.

По данным главы ведомства, сейчас контрольные работы в некоторых школах по некоторым предметам занимают от 35 до 40% учебного времени. «Это, конечно, не может не раздражать и учеников, и родителей, и учителей. Почти половина нагрузки как раз идет от них», — добавил Музаев.

Всероссийские проверочные работы — это итоговые контрольные, которые проводятся в школах по завершении обучения в классе. Они проходят по отдельным предметам для оценки уровня знаний учеников с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Источник. https://rusvesna.su/news/1717853260

Что это мы прочитали? Это же явка с повинной человека, который не понимает того, о чём пишет, который ВООБЩЕ не знает школьной практики. Разбираем сказанное высоким чином «по косточкам»:

«С 1 сентября, помимо ВПР, контрольные работы не должны занимать более 10% учебного времени».

Сообщаю высокому начальнику, что в более спокойные времена, когда его структуры ещё не было и в проекте, контрольные работы по математике не превышали 5 % учебного времени. Берём журнал «Математика в школе», 1997, № 3. В нём приведено поурочное планирование для 5-11 классов. Самую большую долю контрольных работ находим для учебников Н.Я. Виленкина и др. в 5 классе: 14/206 (14 уроков из 206), это меньше 6,8%. По учебникам С.М. Никольского и др. в 5 и в 6 классах число контрольных было 8/170 и 9/204, это 4,7% и 4,4%.

Пугалку про то, что «сейчас контрольные работы в некоторых школах по некоторым предметам занимают от 35 до 40% учебного времени» мы читали и в прошлом году. Что ж так слабо работает Рособрнадзор, если до сих пор не привели в чувство учителей, проводящих после двух-трёх уроков контрольную работу? Это же явное нарушение утверждённых государственных программ, за чем как раз и должен следить Рособрнадзор. Что эти учителя могут контролировать, если ещё ничему не успели научить? И ещё вопрос: существуют такие учителя и такие школы, или это фантазии контролирующих органов? Если такие классы и школы существуют, то министра просвещения РФ и главу Рособрнадзора надо увольнять, как не справившихся со своими обязанностями.

Про ВПР — отдельная тема, не будем останавливаться, а вот ссылка на стандарты и вовсе печальна. Да будет известно Анзору Музаеву, что Стандарты были введены тогда, когда не хватало денег на финансирование педагогической науки, а деньги образовательных кредитов можно было тратить только на то, на что разрешит западный кредитор. Копировать свою систему стандартов Запад нам разрешил. У них же никуда не годная система массового образования.

На первых порах Стандартами у нас назвали совсем даже неплохие предметные программы (1998), которые после перехвата темы и финансирования, а также внедрения в работу психологов (А.Г. Асмолов) превратились во что-то невообразимое, но никак не пригодное ни для написания программ и учебников, ни для работы в школе. Этот антинаучный и антиметодический документ Рособрнадзор и использует для террора школ. Сужу, правда, только по стандартам по математике (на эту тему имею много публикаций), но не ожидаю чуда в других предметах.

Ещё раз: в 1959 году, когда не было ни Стандартов, ни Рособрнадзора, следящего за их исполнением, была опубликована «Аналитическая записка НАТО об образовании в СССР. 1959». https://www.shevkin.ru/novosti/analiticheskaya-zapiska-nato-ob-obrazovanii-v-sssr-1959-2/

В то время на Западе восхищались советским образованием и не смущались призывом из заключения упомянутого документа:

«Государства, самостоятельно соревнующиеся с СССР, впустую растрачивают свои силы и ресурсы в попытках, обреченных на провал. Если невозможно постоянно изобретать методы, превосходящие методы СССР, стоит всерьез задуматься над заимствованием и адаптацией советских методов».

А нас учат работать в школе «специалисты», имеющие о школе весьма смутное представление, да они ещё размахивают при этом никуда не годными стандартами, навязанными нам нашими неудачливыми колонизаторами.

И последний вопрос: как долго пятое колесо в телеге образования будет мешать ехать этой телеге?