Найти в Дзене

Контактно-аккумуляторные поезда

В федеральной земле Шлез­виг-Гольштейн на севере Германии местные пассажирские перевоз­ки выполняются на сети железных дорог суммарной длиной немно­гим более 1120 км, обслуживающих 137 станций. Около 30% протяжен­ности линий сети электрифициро­вано. В 2015 г. транспортное объединение земли Шлезвиг-Гольштейн Nahverkehrsverbund Schleswig-Hol­stein (NAH.SH) вступило в перегово­ры с компаниями — поставщиками подвижного состава по вопросам применения технологий альтерна­тивной тяги. По их итогам тендер на подвижной состав был объявлен в августе 2016 г., тендер на предложе­ния по финансированию закупок и выбору лизинговой компании по­следовал в июле 2018 г. В процессе оценки предложений по поездам с аккумуляторными батареями и по­ездам, работающим на водородном топливе, учитывали такие факто­ры, как затраты жизненного цикла и сокращение выбросов углекисло­го газа. Выбор был сделан в пользу кон­тактно-аккумуляторных поездов. В июле 2019 г. администра­ция NAH.SH заключила контракт стоимостью 6
Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

В федеральной земле Шлез­виг-Гольштейн на севере Германии местные пассажирские перевоз­ки выполняются на сети железных дорог суммарной длиной немно­гим более 1120 км, обслуживающих 137 станций. Около 30% протяжен­ности линий сети электрифициро­вано. В 2015 г. транспортное объединение земли Шлезвиг-Гольштейн Nahverkehrsverbund Schleswig-Hol­stein (NAH.SH) вступило в перегово­ры с компаниями — поставщиками подвижного состава по вопросам применения технологий альтерна­тивной тяги. По их итогам тендер на подвижной состав был объявлен в августе 2016 г., тендер на предложе­ния по финансированию закупок и выбору лизинговой компании по­следовал в июле 2018 г. В процессе оценки предложений по поездам с аккумуляторными батареями и по­ездам, работающим на водородном топливе, учитывали такие факто­ры, как затраты жизненного цикла и сокращение выбросов углекисло­го газа.

Выбор был сделан в пользу кон­тактно-аккумуляторных поездов. В июле 2019 г. администра­ция NAH.SH заключила контракт стоимостью 600 млн. евро с компа­нией Stadlerна поставку 55 двух­вагонных сочлененных контактно­-аккумуляторных поездов FLIRT Akku, а также на их обслуживание в течение 30 лет. Контракт включал опцию на поставку еще 50 поездов. Оформляя этот заказ, NAH.SH рас­считывала отказаться от использо­вания 10 млн л дизельного топлива в год и тем самым исключить за­грязнение атмосферы 26 тыс. т углекислого газа.

В качестве компании, финанси­рующей сделку, а затем владель­ца и лизингодателя новых поездов NAH.SH отдала предпочтение Pari­bus Holding.

В мае 2020 г. NAH.SH объявила конкурс с целью выбора операто­ра поездов FLIRT Akkuна трех се­тях — North, Eastи East-West, охва­тывающих соответственно пять, три и два маршрута. По итогам конкурса в декабре 2022 г. опера­тор Erixx Holstein получил право на обслуживание маршрутов RE83, RB84 и RB76 (до поступления но­вого подвижного состава оговари­валось использование дизель-поез­дов), оператор Nordbahn— на вы­полнение перевозок на маршрутах B63 и RB82.

Реализуемый в земле Шлезвиг- Гольштейн проект представляет первый опыт масштабного исполь­зования поездов, получающих пи­тание от контактной сети и тяго­вых аккумуляторов, в местных со­общениях на территории Германии. Он позволит отказаться от дизель­ной тяги на линиях суммарной про­тяженностью около 480 км, на кото­рых выполняется порядка 40% пас­сажирских перевозок.

В апреле 2022 г. первые поез­да FLIRT Akku серии 526 прибыли на испытательный полигон Велим (Чехия). В октябре того же года испытания продолжились на линии Киль—Любек в Германии. Тяговые аккумуляторы поезда FLIRT Akku размещаются под полом вагона и на крыше в съемных контейнерах, за­щищающих их от воздействия огня. В одном вагоне поезда нахо­дится одна батарея, в другом — еще три. Они подзаряжаются во время следования по участкам, оборудо­ванным контактной сетью, или при применении электродинамическо­го торможения. При полном заря­де гарантирован пробег до 80 км в обычных условиях эксплуатации. Во время испытаний поезд прохо­дил до 150 км без подзарядки тяго­вых аккумуляторов.

Для сравнения, в декабре 2021 г. трехвагонный поезд FLIRT Akkuна маршруте Берлин — Гезундбрун- нен —Варнемюнде прошел рекорд­ные 224 км на одном заряде тяго­вых аккумуляторов при температу­ре окружающего воздуха, близкой к 0 °С.

Stadlerзаключила в апреле 2022 г. контракт с компанией ABB на поставку тягового оборудования для контактно-аккумуляторных по­ездов, включая энергоэффективные тяговые преобразователи и борто­вые накопители с литий-ионными аккумуляторами. Тяговые аккуму­ляторы, выпускаемые на предприя­тии ABB в Бадене (Швейцария), ин­тегрируются в модули бортовых накопителей на заводе ABB в Миндене (Германия). По заявлению ком­пании, батареи можно заряжать то­ком напряжением 400 или 1000 В от зарядных установок в депо. Пред­ложенная схема тягового преобра­зователя позволяет получить элек­троэнергию достаточно высокого качества, в связи с чем нет необхо­димости в дополнительном обору­довании помимо обычно применяе­мого на поездах переменного тока.

В вагонах созданы условия для максимально комфортной поездки; салоны оснащены системами конди­ционирования воздуха, видеонаблю­дения, информирования пассажиров, а также доступом в Интернет и элек­тророзетками. Около входных зон оборудованы многофункциональ­ные площадки, в том числе для пас­сажиров на инвалидных колясках. Удобную посадку/высадку таким лицам обеспечивают выдвиж­ные ступени, перекрывающие зазор между полом вагона и краем плат­формы. Предусмотрены места для перевозки велосипедов.

Реализуемый в земле Шлезвиг- Гольштейн проект предусматрива­ет устройство определенного чис­ла участков для подзарядки акку­муляторов от контактной сети пе­ременного тока напряжением 15 кВ, 16,7 Гц. По данным NAH.SH, их про­тяженность не превышает 11 км, тогда как полная электрификация, охватывающая 450 км пути, потре­бовала бы финансирования в раз­мере 1 млн евро/км. Пункты под­зарядки с электрифицированными путями предусмотрены на станци­ях Тённинг, Хайде и Хузум. Кроме того, потребовалось удлинить элек­трифицированные пути на станци­ях в Фленсбурге, Киле, Бад-Ольдес- ло и Бюхене.

На оснащение инфраструктуры для подзарядки тяговых аккумуля­торов выделено около 40 млн евро, 90% этой суммы предоставляет фе­деральное правительство. Объем не­обходимых работ включает также увеличение высоты пассажирских платформ до 550 мм на 15 станциях.

Первые контактно-аккумуля­торные поезда задействовали в пе­ревозках пассажиров практически сразу после их поставки в октя­бре 2023 г. на маршрутах, радиаль­но уходящих из Киля. Однако уже к декабрю 13 поездов из 26 вывели из эксплуатации по двум причинам: проблемы с программным обеспече­нием и отказы, вызванные необычно суровыми зимними условиями. На маршруте Киль — Киль-Оппендорф поезда пришлось заменить автобусами, на более протяженном маршруте Киль — Любек использо­вали дизель-поезда, курсирующие с увеличенными интервалами, ли­бо компенсационные автобусные маршруты.

По заявлению Stadler Deutsch­land, именно экстремальные по­годные условия первой недели де­кабря вызвали коллапс на всей се­ти железных дорог Германии. В частности, замерзшие механизмы управления стрелочными перево­дами препятствовали отправке по­ездов в депо для выполнения необ­ходимых работ по обслуживанию.

Stadlerинвестировала около 30 млн евро в строительство в Рендсбурге, неподалеку от Киля, депо с уникальной инфраструктурой для технического обслуживания и от­стоя контактно-аккумуляторных поездов, включая оборудование для подзарядки тяговых аккумуля­торов. По причине пандемии необ­ходимые согласования по проекту депо были получены с годовой задержкой. К строительству присту­пили только летом 2023 г. и плани­ровали завершить работы весной 2024 г. Приходилось использовать временное депо в Киле, мощно­стей которого было недостаточно для выполнения технического об­служивания в требуемом объеме.

Однако основные проблемы, по оценке Stadler, были связаны с программным обеспечением. В частно­сти, в случае нарушения связи ме­жду разными компонентами тре­бовалось перезагрузить систему в ручном режиме, чтобы продолжить движение поезда. Первоначально при заключении контракта на поставку предпола­галось провести испытания пред- серийных единиц, чтобы выявить потенциальные проблемы с про­граммным обеспечением и решить их до поступления серийных поез­дов. Реализации этого плана поме­шали задержки с выпуском поез­дов, обусловленные пандемией и глобальной экономической ситуа­цией. Stadler все же удалось навер­стать отставание и поставить 20 ед. к августу 2023 г.

Для оперативного реагирования на возникающие проблемы Stadlerмобилизовала междисциплинар­ную команду специалистов, удвои­ла численность местного персонала и организовала мобильные брига­ды для сопровождения поездов на случай отказов. Анализ сбоев по­казал, что некоторые проблемы решаемы за счет незначительных корректировок, более серьезные предполагалось решить за счет полного обновления программно­го обеспечения.

Компания Stadler укрепила лиди­рующие позиции в Германии в ка­честве поставщика электропоездов с тяговыми аккумуляторами после заказа в феврале 2022 г. оператором DB Regio для региона Мекленбург- Передняя Померания еще 14 поездов FLIRT Akku. В ноябре 2021 г. подпи­сан контракт с DB Regio на постав­ку 44 таких поездов для региональ­ной железнодорожной сети Pfalznetz. С учетом 55 поездов FLIRT Akkuдля федеральной земли Шлезвиг-Голь­штейн в течение 5 последующих лет в Германии будут эксплуатировать­ся до 113 таких поездов.

Федеральные железные дороги Австрии (OBB) в июле 2023 г. подпи­сали с компанией Stadlerконтракт на поставку до 120 контактно-аккуму­ляторных поездов FLIRT Akku, кото­рые заменят дизельный подвижной состав на частично электрифициро­ванных маршрутах. Первый твердый заказ по этому договору охватыва­ет 16 поездов, которые предполага­ется в 2028 г. ввести в эксплуатацию на востоке страны на линии Kamptal- bahn длиной 44 км Хадерсдорф-ам- Камп—Зигмундсхерберг.

Поддержите канал-поставьте лайк