В федеральной земле Шлезвиг-Гольштейн на севере Германии местные пассажирские перевозки выполняются на сети железных дорог суммарной длиной немногим более 1120 км, обслуживающих 137 станций. Около 30% протяженности линий сети электрифицировано. В 2015 г. транспортное объединение земли Шлезвиг-Гольштейн Nahverkehrsverbund Schleswig-Holstein (NAH.SH) вступило в переговоры с компаниями — поставщиками подвижного состава по вопросам применения технологий альтернативной тяги. По их итогам тендер на подвижной состав был объявлен в августе 2016 г., тендер на предложения по финансированию закупок и выбору лизинговой компании последовал в июле 2018 г. В процессе оценки предложений по поездам с аккумуляторными батареями и поездам, работающим на водородном топливе, учитывали такие факторы, как затраты жизненного цикла и сокращение выбросов углекислого газа.
Выбор был сделан в пользу контактно-аккумуляторных поездов. В июле 2019 г. администрация NAH.SH заключила контракт стоимостью 600 млн. евро с компанией Stadlerна поставку 55 двухвагонных сочлененных контактно-аккумуляторных поездов FLIRT Akku, а также на их обслуживание в течение 30 лет. Контракт включал опцию на поставку еще 50 поездов. Оформляя этот заказ, NAH.SH рассчитывала отказаться от использования 10 млн л дизельного топлива в год и тем самым исключить загрязнение атмосферы 26 тыс. т углекислого газа.
В качестве компании, финансирующей сделку, а затем владельца и лизингодателя новых поездов NAH.SH отдала предпочтение Paribus Holding.
В мае 2020 г. NAH.SH объявила конкурс с целью выбора оператора поездов FLIRT Akkuна трех сетях — North, Eastи East-West, охватывающих соответственно пять, три и два маршрута. По итогам конкурса в декабре 2022 г. оператор Erixx Holstein получил право на обслуживание маршрутов RE83, RB84 и RB76 (до поступления нового подвижного состава оговаривалось использование дизель-поездов), оператор Nordbahn— на выполнение перевозок на маршрутах B63 и RB82.
Реализуемый в земле Шлезвиг- Гольштейн проект представляет первый опыт масштабного использования поездов, получающих питание от контактной сети и тяговых аккумуляторов, в местных сообщениях на территории Германии. Он позволит отказаться от дизельной тяги на линиях суммарной протяженностью около 480 км, на которых выполняется порядка 40% пассажирских перевозок.
В апреле 2022 г. первые поезда FLIRT Akku серии 526 прибыли на испытательный полигон Велим (Чехия). В октябре того же года испытания продолжились на линии Киль—Любек в Германии. Тяговые аккумуляторы поезда FLIRT Akku размещаются под полом вагона и на крыше в съемных контейнерах, защищающих их от воздействия огня. В одном вагоне поезда находится одна батарея, в другом — еще три. Они подзаряжаются во время следования по участкам, оборудованным контактной сетью, или при применении электродинамического торможения. При полном заряде гарантирован пробег до 80 км в обычных условиях эксплуатации. Во время испытаний поезд проходил до 150 км без подзарядки тяговых аккумуляторов.
Для сравнения, в декабре 2021 г. трехвагонный поезд FLIRT Akkuна маршруте Берлин — Гезундбрун- нен —Варнемюнде прошел рекордные 224 км на одном заряде тяговых аккумуляторов при температуре окружающего воздуха, близкой к 0 °С.
Stadlerзаключила в апреле 2022 г. контракт с компанией ABB на поставку тягового оборудования для контактно-аккумуляторных поездов, включая энергоэффективные тяговые преобразователи и бортовые накопители с литий-ионными аккумуляторами. Тяговые аккумуляторы, выпускаемые на предприятии ABB в Бадене (Швейцария), интегрируются в модули бортовых накопителей на заводе ABB в Миндене (Германия). По заявлению компании, батареи можно заряжать током напряжением 400 или 1000 В от зарядных установок в депо. Предложенная схема тягового преобразователя позволяет получить электроэнергию достаточно высокого качества, в связи с чем нет необходимости в дополнительном оборудовании помимо обычно применяемого на поездах переменного тока.
В вагонах созданы условия для максимально комфортной поездки; салоны оснащены системами кондиционирования воздуха, видеонаблюдения, информирования пассажиров, а также доступом в Интернет и электророзетками. Около входных зон оборудованы многофункциональные площадки, в том числе для пассажиров на инвалидных колясках. Удобную посадку/высадку таким лицам обеспечивают выдвижные ступени, перекрывающие зазор между полом вагона и краем платформы. Предусмотрены места для перевозки велосипедов.
Реализуемый в земле Шлезвиг- Гольштейн проект предусматривает устройство определенного числа участков для подзарядки аккумуляторов от контактной сети переменного тока напряжением 15 кВ, 16,7 Гц. По данным NAH.SH, их протяженность не превышает 11 км, тогда как полная электрификация, охватывающая 450 км пути, потребовала бы финансирования в размере 1 млн евро/км. Пункты подзарядки с электрифицированными путями предусмотрены на станциях Тённинг, Хайде и Хузум. Кроме того, потребовалось удлинить электрифицированные пути на станциях в Фленсбурге, Киле, Бад-Ольдес- ло и Бюхене.
На оснащение инфраструктуры для подзарядки тяговых аккумуляторов выделено около 40 млн евро, 90% этой суммы предоставляет федеральное правительство. Объем необходимых работ включает также увеличение высоты пассажирских платформ до 550 мм на 15 станциях.
Первые контактно-аккумуляторные поезда задействовали в перевозках пассажиров практически сразу после их поставки в октябре 2023 г. на маршрутах, радиально уходящих из Киля. Однако уже к декабрю 13 поездов из 26 вывели из эксплуатации по двум причинам: проблемы с программным обеспечением и отказы, вызванные необычно суровыми зимними условиями. На маршруте Киль — Киль-Оппендорф поезда пришлось заменить автобусами, на более протяженном маршруте Киль — Любек использовали дизель-поезда, курсирующие с увеличенными интервалами, либо компенсационные автобусные маршруты.
По заявлению Stadler Deutschland, именно экстремальные погодные условия первой недели декабря вызвали коллапс на всей сети железных дорог Германии. В частности, замерзшие механизмы управления стрелочными переводами препятствовали отправке поездов в депо для выполнения необходимых работ по обслуживанию.
Stadlerинвестировала около 30 млн евро в строительство в Рендсбурге, неподалеку от Киля, депо с уникальной инфраструктурой для технического обслуживания и отстоя контактно-аккумуляторных поездов, включая оборудование для подзарядки тяговых аккумуляторов. По причине пандемии необходимые согласования по проекту депо были получены с годовой задержкой. К строительству приступили только летом 2023 г. и планировали завершить работы весной 2024 г. Приходилось использовать временное депо в Киле, мощностей которого было недостаточно для выполнения технического обслуживания в требуемом объеме.
Однако основные проблемы, по оценке Stadler, были связаны с программным обеспечением. В частности, в случае нарушения связи между разными компонентами требовалось перезагрузить систему в ручном режиме, чтобы продолжить движение поезда. Первоначально при заключении контракта на поставку предполагалось провести испытания пред- серийных единиц, чтобы выявить потенциальные проблемы с программным обеспечением и решить их до поступления серийных поездов. Реализации этого плана помешали задержки с выпуском поездов, обусловленные пандемией и глобальной экономической ситуацией. Stadler все же удалось наверстать отставание и поставить 20 ед. к августу 2023 г.
Для оперативного реагирования на возникающие проблемы Stadlerмобилизовала междисциплинарную команду специалистов, удвоила численность местного персонала и организовала мобильные бригады для сопровождения поездов на случай отказов. Анализ сбоев показал, что некоторые проблемы решаемы за счет незначительных корректировок, более серьезные предполагалось решить за счет полного обновления программного обеспечения.
Компания Stadler укрепила лидирующие позиции в Германии в качестве поставщика электропоездов с тяговыми аккумуляторами после заказа в феврале 2022 г. оператором DB Regio для региона Мекленбург- Передняя Померания еще 14 поездов FLIRT Akku. В ноябре 2021 г. подписан контракт с DB Regio на поставку 44 таких поездов для региональной железнодорожной сети Pfalznetz. С учетом 55 поездов FLIRT Akkuдля федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн в течение 5 последующих лет в Германии будут эксплуатироваться до 113 таких поездов.
Федеральные железные дороги Австрии (OBB) в июле 2023 г. подписали с компанией Stadlerконтракт на поставку до 120 контактно-аккумуляторных поездов FLIRT Akku, которые заменят дизельный подвижной состав на частично электрифицированных маршрутах. Первый твердый заказ по этому договору охватывает 16 поездов, которые предполагается в 2028 г. ввести в эксплуатацию на востоке страны на линии Kamptal- bahn длиной 44 км Хадерсдорф-ам- Камп—Зигмундсхерберг.
Поддержите канал-поставьте лайк