Тому, кто не читал предыдущие отличные книги автора «Одураченные случайностью» и «Черный Лебедь» не стоит расстраиваться и читать сначала их. По признанию Нассима Талеба, главной его книгой является именно «Антихрупкость», а предыдущие книги и масса статей являлись лишь подготовкой к ней.
Для тех же, кто читал, по крайней мере не надо расшифровывать термин Черный Лебедь. Под этим поэтичным и грозным названием кроются непредсказуемые и, как правило, страшные события – катастрофы, крупные землетрясения, эпидемии, обвалы фондовых рынков и массовые банкротства, революции и войны. Проблема в том, что какие бы изощренные модели расчета рисков не использовали финансовые аналитики, какие бы расчудесные прогнозы и форсайты не получали руководители крупных компаний и государств – зима почему-то всегда наступает неожиданно.
Рубль в конце декабря 2014 года улетает в два раза, чему радуется государство и экспортеры и как обычно не очень радуется население. Странно, что они опять по разные стороны баррикад, но при этом государство вроде защищает население за его налоги и политическую лояльность. Гигантское ипотечное агенство Фанни Мэй, за которым стоит крупнейшая экономика мира в 2008 году улетает в тартарары (надо видимо говорить в Тартар, куда Зевс отправил своего папашу Крона), оставив очень расстроенными миллионы простых американцев наедине с американской мечтой.
Туда же улетели еще с десяток крупнейших банков. Верю, что в Фанни Мей был серьезный отдел управления рисками с очень хорошо оплачиваемыми сотрудниками, владеющими математикой. А уж ежегодные бонусы их вице-президентов с шестью нулями никто у них не отобрал.
Аккуратные и высокотехнологичные японцы, на волне послевоенного экономического чуда (или другими словами, после кошмарного поражения в войне) понастроили множество хорошо защищенных атомных станций, но история с Фукусимой запомнится всем очень надолго, равно как и Чернобыль. Примеров неожиданных и главное, непредсказуемых событий очень и очень много.
Чем дольше мы живем хорошо, тем ближе к нам очередной 3.14здец ровно по теории вероятности. Это если он есть в нашей картине мира. А если его нет и мы верим в светлое будущее, то получается классическая история с индюшкой, которую несколько раз в книге настойчиво напоминает нам автор. Родилась индюшка и получалал хорошую пищу и обслуживание от хозяина индюшачьей фермы. Чем дольше она жила, тем больше убеждалась, что жизнь прекрасна и удивительна и нет в ней никаких проблем. Более того, математически получалось, что чем дольше она жила припеваючи, тем больше была вероятность, что кайф продолжится и дальше – сама история была за нее. Сказка продолжалась до Дня Благодарения. Оказывается, противный хозяин с самого начала откармливал ее, чтобы убить и съесть. Упс. Теория подвела. Расчет рисков оказался некорректным.
А что же такое Антихрупкость? Если хрупкость – это неспособность системы выдерживать внешние воздействия, стрессы и напасти, а неуязвимость – это как раз способность справляться с внешними проблемами без саморазрушения, то круче неуязвимости может быть только способность системы становиться лучше при изменении внешней среды и неважно в какую сторону. Талеб просто не нашел в английском языке антонима слову «fragile» (хрупкость) и легко вышел из положения, придумав антихрупкость. Неплохо, хоть и требует отдельного пояснения. А то кажется на первый взгляд, что антихрупкая ваза сделана из стали. А она сделана не из стали, а из супер био-нано-нейро материала, который не только не бьется при падении, но и учится уворачиваться от шаловливых детских ручек, задевающих вазу. И вот тут мы приходим к главному секрету этой книги, по крайней мере я пришел (про вазу там ни слова, кстати). Антихрупкими являются ВСЕ нормальные живые системы. Наш биологический организм натирает себе мозоли на рабочих поверхностях, мышцы растут в ответ на стрессовую нагрузку, а иммунитет вырабатывается на вошедшие внутрь болезни. Компании реагируют на кризисы и перестраиваются, а кто не перестроился – я не виноват. Ничего личного. Все там будем. Но лучше позже, здоровыми и богатыми. Государства либо тупо централизуются при любом внешнем стрессоре для того, чтобы в одни прекрасный момент одна маленькая трещина разрушила всю огромную конструкцию, либо становятся гибкими и меняются, подстраиваясь под новые вызовы и повышая свою антихрупкость. Биологические виды вырабатывают у себя способы добывать пищу и не стать пищей, а выживают те, кто находит свою экологическую нишу и при этом способен меняться с течением времени. То есть вообще говоря, в антихрупкости нет ничего нового. Это просто естественное свойство живых систем накапливать жизнь. А жизнь – это изменения, это способность прорастать сквозь препятствия и усиливаться благодаря этому. Все, что мешает меняться – делает нас хрупкими. Например, зависимость от комфорта. Заметьте, не сам комфорт, а зависимость от него. Тот, кто чувствует себя несчастным, покинув уютную пещерку персонального автомобиля или оказавшись на минутку на холоде, или столкнувшись с поражением, показывает себя хрупким. Он уже почти разбился. Отсюда выражение «ты разбил мне сердце», «я схожу с ума», «я в шоке», «шеф, все пропало» и тому подобная фигня. И отсюда же тренировки, закаливание, контрастная баня, прививки, концепция «маленького тирана» дона Хуана у Кастанеды.
Или, например, зависимость от моделей, которые подходили для каких-то условий, но могут не подходить для других. А мы точно не можем знать все модели на свете, ведь любая модель – это лишь упрощение реальности. Как мы можем подготовиться к любым проблемам, которые нас ожидают впереди? А никак. Не надо беспокоиться, пытаясь представить себе бесконечное число рисков и рассчитывать их вероятность. Какая вам разница, какая вероятность была у того кирпича, свалившего вам на голову? Одна тысячная? Одна миллионная? Легче пробитой голове, может быть, от значения одна трилионная? Не легче. Ходить по стройке надо в каске и не стоять под стрелой независимо от значения вероятности, если от этого зависит очень многое – учит нас старый ливанец Нассим. Если вероятные потери очень-очень велики – например, ваша жизнь или все ваши сбережения, или здоровье ваших детей, то никакая маленькая вероятность не оправдает не принятых вовремя мер предосторожности. Как говорится, взял зонтик с собой – значит дождика не будет. И будем пристегиваться.
Если же потери будут невелики, а возможность выигрыша, наборот, большая, то можно смело брать на себя большой риск. Например, читая эту книгу, я потерял несколько часов своей драгоценной жизни. Но и выигрыш оказался лично для меня велик. Давно изучая случайность, хаос, перемены, я интуитивно понимал многие вещи, но только в этой книге я нашел простые и лаконичные формулировки нашего общего «безмолвного знания», которое перешло в понимание. При этом ясно, что я не обязан читать до конца каждую открытую книгу, некоторые хочется закрыть просто прочтя несколько строк из середины. И не надо себе отказывать! Таким образом, я страхую свои риски потери времени.
Задумав новый бизнес, предприниматель имеет в голове идею. Ее надо проверить и он может сделать прототип, простую модель этой идеи и попробовать ее продать. Если никто эту штуку покупать не хочет, ну что же, это не бизнес. Нечего расстраиваться, считать, что жизнь потеряна и все пропало. Лучше пораньше слезть с мертвой лошади. Чем больше будут разнообразных попыток, с учетом всех неуспешных вариантов (только идиот повторяет свою ошибку больше трех-пяти раз), тем больше шансов наткнуться на свою золотую жилу.
Таким образом я незаметно для себя вспомнил еще одно свое открытие из «Антихрупкости» - правило штанги имени Нассима Талеба. На одном конце штанги минимальный риск в ситуации высоких возможных потерь (ну не надо гонять на машине с собственными детьми в салоне!), а на другом конце максимальный риск, который вы можете на себя взять (у каждого само-собой он свой) при хорошем шансе получить большой пирожок в карман. И это касается не только денег. Например, знания или впечатления тоже подойдут. Или общение с хорошим человеком. Правда, иногда общение с хорошим человеком может не понравится другому хорошему человеку – вашей жене. То есть эта ситуация из другого конца штанги.
Но это только несколько моих личных открытий из этой толстой книжки. Я читал ее с удовольствием, на бумаге(!) и с карандашом. Там их намного больше. Например, автор сильно и доказательно ругается на врачей, профессоров-теоретиков в бизнес-школах, прогнозистов и долги. Все они сильно повышают нашу хрупкость. Еще он ругает политиков, но любя, как неразумных детей. Мол, ничего не поделаешь, ребята, у них такой возраст, что с них требовать! Неужели вы думаете, что нормальный человек в ладу с самим собой, чувством юмора и здравым смыслом может пойти в политики? Очевидно, речь идет только об американских политиках. Хотя последнее, может, мне и показалось, надо будет перечитать.
Написано 24 февраля 2016 года.