Люди пессимистично настроены относительно возможности легко найти работу с желаемой зарплатой
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос об экономических настроениях россиян. Они помогают понять, как люди воспринимают текущую экономическую ситуацию в стране и чего ждут от ее развития.
Выяснилось, что сегодня россияне пессимистично настроены относительно возможности легко найти работу с желаемой зарплатой. Только треть опрошенных (31 %) считают, что сделать это скорее легко. 58 % испытывают сомнения, что сейчас они могут устроиться на хорошо оплачиваемую должность.
Больше оптимизма по поводу поиска нового места работы с подходящей зарплатой испытывают работающие по найму, а безработные в это почти не верят (34 % против 20 % соответственно). В радужные перспективы трудоустройства с хорошим окладом чаще верят мужчины (36 %), чем женщины (27 %). А больше всех уверены в возможности найти работу под свои зарплатные ожидания люди в возрасте 30–40 лет (38 %), которые находятся на пике своей трудовой активности и карьерного роста.
Чем выше уровень дохода, тем чаще людям кажется, что существует достаточный выбор вакансий с желаемой зарплатой: среди высокодоходной аудитории так думают 57 %, а в группе с низкими доходами — только 16 %. «Люди с высокими доходами, как правило, обладают более высоким уровнем образования и квалификации, большим опытом, широкими профессиональными связями. Это позволяет им быть более конкурентоспособными и уверенными в своих возможностях на рынке труда», — объясняют такую поляризацию мнений специалисты ВЦИОМ.
37 % опрошенных заметили рост зарплат у окружающих, а 38 % — отсутствие каких-либо изменений. Снижение уровня оплаты труда отметили 16 %. Положительную динамику чаще замечают люди 30–50 лет и работающие по найму. Молодежь и безработные обычно считают, что зарплаты россиян снижаются.
Еще один важный фактор, влияющий на оценку динамики заработных плат в стране, — уровень материального достатка. Чем он выше, тем оптимистичнее настроены опрошенные. Относительно обеспеченные люди почти в два раза чаще граждан с низкими доходами говорят о росте зарплат — 52 % и 23 % соответственно. Низкодоходная аудитория, наоборот, в четыре раза чаще видит снижение зарплат (35 % против 9 % среди высокодоходной аудитории).
Важным показателем общего состояния экономики являются активность бизнеса, рост предложений товаров и услуг для населения. Четверо из десяти россиян (43 %) отмечают, что по месту их жительства за последний год стало больше новых магазинов, кафе, товаров и услуг. Практически столько же (45 %) изменений не заметили. На уменьшение предложений для населения со стороны предпринимательского сообщества указали 11 %.
Чаще других появление новых предложений в сфере услуг замечают молодежь и жители сельской местности, а также граждане с хорошим материальным положением. Низкодоходная аудитория, напротив, заметно чаще говорит о сворачивании предложений в своем населенном пункте (21 % против 6 % среди обеспеченных россиян).
Один из индикаторов экономической ситуации — готовность населения к крупным покупкам. Решение о них обычно основывается на потребительском оптимизме, уверенности в собственном материальном положении и общем благоприятном восприятии текущей экономической ситуации. Треть опрошенных ВЦИОМ россиян считают, что сейчас хорошее время для совершения крупных покупок (31 %); обратного мнения придерживаются 46 %. Индекс потребительского доверия, то есть оценка того, насколько сейчас благоприятное время для совершения крупных покупок, достиг максимума за последние десять лет и составил 44 пункта (при 90 максимально возможных). Наибольший потребительский оптимизм сегодня демонстрирует молодежь до 30 лет (41 % против 31 % среди всех россиян). У них обычно меньше финансовых обязательств, зачастую нет семьи, ипотеки, кредитов, отсутствует «потребительская память», то есть воспоминания о пережитых периодах серьезных экономических кризисов.
Изначальный уровень материального благополучия — главный фактор готовности к крупным покупкам. Каждый второй в группе с хорошим материальным положением считает настоящее время хорошим для таких приобретений. Этот показатель в низкодоходной аудитории ниже более чем в три раза (51 % и 15 % соответственно).
Активность населения в сфере кредитования служит показателем уверенности в перспективах личного материального положения и доверия к экономике страны в целом. Больше половины россиян (66 %) не уверены, что сейчас хорошее время для оформления кредита. Индекс кредитного доверия в мае составил 28 пунктов из 90, годом ранее он был чуть выше — 31 пункт. Последний раз до 40 пунктов отметка доходила в 2014 году. Больше всего сомневаются в оформлении кредитов люди в возрасте 30–40 лет (73–79 % против 66 % среди опрошенных россиян).
Специалисты ВЦИОМ объясняют высокую готовность россиян к крупным покупкам и отсутствие доверия к кредитам изменчивой кредитной политикой банков и влиянием инфляции.