Найти в Дзене
Точность слов

Про человечность в основе всего

Материальность человечности и очеловечивание политики На уровне глубже классового устройства, общество держится на человеке, а точнее — на человечности. Но человечность неправильно и невозможно передать через внешнее. Нет такого пола, гендера, ориентации, цвета кожи, стиля одежды или макияжа, по которым можно распознать человечность или которые были бы с ней несовместимы. Значит, человечность а) внутри, б) нейтральна по отношению ко всему внешнему. Человечность — это такой набор индивидуальных качеств, которые в группе людей цепляются друг за друга, образуя связи и отношения, способствуя кооперации — следовательно, способствуя процветанию группы, следовательно способствуя благу её членов (вынесем пока за скобки уже рукотворные ситуации, когда само устройство общества искажет доступ внутри общества к благам членства в нём, тем самым, демотивируя кооперацию и пессимизируя процветание группы). Эти качества, положительные по эффекту, не обязательно требуют созидательный импульс во благо гр

Материальность человечности и очеловечивание политики

На уровне глубже классового устройства, общество держится на человеке, а точнее — на человечности. Но человечность неправильно и невозможно передать через внешнее. Нет такого пола, гендера, ориентации, цвета кожи, стиля одежды или макияжа, по которым можно распознать человечность или которые были бы с ней несовместимы. Значит, человечность а) внутри, б) нейтральна по отношению ко всему внешнему.

Человечность — это такой набор индивидуальных качеств, которые в группе людей цепляются друг за друга, образуя связи и отношения, способствуя кооперации — следовательно, способствуя процветанию группы, следовательно способствуя благу её членов (вынесем пока за скобки уже рукотворные ситуации, когда само устройство общества искажет доступ внутри общества к благам членства в нём, тем самым, демотивируя кооперацию и пессимизируя процветание группы). Эти качества, положительные по эффекту, не обязательно требуют созидательный импульс во благо группы — чтобы групповые контакты переросли в связи и кооперацитю, достаточно наличия у индивидов качеств, тормозящих деструктивные импульсы, которые разрушают кооперацию (ложь, жадность, конкурентность).

Интуитивное представление о них есть у каждого: это универсальный стандарт приличного, достойного подведения человека:

1) желания другим добра (избегать причинения вреда, сопротивляться причинению вреда другим),

2) честность (избегать лжи, сопротивляться лжи),

3) радость в возможности быть полезным.

В одной формуле: не врать, не вредить, помогать.

Это железная норма человечности, необходимая для базового доверия и промоутирования кооперации в обществе. Этот набор качеств — это тот случай, в отличие от внешнего, когда чем все люди одинаковее в этом, тем каждый свободнее. Если у каждого человека на земле, к примеру, будет одинаково достаточно высокий уровень честности, доброжелательности и отзывчивости, то это создаст идеальные условия для кооперации, потому что встретив незнакомца не нужно опасаться и избегать, а можно быть уверенным, что он сделает ничего, что вы не стали бы делать ему — а значит, можно вступать в коммуникацию, отношения, создавать новые связи.

При этом никак на личной индивидуальности во внешней самопрезентации и предпочтениях в отношениях это не скажется. Люди будут уверены, что все заслуживают базового уровня доверия, но при этом каждый всё равно остаётся — это как быть в большой и пёстрой компании друзей. Есть и доверие, и разнообразие.

Прогресс общества, цивилизации, движение к коммунизму — по сути, и есть стремление к такому обществу в масштабах всей планеты: где во внешнем люди могут быть индивидуальны и не классифицируемы как им хочется, или же наоборот четкое следовать образу и стандарту, но внутри делить единое моральное ядро на всех.

Поскольку в буквальном смысле это (пока) недостижимо, общество по мере прогресса изобретает и развивает инструменты (законы, культура, экономические стимулы), которые позволяют нам даже не зная, разделяет ли незнакомец наш моральный кор, коммуницировать с ним так, словно разделяет. Одно из определений коммунизма в этом смысле — это общество, которое социальными инструментами поощряет в каждом человеке честность, доброту и отзывчивость, социальными мерами помогая компенсировать и демотивировать соблазны, привлекательность и тем более нужность противоположного поведения.

По мере приближения к коммунизму, человечество может подойти к решению этой проблемы с двух сторон: как социальными мерами, так и биоинженерными — научившись, например, регулировать базовые настройки морального ядра на уровне популяции. Это, конечно, открывает свою банку с червями, но, по крайней мере в моём понимании, речь идёт не о высокоуровневых настройках на уровне особенностей личности — только на уровне базовых трех качеств (не врать, не вредить, помогать), обязательных для того, чтобы взаимодействие отдельных людей складывалось в кооперацию, а не драку. И не о выкручивании честности (отторжения лжи) до комических величин, а обеспечения гарантированного порогового уровня всеобщей честности/неприязни ко лжи, чтобы в соответствующих социальных условиях, как экономическое равенство при коммунизме, каждый человек был спокоен, что даже самые странные просьбы и идеи — не скам и не имеют цели вас облапошить (жирный плюс к кооперации, креативности, предпринимательской инициативе), но при этом сохранял полную свободу скрывать, не договаривать и лгать в своих личных нуждах.

Способность не врать, не вредить, помогать позволяют отдельным особям образовывать социум, а социум рождает человека: в социуме возникает речь, от бессознательного отделяется сознание — буквально пробуждая человека в голове животного.

Человечность по своей природе диалектична: это индивидуальные качества, которые образуют коллективные отношения. Этот фундаментальный конфликт между личными потребностями и коллективными потребностями (которые можно рассматривать как отложенные личный потребности, и тогда это конфликт текущей потребности с выгодой отложенной потребности) воспроизводится на всех уровнях социума, вплоть до экономических формаций.

Политическое применение человечности

Понимание, что такое человечность, её роли и из чего она складывается — необходимое в политике знание, потому что позволяет на фундаментальном уровне узнавать правильные (человечные, солидарные с человечностью, а значит работающие друг на друга) реформы от античеловечных, идущих в разрез с человечностью (а, значит, создавая источник конфликта на фундаментальном уровне). Ничего сложного: реформы, которые уменьшают вред (помогают), не требуют лжи (открывают правду) и приносят пользу другим странам/жителям других стран — человечны, потому что точно так же промоутируют доверие и кооперацию на уровне от внутриполитического до международного. Реформы же, которые держатся на лжи, наносят вред каким-то группам людей внутри страны и отказывают в помощи за её пределами — это путь превращения кооперации в конкуренцию. На международном уровне — это больше войн. На внутриполитическом — раскол, расслоение, упрощение и деградация общества.

Примеров реформ на лжи очень много. Это, например, все неолиберальные реформы (уменьшить налоги, чтобы увеличить собираемость, дерегулировать рынок, чтобы выросло качество и упали цены, плоская налоговая шкала, потому что создаёт равенство), и весь популярный сегодня антимиграционный тренд.

Антимиграционные законы и инициативы (как выход Британии из ЕС) всегда основаны на лжи об угрозах и вреде миграции: криминал, обеднение, утрата культуры, «лица и духа нации» итд. Основная ложь всегда экономика и криминал. Криминал — что мигранты привозят преступность (в номер и практически везде мигранты совершают меньше преступлений, чем местные), экономика — что мигранты ведут к потерям работ и падению зарплат (мигрантский демпинг на рынке труда как раз создают жёсткие условия миграции, образующие бесправный и зависимый подкласс рабочей силы). Таким образом, ужесточение мигрантского законодательства всегда основано на лжи (следовательно, неспособно выполнить свои заявленные цели в принципе), оно всегда вредит каким-то группам людей (имея возможность либо сделать людям, которые хотят приехать в вашу страну, добро, либо гадость — законодатели выбирают гадость), оно игнорирует возможность принести людям пользу. Результаты тоже налицо: ложь вредит, в конечном итоге, самим странам, потому что разогнанный ей безосновательный расизм никуда не девается сам по себе, и ищет выходы. Ограничение перемещения ломает не только экономический, но и культурный обмен, разбивая глобальную культуру на неравные кластеры, дистанция между которыми растёт и столкновение в будущем будет только болезненнее. Люди из более бедных стран не могут избежать условий, в которых они не виноваты, страны побогаче увеличением закрытости и шовинизма создают условия для удушения собственной культуры. Свободное перетекание людей через границы снимало бы многие напряжения и выравнивало ситуации между разными странами. Вместо этого люди в бедных и необразованных странах запираются, чтобы разрыв между ними и богатыми странами вырос сильнее, в бедных странах в ответ на неравенство обострился радикализм итд. В итоге, античеловечные законы ведут к тому, для чего человечность и нужна: разрушению кооперации, в случае с миграционными законами — на международном уровне в первую очередь. Там, где человечеству необходимо учиться глобальной кооперации, идут процессы прямо обратные, разрушая и то немногое, что человечество научилось делать коллективно.

Именно с прицелом на разворот тренда на международную конкуренцию в развитие глобальной кооперации и должны проводиться радикально человечные миграционные реформы: барьеры должны снижаться, границы открываться, беженцы приветствоваться. Это не потребует лжи — плюсы миграции и вред её ограничения изучен и доказан эмпирически. Это принесёт пользу и это сделает добро людям. Честность и доброжелательность в миграционной политике создаст условия для кооперации на международном и мировом уровне.

Человечность из трёх принципов не врать, не вредить, помогать — это то, что должно стать политической метрикой. Естественно, у неё ограниченное применение, её сложно или невозможно квантифицировать — в общем, раздолье для издёвок шарлатанов неолибералов-технократов. Однако как общее направление, в какую сторону менять страну и поведение на международной арене — человечность не просто полезна, а остро необходима. Потому что, как показывают и миграционные законы, и неолиберальные реформы, и усугублящееся изменение климата, и нарастающие вновь войны — неолиберал-технократы, жулики с точными цифрами и выверенными данными способны взять за нос и увести целые государства, гипнотизируя их чёткими графиками на аккуратных слайдах презентации, куда угодно — но обычно в сторону большего неравенства, конкуренции, расколов, расслоений, монополизаций и сверхбогачей.

На уровне цифр и графиков их можно и нужно разоблачать в академической среде, но в политической борьбе это тупик. Технократы специально нагонят туману и путаницы, чтобы рядовые граждане и даже политики решили, что без них, атлантов с двумя MBA даже подойти к экономике нельзя. И всё это — пока цены растут, доходы стагнируют, люди не могут купить жильё, условия труда ухудшаются итд. Но предъявишь им это — и они тут же выйдут с графиками и цифрами бубнить, почему во-первых всё не так плохо, как вам сообщают ваши лживые глаза, а во-вторых это нормально, естественно, по всем законам экономики, всё идёт по плану.

В таких ситуациях и нужны моральные ориентиры в политике. К слову, название канала moralpolitics именно это и означает. С точки зрения человечности показать эффект неолиберальной политики по интуитивно понятым критериям очень легко: не навреди — и сразу перечисление кому и как она навредила, не лги — и сравнение обещанного с результатом, помогай — кому именно они принесли пользу (это никогда не рабочий класс, это всегда класс рантье и эксплуататров). И менять экономику, политику, международные отношения на левые. Нужно не бояться говорить на языке ценностей, когда за ними стоят конкретные политические и экономические решения, способные исправить вред неолиберализма и шовинизма последних 40 лет.

@moralpolitics