Тенденция к появлению пешеходных улиц не нова, как может показаться на первый взгляд. О том, что людям надо бы иметь место в своём городе для неспешного променада задумывались ещё в Советском Союзе. Вопреки стереотипу о том, что именно благодаря походу на запад такие улицы появились в наших городах в 21 веке, первые места без транспорта родились ещё при СССР. И как ни странно, но первой тут стала не Москва. Есть несколько претендентов на это, но меня вполне устраивает мысль, что я вырос в Орле, где пешеходная улица имеется с 1973 года. Арбат стал таким лишь в 1985 году. Я же до определенного возраста был уверен, что во всех городах есть нечто подобное. В общем, в этой части мы пойдём именно в такое место. Только туда же ещё дойти надо.
Архангельск компактен в центре. По большому счёту для получения впечатлений от города хватит одного нормального светового дня. При условии, что человек готов в день проходить по 15 километров. Мы естественно к такому были готовы, но и времени заложили намного больше. Были у меня ещё некоторые цели, и мы их достигли.
Воскресенскую улицу я подробно показал в прошлой части, а теперь свернём на прилегающие улочки. Ну как улочки? Вообще в городе есть несколько проспектов, хотя как мне показалось, именно Воскресенская должна бы быть им. Мы же сворачиваем на проспект Чумбарова-Лучинского. Вон там впереди и есть самый центр города.
На мой взгляд, здесь стоит обратить внимание на решение советских архитекторов сделать пространство под вторым этажом для пешеходов. Если ничего не путаю, то называется это аркада. Нет здесь и привычных балконов. Видимо всё это делалось с учётом климата. В аркадах удобно от снега прятаться, а балконы бы охлаждали квартиры.
Затрудняюсь сказать какого года здание, но почему-то есть ассоциации с конструктивизмом. Хотя шли мы в эту сторону, конечно же, не за этим.
А интересовало нас вот что.
Довольно странно понимать, что ты находишься на проспекте, но его часть становится пешеходной. Здесь всё, как и полагается. Рестораны, сувениры и неспешно гуляющие люди. Часть из них точно местные жители и вообще улица мне показалась весьма живой. Тем более тут есть, где посидеть. Вот, к примеру, в этом доме ресторан внезапно аргентинской кухни.
Катания на пони и лошадях прилагаются. Дочь срисовала это дело задолго до того как я обратил внимание. Естественно тут же начала интересоваться, когда ей светит конная прогулка. Я пообещал ей в любом другом городе, как только встретится. Дело не том, что мне жалко тут было бы её прокатить. У меня несколько иная политика. С детства необходимо уметь ждать реализации своих прихотей. В дальнейшей жизни пригодится.
По поводу застройки в этой части города необходимо понимать, что если повернуть голову направо или налево, то там уже никаких деревянных историй не будет. Старый Архангельск исчезает ошеломительными темпами. Рискну даже предположить, что если сюда вернуться через 5 лет, то город будет не узнать в каких-то местах. Застройщики тут весьма активны.
Пешеходная часть появилась в 2009 году. Правильная инициатива и думается мне, что через какое-то время только тут и сохраняться в таких масштабах старые постройки. Подавляющая часть города выглядит вообще иначе. Здесь же смогли приспособить такие дома под нужды, как туристов, так и простых горожан.
Как и полагается в подобных местах здесь есть различные скульптуры. Я бы отметил памятник Писахову. Для Архангельска и севера в целом он видимо такой же важный писатель как Бажов для Урала. Правда, лично мне вот не доводилось читать его произведений. Почему так сложилось непонятно.
Памятник же, мимо которого невозможно пройти установлен персонажу из сказки писателя. Это Сеня Малина верхом на налиме. Ну, или как его ещё называют «Архангельский мужик». Там есть ещё несколько памятников, но я не стал снимать их все.
Естественно в таком месте идёт бойкая торговля сувенирами. Почему-то мои дети проявили, куда большую заинтересованность, чем родители. И дочь и сын накупили себе всяких местных штуковин. Мы же с женой ограничились съедобными гостинцами, благо с ними там всё в порядке.
По поводу же деревянных домов ситуация весьма интересная. С одной стороны запихнуть во все такие здания, что-то приносящее доход, невозможно. С другой стороны и в Костроме и в Вологде сохранность старого жилого фонда намного выше, чем здесь. То есть внутри живут люди и реставрируют дерево. Только ещё раз повторюсь, стоит это недешево.
Сама по себе пешеходная часть проспекта небольшая. Вот вид в сторону, откуда мы пришли и там далеко не везде запрещено ездить машинам.
А вот вид в другую сторону. То есть отрезок с красивыми домами, напоминающими Россию, которую мы потеряли, небольшой. К слову опять же Россия в начале столетия так никогда не выглядела. Достаточно посмотреть на старые снимки и сразу же станет ясно, что перед нами просто красивый муляж.
Но многим нравится верить в какую-то мифологию о стране, где все ходили на балы и питались на фуршетах. Задумываться о том, что больше 50% населения не умели читать и писать до большевиков сейчас не модно. Ну да ладно, прогулка-то в рафинированной части окончена, только город на самом деле ещё и не начинался.
Улица приводит пешехода к местному дома спорта, который сдали в 1981 году. Разговоры же о его строительстве начались ещё в конце 60-х. Это у нас другая крайность. Якобы при Советском Союзе все строилось молниеносно. Нет, всё было тоже непросто.
Лично мне город запомнился скорее каким-то вот таким. Выглядит всё это как какой-то коктейль от разных архитекторов.
По какому-то досадному недоразумению я не снял здание рынка. А там прекрасный образец советского модернизма 80-х годов. Одно из самых недооценённых направлений в нашей архитектуре. Видимо я отвлёкся на деревянную табличку.
В целом же район тут уже выглядит совсем не как место для туристов. Если они сюда и ходят, то вряд ли что-то снимают.
И оно объяснимо. Улица требует ремонта, и он таки виден впереди. Только я это понял не сразу. Меня-то интересовала тут церковь.
Вот только подойдя к набережной Северной Двины, я несколько приуныл. В изначальный план входил морской и речной вокзал, а уже от него надо было выйти к храму. Поскольку на дороге встало препятствие в виде полноценных раскопок и ремонта, то пришлось довольствоваться вот таким ракурсом. В левом углу видно нужное здание. Именно этот вокзал вы все видите на купюре в 500 рублей.
Вот так выглядит современная церковная архитектура. Она кстати хоть и имеет определённые каноны, но так же имеет свойство немного меняться. Собор не просто новый, а там до сих пор ещё ведутся работы, хотя для прихожан он уже открыт.
Наш же путь лежит вон в ту сторону.
Предыдущее фото дома спорта могло напугать, но с фасада он выглядит иначе. Не забыли архитекторы и о местных орнаментах.
Высотное здание принадлежит Северному морскому пароходству и как раз эта организация занимается перевозками по Северному морскому пути, о котором так много говорят сейчас. Памятник же увековечил доблестных защитников Советского Севера. Защищали же они его от интервентов и прочих белогвардейцев. Кстати изначально памятник стоял на месте, где теперь расположен собор.
Пожалуй, тут мы пока что и остановимся. Дальше двинемся к современной застройке города, которую никак не ожидаешь увидеть тут.
На сегодня же у меня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.