В сегодняшнем Евангельском чтении от апостола Иоанна мы слышим поистине чудесную историю о человеке, рожденном слепым, но прозревшем благодаря Господу Иисусу Христу. Мы помним вопрос учеников, которые спросили Христа, кто согрешил в его случае, что он родился слепым. Это интересный вопрос, потому что он указывает на что-то вполне человеческое в каждом из нас. Когда в нашей жизни или в жизни других людей происходит нечто, по нашему мнению, плохое, мы часто возлагаем вину за это на себя и чувствуем, что это может быть наказанием от Бога. Однако живой Бог не похож на нас. «Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 8), и Он желает, чтобы все люди спаслись и пришли к Его познанию и общению с Ним.
Возможно, одним из элементарных шагов в духовной жизни для большинства из нас должен стать отказ от склонности рассматривать все плохое, случающееся с нами, как наказание от Бога. Сам Господь говорит то же самое, когда отвечает ученикам: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9: 3). Вместо того, чтобы мы рассматривали скорбные для нас вещи как некое возмездие, Господь воодушевляет нас, чтобы мы посмотрели на них как на дела Божии. Насколько часто мы осознаём, что это действительно так, когда наша ситуация кажется безнадежной? Ситуация со слепым казалась безнадежной, но мы видим, как Господь не оставляет его.
В этой истории нам напоминают, что существует два вида слепоты: физическая и – нечто гораздо более худшее – духовная. Здесь противопоставляются прозревший человек и фарисеи, которые были духовно слепы к миссии Господа. Тема слепоты и видения в этой притче указывает на веру в противовес неверию. Фарисеи физически увидели, что Иисус нарушил субботу, но они отказывались увидеть чудо, которое Он совершил. Оно не соответствовало их предвзятым представлениям и ожиданиям. Мы называем это «когнитивным диссонансом». Для фарисеев закон был их богом и спасением. Закон понимался в самом узком смысле и всегда использовался как возможность указать пальцем на других, обвинить их, оправдывая себя. Закон для них был на первом месте, но он должен был подготовить их к встрече с Самим Законодателем.
Враг рода человеческого искушает каждого из нас в нашей повседневной духовной борьбе. Он нашептывает нам на ухо, что Бог никогда не сможет любить нас, что мы жалкие грешники и ужасные люди, у которых нет никакой надежды. Но это неправда. Да, конечно, мы грешники, но последнее слово остаётся за Тем, Кто излил на нас Свою благодать. Один из святых сказал: «Закон может указать на грех, но не может избавить людей от греха». Что же может полностью устранить грех из нашей жизни? Что может избавить нас от тьмы? Свет. И если это верно для темной комнаты, в которой горит свеча, то насколько же тогда это верно, когда вся вселенная освещается невечерним светом Иисуса Христа?
Вера во Христа умножает свет в наших сердцах, прогоняя тьму и слепоту. Но вера не есть нечто отвлеченное. Это образ жизни. Согласно греческому переводу Нового Завета, вера – это убеждение, меняющее жизнь. Меня печалит, когда те, кто пришел в Церковь, продолжают вести старый образ жизни. Иногда кажется, что ничего в их жизни не изменилось, кроме того, что они теперь приходят в церковь по воскресеньям. Но проявление нашей веры во Христа требует ежедневных усилий. Христос предлагает каждому из нас Свои дары. В ответ нам нужно поверить Ему и отдать Ему свои сердца в непрестанной молитве и служении.
Восстановление зрения этого человека было совершено, чтобы восстановилось его духовное зрение: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8: 12). Если Иисус Христос – свет миру, то мы находимся в полной темноте, если не имеем Его. Любой из вас помнит, что при отключении электроэнергии вы почти ничего не видите без фонарика. Да, вы можете что-то различить, какие-то призрачные фигуры, но не можете видеть мир таким, какой он есть на самом деле. Только при свете раскрывается истинный облик вещей.
Фарисеи давно решили между собой, что Иисус из Назарета был возмутителем спокойствия, а не пророком. Но свет Христов открывает не только Бога, но также и греховность всех людей. И большинству из нас не нравится, когда указывают на наши грехи. Мы часто поступаем подобно фарисеям, когда неправильно оцениваем характер других. Часто мы неправильно оцениваем и характер Бога. Когда мы говорим, что нечто в нашей жизни невозможно, мы считаем, что Бог бессилен над нашей жизнью. Мы исключаем возможность исцеления, восстановления, проникновения света в нашу жизнь точно так же, как делали это фарисеи. Вместо того, чтобы радоваться силе и любви Божией, мы сокрушаемся о своих несчастьях. Мы смотрим на дела Божии сквозь собственную недалекую и греховную тьму. Это похоже на отключение духовной энергии: мы видим какую-то призрачную фигуру и предполагаем, что понимаем ее. Более того, мы иногда видим хорошие и благочестивые вещи и называем их злыми. Отец лжи может легко сбить нас с толку и дезориентировать.
Путь к правильному пониманию Бога и Его дел лежит через веру. Верить – значит видеть. Слышание слов Господа Иисуса Христа, чтение и усвоение слов Священного Писания нашими сердцами ведет нас к обретению истинного зрения. Мы начинаем видеть, когда используем инструменты, данные нам Богом, а не когда принимаем желаемое за действительное. Псалмопевец пишет: «Светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим» (Пс. 118: 105). Признание Христа светом миру – это способ начать смотреть на мир новыми глазами. Потому что, если вы смотрите на мир без Бога, вы видите его без света, а без света наше хождение становится бесцельным. Господь предлагает нам Себя. Не уподобляйтесь фарисеям, которые отвергли Его. Не убегайте от света, но позвольте ему осветить вас, чтобы вы тоже могли исцелиться и обрести истинное духовное зрение. Аминь.
Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Out of Egypt