Этой осенью, Борис получил приглашение от Сергея Шишкова сходить на «Роликскаб» в Средиземку. На яхту «Северная звезда» искали опытных капитанов. И согласовав со мной (когда такое было, чтобы я ему чего-то не разрешала?Тем более, что ему за это платили), Борис улетел в Хорватию, где их ждала яхта.
Далее рассказ ведёт Елизавета Нарбут, владелица яхты и участница этих соревнований.
«14 октября 2007
9 утра. Через утреннюю мглу просвечивают желтые, залитые солнцем крепостные стены города Валетты. Яхта «Nord Star» (Beneteau First 47,7) прошла 600 миль из Хорватии и приближается к острову Мальта. Весь путь нас преследовали грозовые тучи. Мы уходили от грозовых фронтов как могли. И вполне успешно. Лишь на подходе к Мальте нас ночью разбудил свист ветра и топот второй вахты, убиравшей паруса. Итак, яхта мягко шла в бакштаг по 3-4 метровым пенящимся волнам, иногда ловя лохматый гребень и глиссируя под полными парусами. Связавшись с береговыми службами и покрутившись в бухте Марсамкшетт, мы направляемся в соседнюю гавань, в марину Grand Harbour. Там неделю будет жить команда Nord Star и все остальные участники регаты Rolex Middle Sea Race 2007, прибывшие из других стран.
Темур Аминджанов и я, Елизавета Нарбут - совладельцы яхты и организаторы участия в регате. Что привело нас на гонку Rolex ?
Какое-то внутреннее интуитивное желание участвовать и повысить свое мастерство, выйти на регату и соперничать с командами участниками со всего мира.
«Rolex Middle Sea Race» - одна из крупнейших гонок на Средиземном море. Проходит она с 20 по 27 октября. В разное время в ней принимали участие Эрик Табарли, Чино Ричи, сэр Френсис Чичестер, сэр Робин Нокс-Джонстон. Медиамагнат Тед Тернер назвал маршрут гонки прекраснейшим в мире: "Где еще поворотным знаком может служить действующий вулкан!" Эти гонки ежегодно организует один из старейших яхт клубов - Королевский Яхт-Клуб Мальты (Royal Malta Yacht Club).
Длина дистанции 600 морских миль. Старт будет дан 20 октября в 11 утра в гавани Марсамшетт (Marsamxett Harbour) на створе Королевского Яхт-Клуба Мальты. За 6 дней круглосуточной гонки необходимо пройти Мессинский пролив, оставить по левому борту Эоловы острова, острова Эгади, остров Сицилия, остров Пантелерия и, обогнув остров Лампедуза, вернуться на Мальту.
Почему именно Мальта? Эту гонку нам рекомендовали опытные петербуржские яхтсмены Наталья Федорова и Кирилл Лебедев. В 2006 году они уже участвовали в ней, и они оказались единственными, кто могли дать совет в отношении подготовки к участию.
Узнав длинный список требований, мы начали подготовку. Когда мы с Тимуром к ней приступили, знали только название регаты и адрес в Интернете. Пункт за пунктом мы вычеркивали из списка то, что было уже выполнено. На это ушло несколько месяцев. Требования по безопасности я читала раз пятнадцать и каждый раз находила что-то новое.
Позади остались: получение сертификатов IMS и IRC, покупка аварийного радиобуя, спасательных жилетов, пиротехники, аптечки, карт, лоций, приобретение штормового грота и установка специальных направляющих для него. И даже покупка новой электроники, так как родная работала ненадежно в наш последний тренировочный поход в Хорватии.
Перед регатой нам установили полный комплект электроники NKE (Франция). Пока шли из Хорватии на Мальту, датчик ветра вышел из строя. И хотя мы получили гарантию того, что все было настроено – пришлось настраивать на ходу магнитный компас, эхолот и лаг. Обнаружили расхождение магнитного, электронного компасов и GPS до 30 градусов
В процессе подготовки оказалось, что крайне сложно собрать команду для участия в 600-мильной гонке. Тяжело найти людей, у которых есть опыт хождения на больших яхтах и участия в международных регатах. И это легко понять, так как в России сложилась ситуация, когда опытные яхтсмены по финансовым причинам не могут позволить себе участвовать в крупных и престижных международных гонках, а у тех, кто может себе это позволить, не хватает опыта и знаний для участия в таких соревнованиях.
Трижды поменяли состав команды. А теперь позвольте мне представить команду, которую мы с Тимуром увлекли своим желанием участвовать в регате Rolex MiddleSea Race
Виталий Сигаль - совладелец яхты и Сергей Вильский – партнер Тимура по бизнесу. Оба любят море и осваивают морские науки. Приглашенный нами шкипер – Сергей Шишков, мастер спорта международного класса, морской волк старой закалки, экс-капитан знаменитого парусника «Мир». Борис Хрящев и Владимир Никитин, яхтенные капитаны – давно и по-настоящему увлеченные яхтой и морем. Все трое рады любому случаю пожить на борту яхты. Помимо капитанских навыков, Владимир – настоящий штормовой кок. Никого не спрашивая, он без долгих разговоров, как дополнительную обязанность, занял место кока на борту и все с этим сразу согласились. Игорь Калинин – рулевой 2 класса, специалист по морскому праву, это он и познакомил нас с Сергеем Шишковым когда мы сообщили, что ищем шкипера. Помимо основных обязанностей, он взял на себя роль «фронтового» видео оператора. Александр Бирг присоединился к нам за компанию.
Итак, мы на Мальте.
19 октября 2007 года
Неделя, проведенная на Мальте, ознаменовалась неистовством циклона. Мальтийцы недоумевали, наблюдая бушующие волны и ветер 7-8 баллов. Организаторы регаты всем любопытствующим объясняли, что обычно в это время на Мальте штили. Мы готовили яхту к регате. Меняли паруса круизные –дакроновые на гоночные - кевларовые, докупали оборудование по безопасности и всякие дельные вещи, выносили в контейнер на берегу все тяжелое и считавшееся лишним. Дождавшись, когда ветер стихнет, подняли лодку, вымыли корпус, поменяли винт на складной и натерли подводную часть специальным средством для лучшего скольжения.
17.00 Сергей Шишков и я пришли на брифинг для шкиперов участников регаты. Пока описывали особенности маршрута зал внимательно слушал, лишь изредка вполголоса переговариваясь друг с другом. Первые же снимки карты прогноза погоды были встречены дружным вздохом. При следующих кадрах по залу прокатился «нездоровый» смешок. Казалось, что пересказывают сценарий фильма «Идеальный шторм». К вечеру первого дня регаты к Мессинскому проливу должен прийти циклон с севера. В следующие два дня циклон, сохраняя свое положение и строго следуя нашему маршруту, разделяется на два. Как бесплатное дополнение ожидались ливневые дожди с грозами и ветер до 50 узлов.
Организаторы напомнили, что решение об участие в гонке сугубо добровольное. Решение участвовать или нет, остается за капитаном и его командой.
С брифинга все расходились в задумчивости. Мы как могли в красках описали прогноз нашей команде. Было решено – идем.
Как выяснилось позже из 78 заявленных яхт, к старту смогли добраться только 65. Также еще несколько капитанов приняли решение не подвергать риску яхты и команды, отказавшись от участия из-за ухудшения погоды.
20 октября 2007.
11.00. Ожидается бейдевинд, 20-25 узлов. Предупредительный и стартовый сигнал даются выстрелами из военной пушки 19 века. Не перепутаешь. Мы опаздываем на старт, попав в безветренную яму под крепостными стенами. В результате, сохраняя спокойствие, стартовали одними из последних. Впереди нас около 20 яхт, а мы еле-еле выползли из-под заслонившей ветер стены. Наконец ветер наполнил паруса, и мы устремляемся вдогонку навстречу первому на маршруте бую. Шкипер Сергей что-то бормочет под нос, но выглядит абсолютно спокойным. На 600-мильной гонке старт – не главное.
В течение первых 4 часов мы энергично лавировали против ветра. Бодро по команде шкипера перебегали с борта на борт, подстраивали паруса и постепенно обгоняли наших соперников. Пару раз от души удалось прокричать «Аква», что у англоговорящих означает «дорогу правому галсу». Так мы не позволили конкурентам подрезать нас на повороте. Регата растянулась вдоль берега Мальты. Мы вышли на прямой галс до Сицилии. Ситуация стабилизировалась. Ветер 20-25 узлов. Ход 9 узлов. Команда разделилась на вахты. В кокпите осталась дежурная вахта. Мы договорились нести вахты по 4-5 человек по 6 часов.
Идем под полным гротом и четверке-стакселе. Курс на Мессинский пролив. Первая вахта, сдавая нам смену, отчиталась: за кормой оставлено около 10 яхт. Наша вахта с 6 вечера до 12 ночи. Борис и Темур по очереди за штурвалом, я и Александр на подхвате. В открытом море разогнало хорошую волну. Лодка то взлетала, то падала вниз. Начало укачивать, но самочувствие пока хорошее. Курс проложен на портативном GPS навигаторе Garmin276. У нас их два с собой. Как только разряжается батарейка в одном, включаем другой.
После 7 вечера стало темно, но идти относительно легко, так как впереди постоянно маячат кормовые огни соперников. Упорно их преследуем, постепенно сокращая дистанцию. Выигрываем за счет хорошей настройки парусов и слаженной работы рулевых. Как только нагоняем очередного соперника чувствуем, как накаляется обстановка на их борту. Начинает мигать фонарь, подсвечивая паруса для проверки настройки. Седьмым чувством ощущаем – и этого «сделали». Если на яхте начинают нервничать – значит теряют в скорости. Так повторяется раз за разом. Через час еще одна, через полчаса еще. Так, к концу вахты обходим последнюю яхту и обнаруживаем, что впереди никого нет. Не верится, что идем первыми. Уже после гонки, посмотрев результаты в Интернете, мы убедились, что в точке Мессина мы действительно были первыми в своей группе. Ветер раздувает, уже узлов 25-28. Идем 10 узлов, впереди темень непроглядная. Ветер усиливается.
Сдаем вахту и спускаемся вниз. Жизненное пространство, пригодное для ночевки, – это две кормовые каюты и салон. В центре салона лежит гора из парусов. На них-то я и устраиваюсь, забравшись в спальник. Сильно мутит. Делать внизу что-либо невозможно. Пытаюсь уснуть, но не на долго отключаюсь. Яхта взлетает на гребень и всей 15-ти метровой 13-тонной мощью падает вниз. В корпусе, такелаже, мачте, каждой детали яхты ужасающим грохотом отдается удар о воду. Пытался ли кто-нибудь уснуть на аттракционе «американские горки»? Сначала всем телом на мгновение испытываешь чувство невесомости, потом - падение. Все внутри переворачивается, и контролировать чувство тошноты становится все сложнее.
Охватывает ужас от мощных сотрясений корпуса яхты и страшного грохота. Постоянно кажется, что вот-вот фальшкиль отвалится, либо мачта рухнет. Ничто другое в воображении не может вызвать столь ужасный звук. Одновременно с этим есть ощущение уверенности в прочности яхты и эти две мысли борются в сознании.
К середине ночи сквозь свист ветра и шум волны прорвались крики и команды второй вахты. Все вокруг озарилось раскатами грома и молний. Судя по интонациям, наверху было «весело». В какой-то момент я услышала отсчет 50, 52, 55 и дальше последовало «Все! Больше не показывает». Это Сергей Вильский комментировал показания датчика ветра. 55 узлов были последние его показания, больше датчик не показал ничего в этой гонке. А ветер усиливался. Ветер дошел до 70 узлов за доли минуты, поэтому грот заблаговременно «срубить» не успели. Грот трепало и рвало. Спустили вниз уже с дырками вдоль задней шкаторины. Хлестал проливной дождь и вспышки молний освещали редких соперников справа и слева. Многим из них крепко досталось – развевались по ветру полотна порванных гротов и вырванных из ликпаза стакселей…Происходящее уже мало напоминало спортивную гонку. Команды вступили в схватку со стихией.
21 октября 2007. На вахту мы вышли в 6 утра. К этому времени мы вошли в Мессинский пролив, шквал прошел, дождь закончился. Ветер вопреки всем лоциям и прогнозам неожиданно затих. Ползём под одним стакселем. Что делать? Грот порван. Впереди никого. Справа и слева догоняют конкуренты. Ищем ветер. Яхта с итальянским флагом ушла под левый берег и, явно, идет быстрее нас. Грот грустно лежит на рубке, топорщась лохмотьями. Ветер не ровный. На выходе из Мессины нас обгоняют две мальтийские яхты под спинакерами. Мы не можем последовать их примеру, потому что на зыби яхту сильно раскачивало и на нашем курсе спинакер без грота было бы не удержать. Смотрим на то, как они уверенно удаляются. Курс на вулкан Стромболи. Ползем целый день к нему. Ветер 4-5 узла. Идем уже на стакселе №2 и триселе. Трисель - не по погоде, а из-за отсутствия стандартного грота. Из-за качки стаксель постоянно хлопал и сильно изодрался. Приходилось его постоянно латать. Вулкан приближается, но очень медленно. Состояние укачивания не проходит. Организм не принимает ни пищу, ни воду. В голове смешивается время, идем сутки.
К вечеру ветер посвежел. Входим в циклон. Ветер до 50 узлов. За штурвалом Тимур. Кругом черные низкие тучи. При порывах ветра, яхта ложится на борт. Мы в спасательных жилетах, пристёгнуты. Сверху окатывает ливень и на удивление теплые волны Средиземного моря проносятся над палубой, присоединяясь к воде с неба. Вдруг небо проясняется. Ветер стихает, над головой небольшой круг ясного неба. Проходим сквозь «глаз тайфуна». Через несколько минут мы опять в центре бушующей стихии.
Игорь с Борисом делают редкие кадры шторма и урагана, через который мы прошли. Над вулканом поднимается дым и видны красные всполохи. Вулкан дышит. Под ним с обеих сторон горы - деревушки, там люди живут, и постоянно над ними дымится вулкан и течет лава. Поворачиваем на следующую точку маршрута. Сдаем вахту. Никогда не думала раньше, что может быть такой упадок сил. Спускаемся вниз, в салоне уже не выветривается спертый запах сырой одежды. Сверху всех парусов лежит влажный грот. Падаю на него. Лежу и думаю, что надо снять мокрый непромоканец. Минут через сорок эта мысль возвращается, считаю до трех и нахожу в себе силы снять куртку. Еще час лежу и успокаиваю все внутри, чтобы не так мутило. Уснуть не удается: частая лавировка с большим креном. Внутри яхты все летает. Летаем и мы вместе с бутылками воды.
22 октября 2007. Каждое утро в 8 утра надо отметить координаты местоположения и в течение 2-х часов выйти на связь с организаторами. Добираюсь до рации и выхожу на связь лежа. Такое ощущение, что на третьи сутки существовать в трюме можно только лежа. Шторм продолжается. Ветер 30-35 узлов. Все это время Владимир исправно готовит обеды тем, кто может есть. А могут не все… Все остальные присоединяются через силу, пытаясь влить в себя йогурт, воду или бульон из куриных кубиков. Пять часов лавировки практически на одном месте. Виталий при работе на палубе получает травму головы. Похоже у него сотрясение. Опасаясь за здоровье члена экипажа, Сергей Шишков принимает решение идти в ближайший порт. Им оказывается Палермо.
Палермо встретил нас известием того, что регата прекращена из-за непогоды. Оказалось – слухи, которые не подтвердились. Зато подтвердилась другая информация, о том, что с гонки сошло больше половины участников и что есть уже победитель регаты, побивший рекорд скорости и времени прохождения регаты. Им оказалась стофутовая мега яхта Rambler (США) – профессиональный гонщик. Есть и потери – мега яхта Loki (Австралия). Они потеряли перо руля и были сняты с борта вертолетом береговой охраны, оставленная яхта, несмотря на вытравленные якоря, не смогла «зацепиться» за грунт и разбилась о скалы вблизи вулкана Стромболи. Потрясенные известиями и приобщившись к цивилизации мобильной связи и Интернета, мы узнаем, что не одни стоим в Палермо и еще не последние в этой гонке.
Теперь главное – попробовать подсушить одежду и немного отдохнуть.
23 октября 2007
Виталий с сильным головокружением остается в Палермо. Александра просим остаться на случай, если понадобится помощь. Договорились, что они будут нас встречать на Мальте. Мы как можем чиним паруса. Дальше продолжаем гонку всемером.
Владимир готовит сытный обед, и мы выходим в ту же точку где сошли с дистанции. По телефону докладываем организаторам. Нам желают удачи и ждут нас на финише.
Мы немного ожили, а вот ветер скис.
Вахта проходит напротив аэропорта Палермо. Пять часов мы наблюдаем одну и ту же картину как взлетают самолеты. Стаксель хлопает и трется о леера. С него облетают заплатки, бережно приклеенные Сергеем Вильским и Тимуром. Штормовой грот убрали, чтобы не дразнить себя. До штормовой погоды далеко. На горизонте видим белый парус и бросаемся звонить в Санкт-Петербург. Узнаем, что за яхта и провожаем их грустным взглядом. К середине ночи раздуло до 7 узлов. Медленно, но идем. Первая ночь без крена.
24 октября 2007
Утро встречает нас солнцем и слабым ветром. Датчик ветра у нас не работает, приходится определять по ощущениям. Стаксель опять хлопает. Видим второй белый парус на горизонте, ждем, когда проснуться в Питере – позвонить и узнать где и кто идет. На нашу вахту выходит посмотреть Борис и окинув взглядом пустую мачту предлагает поставить рванный грот. На наши удивленные возгласы про дырки - отвечает, что пусть хот с дырками, да поработает.
Ставим грот, который, хоть и изрядно потрепанный, но, словно понимая, что все зависит теперь от него, принимает правильную форму и героически тянет яхту вперед. Ищем ветер. Ищут ветер и наши два соперника Muzyka и Windsong. Теперь у нас появился шанс, и мы уверенно двигаемся вперед, наблюдая друг за другом в бинокль.
Гадаем, успеем ли в отведенное время для гонки пройти маршрут. Проходим остров Пантеллерия. Курс на Лампедузу.
25 октября 2007.
К острову Лампедуза подходим почти одновременно с нашими соперниками. "Windsong" на час впереди. Muzyka примерно так же отстает. Скорость 6-7 узлов. Галфвинд. Надеемся поставить спинакер на последнем отрезке к Мальте.
Спинакер ставим, но ветер заходит. Мучаем парус и себя. "Muzyka" догнала и также пытается идти под спинакером. За штурвалом – Борис, Владимир - на брасе и шкоте. Часовая борьба и Борис отдает распоряжение убрать спинакер. Под стакселем яхта бежит веселей и спокойней. Курс – на Мальту. Muzyka зачем-то уходит вправо. Сверяемся со всеми картами и GPS – понять этого маневра не можем. Идем к Мальте своим путем.
Скорость около 8 узлов. Бейдевинд. Еще 100 миль и наше путешествие будет завершено. Последние 20 миль стою за штурвалом. За спиной алый закат. Впереди - финиш.
К острову Мальта подходим в темноте. В бинокль ищем соперников – знаем что Windsong уже скрылся впереди, за поворотом. "Muzyka" скрыта от нас туманом. Это добавляет остроты переживаний. Последние мили перед финишем за штурвал становится наш шкипер Сергей Шишков, и мы опять лавируемся. Уже никто не уходит вниз, обе вахты на палубе, напряженно вглядываемся в огни впереди.
Финишировали в 2.40 ночи. В подтверждение был дан протяжный сигнал горна с судейского центра. Через 10 минут в гавань вошла "Muzyka". Все последние три дня мы считали их главными конкурентами. А по гандикапу нашим конкурентом оказался "Windsong". Еще долго после швартовки мы бродили по пирсу, фотографировались, поздравляли друг друга. И казалось, что все это было не с нами. Утром нас встретило сообщение из Питера, что мы заняли 3 место в третьем классе IRC. Это подтвердилось в субботу, 27 октября на торжественной церемонии в отеле Radisson SAS города Валетты. Хрустальный приз - бесценная награда, первый раз за 40 лет регаты, врученная яхте под Российским флагом.»
2008г.
День рождение "Форварда"
В этом году нашему "Форварду 25 лет. Решили справить юбилей на форту "Милютин". Пришли туда несколько яхт, и конечно, "Мир". А как без него? Там половина нашего бывшего экипажа! Хозяином "Мира" Андрей Брагин. Они только что выгуливали каких-то толстосумов, которые навезли море провианта, в том числе и огромное ведро шашлыков. Т.к. мы сами готовились встречать гостей, то и наша яхта была завалена продуктами.
Я с девчонками подготовила программу и у нас были ряженые, были музыканты, были волхвы со сказителями и т.д. В одной из глав я уже помещала оду "форварду", т.ч. не стану повторяться. Гуляли долго и хорошо. Саша Фоменко, капитан яхты "Рондо", воспылал чувством к Надюше, приме нашей музыкально-театральной труппы. Надо их видеть вместе: Санька маленький, худенький, юркий парень и Надюха - высокая статная дама, отнюдь не худая, с движениями достойными матроны. После своего блистательного выступления с песнями под гитару, утомилась и отбыла в "гроб" отдыхать. Санька , отследив плавную траекторию Надеждиного ухода, юркнул за ней за занавеску. Все затаили дыхание в ожидании Надиной реакции. Но проходит минута, другая, третья - тихо! Вдруг раздаётся громкий треск и Санька вылетает из гроба стрелой. Поправив воротничок футболки, он как ни в чём ни бывало усаживается за стол и продолжает начатую до своей "отлучки" беседу.
Шашлыки не кончаются и на третий день пиршества. Настаёт Милин день рождения, и уже утомлённые от праздников и гостей, "Форвард" делает променад вокруг Стирсуддена. На баке установка для бар-бе кью, где жарятся шашлыки. Запах разносится на всю акваторию и проходящие мимо суда провожают нас голодным взглядом.
Борис увлечённо работал на новой лодке, не забывая и свой экипаж Дети осваивали острова Саймы А я тоже нашла себе развлечение. Расскажу чуть позже.
Пока мы путешествовали по Сайме, Мила с Димой зря время не теряли. Пообщавшись с другими нашими яхтсменами, они выяснили, что стоянка в я/клубе Лаппеенранты гораздо дешевле, чем у нас в Питере. И уже стали зондировать этот вопрос. Вскоре встреча с хозяином яхт-клуба состоялась и договор на зимнюю стоянку был подписан. Осенью мы яхту снова пригнали в Лаппеенранту, где её и подняли на предоставленные нам сани Вадимом Осетровом, у которого там стояли яхты до нас.
А год спустя, дети присмотрели недалеко от яхт-клуба и домик с участком. Теперь мы ездили в Финляндию, как к себе на дачу, каждые выходные. Правда собака у меня выходила золотая. Ведь при выезде за границу надо предоставлять справки о прививках, в которые я должна уложиться сутки спустя после прививки и успеть въехать до 72 часов. А каждая такая справка стоит 860 руб.! Это помимо чипа и годовой прививки, за которую берут от 1200 до 1600р.(в каждой ветеринарке своя цена). Как-то раз, простояв в очереди на границе и превысив эти сроки на час, получила предложение усыпить собаку. Никакие слёзы не сломили твёрдость финской таможни. Пришлось возвращаться в Россию. В Выборге я вновь прошла осмотр собаки с прививками. Но въезжать в Финляндию я могла только сутки спустя. Куда деться на эти сутки? Не возвращаться же в Питер! У моста стояла Толи Авчинникова яхта, на которой жил фокстерьер. Сам Толя в тот момент гонялся на другой яхте где-то в Выборгских шхерах. Пришлось вызвать Галину, Толину жену, и попросить её взять собаку на сутки.
Правда вышла небольшая неприятность: собаки этих пород (у меня вельш терьер) не любят общества себе подобных, и моя сразу проявила себя не дружелюбно. Галине пришлось увезти свою собаку домой, предварительно заперев мою в яхте.
Через сутки я вернулась за собакой и снова поехала в финку.
Вот что за народ эти финики! Понимают, что если я езжу к ним каждые выходные, и делаю прививки собаке каждую неделю, то ежу понятно, что собака не выдержит такого количества прививок и сдохнет! Мои объяснения их не волнуют: твоя собака, не хочешь – не вози!
Слава Богу, у нас другой народ, понимающий. На границе есть вет. служба, которая проверяет собачьи документы, переводит их на английский язык и выписывают справки для финнов. И за эту справку уже не платишь. Мне сами врачи сказали: «Не ходите вы к своим ветслужбам и не теряйте там по 3-4 часа, приезжайте сразу к нам с собачим паспортом, и мы за символическую плату выпишем вам эту справку и печать поставим куда надо. И не надо вам травить собаку каждую неделю этой дрянью». Но надо сказать, что такое отношение было не ко всем. Просто меня и мою собаку эти врачи хорошо знали и шли мне навстречу, экономя моё время, мои деньги и, главное, сохраняя здоровье собаки.
Помимо прививок, которые собака проходит раз в год, я платила за эту еженедельную прививку, вернее не за неё, а за лекарство, с бутылки которой снимали марку и переклеивали её на собачий паспорт, я ещё тратила на эту процедуру час-полтора на границе. Хорошо, если я ехала не одна, а с Борисом и пока он стоял в очереди из машин, я стояла в вет.службе в очереди из животных.
И не смотря на эти неудобства, нам нравилась эта «дача» в Финляндии.
Везу маму и её второго мужа в Крым
Моя мама в 81 год вышла второй раз замуж. Её новый муж когда-то заканчивал Военно-Медицинскую академию вместе с моим папой. Папы нет уже много лет но мама очень тяжело перенесла его потерю. Со дня похорон, когда проводить папу пришли все его оставшиеся в живых однокурсники, стал морально поддерживать и следить за маминым здоровьем один из них, Виктор Иванович. Много лет он её опекал. Через свою воинскую часть он стал доставать бесплатные путёвки в санатории. Чтобы брать маму с собой, иметь и на неё такие же льготы, он убедил её, что им надо расписаться. Мы с сестрой были этому только рады: мама под присмотром, ходят по театрам, много гуляют. Каждый раз из финки я привозила им свежие продукты: сыр, курицу в спец.соусе, рыбу, красную икру, чай, кофе…
За границу я маму уже вывозила, и не раз. И даже с Виктором. Брала путёвки по Европе и ездила с ними. Но маме хотелось встретиться с феодосийскими друзьями: Анеттой и Борисом. Ей хотелось, чтобы они взглянули на её нового мужа и одобрили её решение выйти замуж.
И я предложила ей поехать на моей машине в Крым. Кажется, это был 2008 год. Моя мама, как и я всегда была легка на подъём. Уговаривать её не пришлось. На сборы ей понадобилось два дня. Даже мне и то понадобилось больше. Надо было из Финляндии привезти продукты нам на дорогу и на подарки Анетте. Надо было забрать оттуда хотя бы штуки две спальников, подушки и одеяла. Съездить на СТО и проверить состояние машины. На тот момент у меня была уже ДЭУ Нексия, и смотрелась как настоящая иномарка.
Загрузив всё это, дедов и собаку, мы двинулись в Крым через Псков, Белоруссию и Украину. Т.к. маменька родилась во Пскове, то ей хотелось посмотреть город детства.
Посмотрели город, заехали в Изборск, Псково-Печорский монастырь, а далее через Витебск на Гомель. При пересечении границы с Беларусью, у нас проверили досконально все документы, и на собаку тоже, предупредив, что на обратном пути надо будет при въезде в их страну, тоже взять справки из ветеринарки, что мне сразу не понравилось и я решила на обратном пути поменять маршрут. В завершение проверки, с нас ещё взяли подорожный налог в районе тысячи рублей. Недовольная таким приёмом, я тут же забыла все обиды, когда мы оказались на их трассе. Чистота дорог, уютные площадки отдыха, чистый воздух, чистые леса, чистые домики и палисадники… Везде чистота, уют и вежливое обслуживание. Я в Белоруссию просто влюбилась!
Ночевали мы в Гомеле, в чистенькой аккуратненькой гостинице с милым персоналом и не дорого. Мы быстро пролетели по их прекрасным дорогам до границы с Украиной. А вот здесь нас ждали: грязь, обдираловка и издевательства.
В то время, с загран. паспортами можно было не брать из ОВИРа бумажки о передвижении между бывшими союзными республиками, ну кроме Прибалтики. Но украинская таможня их потребовала. Сначала мы долго ждали вет.службу, нас не хотели пускать с собакой. Потом стали заламывать цены на и так существующие прививки. Потом прикопались к этим справкам. Пока не довели моих стариков до полуобморочного состояния. Тогда я вызвала их начальника и сказала, что у меня в машине девяностолетние старики, едут на лечение и если они сейчас здесь помрут, то я устрою международный скандал.
Вроде, перепугались, и даже про собаку забыли. Пропустили, но содрав с нас три тысячи за их поганые дороги – транзит.
По всей территории Украины мы встречали группы людей, размахивающие национальными флагами и выкрикивающие какие-то речёвки на краинской мове.
Некоторые нас останавливали, спрашивали: «Москали?» Мы: «нет, из Питера», - «Ну тогда проезжайте».
В Киеве мы остановились в гостинице «Киев». На стойке администрации я стала спрашивать, есть ли свободные номера. Они пожимают плечами, мол не понимают по-русски. Тогда я стала спрашивать по-английски. Ну тут вообще захлопали глазами и сразу вспомнили русский. Очень неприятное чувство вызвали люди, с которыми нам довелось столкнуться в этой стране. Но надо отдать должное: город, не смотря на грязь, очень красивый.
Далее я спешила встретиться с Одессой. Мечтала об этой встрече. Столько легенд, столько анекдотов связано с Одессой-мамой… И что? Конец сентября. Всюду пожухлые сухие листья, кругом набросаны окурки, банки от пива, пакеты от чипсов. Унылый, пыльный город, без хозяина. Проехали по нему, доехали до Оперного театра. Он тоже показался невзрачным среди этих куч мусора. Дальше через Николаев.
Сюда некогда уехали с Дальнего Востока наши соседи, и друзья родителей, Капланы.
Перед отъездом мама на всякий случай нашла их адрес. Но они не переписывались уже много лет, и мама не надеялась их встретить. Проезжая по мосту через реку, я напомнила ей, чтобы она достала записную книжку. Сама в это время увидела небольшой яхт-клубик, и затормозила сразу за мостом. Пока я беседовала с капитаном одной из яхт, мама подошла ко мне и показала на дом, который был за моей спиной: «Они жили в этом доме». Почему жили? Может они и сейчас там живут! Пошли, проверим!
Проверили. Живут и здравствуют. Приняли нас с огромной радостью. Посокрушались, что папы нет в живых, ведь они с моим папой в Бухте Ольге работали в одном госпитале 11 лет! Конечно, оставили нас ночевать. Вот тут-то и пригодились мои спальники и подушки.
На утро через Джанкой, вдоль Северо-Крымского канала до Владиславовки и в Феодосию.
Анетта с Борисом уже ждут-не дождутся!
Море ещё тёплое. Погода хорошая – бархатный сезон! Старшее поколение остаются чаще дома – наговориться не могут. А я на море. Пима увидела море и с разбегу прямо мордой, воду пить. Я её и предупредить не успела, что вода здесь солёная! Первый раз она встречает такое безобразие! Встала в недоумении смотрит на меня. А я хохочу, глядя на её смущённый вид!
Здесь живет моя учительница по музыке. Мы много лет с ней переписываемся. Я иногда покидаю своих стариков и еду к ней. Её дочка, с которой я играла, когда той не было и года, сейчас тоже преподаёт музыку в музыкальной школе. Считается лучшей пианисткой по всему Крыму. Ездит с концертами, выступает на всех мероприятиях города и области.
Она достаёт мне контрамарки во все музеи. Т.к. машина всех вместить не может, то я могу уделить внимание Ирине Михайловне и Наташе не так много времени. Мои ездят со мной в Орджоникидзе и Коктебель, ну ещё в Береговое, где мама с Анеттой работали в вечерней школе. Вспоминали прошлые года. Съездили в Солнечную долину за вином.
Неделю провели в гостях. Устали и друг от друга и от условий, которые создали своим приездом. Пора и честь знать. Обратный путь проложили через Кавказ, Воронеж, Москву.
Дорога домой заняла 3 дня и две ночёвки. Несмотря на то, что она длиннее, не было очередей на прохождение границ, и никто не мотал нам нервы в связи с этим.
А дома меня уже ждал Боренька, вернувшийся из своего очередного плавания. В ближайшие выходные намечался подъём его яхты, а на следующей неделе должны поднимать «Форвард» в Финляндии. Как раз недели хватит, чтобы подготовить свою лодку к зиме: вытащить диваны, продукты, посуду, вымыть лодку внутри.
И я включаюсь в работу. Т.е. мне вручают Иришку – езжай с ней в лес, гуляй, собирай грибы.