В настоящей статье мы будем говорить о видах страстей. Здесь уже начинается самое интересное. Здесь мы уже конкретно входим в практику; здесь начинается именно практика. Итак, как мы уже говорили раньше, епископ Варнава (Беляев) говорит: «Страсть это порок, от долгого времени вгнездившийся в душе, и через навык (постоянное повторение) сделавшийся как бы природным её свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к нему стремится». Здесь необходимо сделать ударение на слове «как бы». Католики думают, что это стало природным свойством и что всё, человек находится в грехах, и хорошо, будем жить дальше. Что же касается святых, куда нам до них? Это не наше дело быть святыми. А то, что говорил Христос, это уже неважно; это точка зрения католиков. Мы же говорим «как бы» природным свойством, то есть на самом деле душа падает, душа переходит в нижеестественное (противоестественное) состояние. Душа, обладаемая грехом, или страстью, находится в противоестественном состоянии. Другими словами страсть это греховный навык, вросший в душу; это мы повторяем для ещё большего понимания, чтобы мы просто это помнили. Был такой писатель Уильям Теккерей, он говорил так: «Посеешь поступок — пожнёшь привычку, посеешь привычку — пожнёшь характер, посеешь характер — пожнёшь судьбу». Как видно, всё в этом мире связано.
Виды страстей. Что касается видов страстей, то здесь можно сказать следующее. Святые отцы выделяют три основных вида страстей, а именно: славолюбие, сребролюбие и сластолюбие; и что бы мы ни сказали, какую бы страсть ни привели, всегда попадётся в одну из этих трёх: или в славолюбие, или в сребролюбие, или в сластолюбие. Нужно заметить, что сластолюбие это понятие растянутое, это не только любовь к конфетам. Так же как и трезвение заключается не только в том, чтобы человек не пил водку, трезвение не только в этом. На чём основывается это разделение? Оно основывается на словах апостола Иоанна Богослова: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей». «Отчей», то есть «Господней». «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Иоанна 2:15 — 16). Здесь апостол Иоанн, как раз, говорит о трёх основных страстях. «Похоть плоти» это сластолюбие. Сюда относится не только чревоугодие, но и блуд. «Похоть очей» это славолюбие и «гордость житейская» это сребролюбие. Конечно, всё это можно определить одним словом, то есть все страсти можно вместить в одно слово, самолюбие. Самолюбие это основа всех страстей. Почему? Почему, когда человек чрезмерно любит себя, это является самым большим грехом? Здесь уместно вспомнить слова философа Владимира Лосского, который говорил, что насколько человек отвергается себя, настолько он становится личностью, то есть насколько он более думает о других, чем о себе, настолько он и становится человеком. Если человек больше думает о себе, он перестаёт быть человеком, перестаёт быть личностью, то есть еголичность ужедеградирует; вот такой принцип жизни. Этот принцип основан на взаимоотношениях внутри Святой Троицы. Лосский это описывал, относя эти слова к Святой Троице, что Господь Сам так установил, чтобыкаждое Лицо Святой Троицы жилодля других Лиц. Бог Отец живёт и существуетдля Сына и Духа, Сын живёт и существуетдля Отца и Духа, и Дух живёт и существуетдля Отца и Сына. Таким образом, Сама Троица показывает нам, как намнужно жить, когда мы это понимаем. И конечно, Бог существует, можно сказать, и для Себя, и для нас, для того чтобы мы тоже существовали, Он всего Себя отдаёт нам. Это действительно глубина, но тем не менее Лосского никто не мог заподозрить в чём-либо еретическом, то есть этот человек православный до глубины души. Его отец Николай Лосский был великим философом. Владимир Николаевич тоже философ, но для нас он важен именно как богослов, то есть человек духовным разумом приближался к этому и понимал это. Итак, чем больше мы живём для других, тем больше мы становимся людьми. Этого Бог от нас и ждёт больше всего, чтобы мы не жили для себя. Параллельно с трёхчастной классификацией есть и другая классификация, восьмичастная; они всегда идут вровень. Так, если с одной точки зрения посмотреть, то будет три главных вида страстей, если же посмотреть с другой точки зрения, то будет восемь, и эти классификации не пересекаются. Итак, параллельно с тремя есть восемь видов главных страстей. Тут очень важен порядок, потому что они исходят одна из другой. Первая — чревоугодие, вторая — блуд, третья — сребролюбие, четвёртая — гнев, пятая — печаль, шестая — уныние, седьмая — тщеславие, восьмая — царица страстей гордость. Как с ними бороться? Начинать надо с первой, именно с неё начинают бороться со страстями подвижники. Кроме того, необходимо отметить, что первые шесть страстей связаны между собой, а седьмая и восьмая связаны друг с другом, но с теми шестью не связаны; они как бы связаны, но опосредовано. Шесть страстей между собой связаны, а седьмая и восьмая связаны между собой, но с теми шестью связаны опосредовано. Так, мы видим, что если произошло объедение, то из него вытекает блуд. Почему? Потому что это естественноесвойствоорганизма: еслинакапливается чревоугодие, топроисходит блуд. Дальше если происходит блуд, и человек с ним не борется, то получается, что человеку действительно нужны средства, чтобы этот блуд совершать; так возникает сребролюбие. Когда сребролюбие возрастает, оно очень часто уже не вызывает того как бы удовлетворения, и у человека получается гнев; человек злится на всех, потому что ему не дают заработать больше денег. Когда же этот гнев у человека проходит (человек в этом гневе утверждается), он переходит в печаль, потому что нет денег. Долгая печаль приводит к унынию, когда человек уже впадает в такое пессимистичное унылое настроение, в депрессию. Здесь прослеживается некая связь. Эта связь есть, и святые отцы всё это заметили ещё в первых веках христианства. Не надо думать, что это только нас касается. Теперь рассмотрим, кто развивал эту классификацию. Первым, у кого это появляется, был Евагрий Понтийский. Этот человек не прославлен в лике святых, хотя они был человеком подвижнической святой жизни. Онжил недалеко от моря, а море по-гречески «понт». Поэтому Понтийский. Он действительно впалв ересь, ересьОригена, то есть он был оригенистом. Он очень уважал Оригена и, к сожалению, стал разделять его многие неправильные учения. Поэтому Церковь его святым не посчитала, хотя на самом деле жизнь у него была вполне подвижническая и достойная подражания, поэтому то, что он говорит насчёт аскетики, мы вполне можем воспринимать у него. Он много о чём этом писал, и кстати его книга об аскетике и подвижничестве есть в «Добротолюбии». «Добротолюбие» это сборник аскетических трудов, и там одна глава принадлежит Евагрию. Евагрий Понтийский (конец IV века) и ещё двое святых, Нил Синайский (V век)и Иоанн Кассиан Римлянин (V век) тоже есть в «Добротолюбии». У Иоанна Кассиана Римлянина двойное имя, его память 29 февраля, то есть раз в четыре года. Почему так произошло? Дело в том, что произошла такая история. Ехали однажды в телеге святые Николай и Иоанн Кассиан, а там какой-то мужичок застрял. Кассиан не захотел помогать, а Николай пошёл и помог. Так вот за то, что Николай помог, ему сделали память два раза в году, а Кассиану, за то, что он не помог, сделали память раз в четыре года; это всёнародное творчество. Что сделаешь, если человек мирно закончил свою жизнь 29 февраля? Теперь его память очень редкая. Тем не менее Иоанн Кассиан Римлянин действительно достойный подражания человек. Он был очень важным для запада, так как именно для запада он является основателем аскетизма. Как на востоке Антоний Великий, Макарий Великий, все наши подвижники, святые отцы, так на западе Иоанн Кассиан Римлянин. До него были блаженный Августин, Амвросий Медиоланский, но они не были столпами подвижничества. Они [потрудились]в другой сфере,в святительской, но в подвижнической именно Иоанн Кассиан Римлянин. Он был практически основателем духовной подвижнической жизни на западе. Ещё один представитель, уже VI века, который очень много писал об этих восьми страстях, это преподобный Иоанн Лествичник. Целая неделя, то есть воскресный день, Великого поста посвящен этому святому. Он об этих восьми страстях писал так: «Матерь блуда есть объедение; уныния же матерь — тщеславие; печаль же и гнев рождаются от трёх главнейших страстей; а матерь гордости — тщеславие». Таким образом, мы видим, что преподобный Иоанн несколько по-другому на всё это смотрит; и вообще подвижники смотрят на это с разных сторон. Так вот, как мы и говорили выше, шесть этих страстей связаны, а седьмая и восьмая — нет, и хотя преподобный Иоанн Лествичник говорит, что уныние связано с тщеславием, он это так видел, мы просто это оставим, просто чтобы знать, а сами тем не менее будем говорить чуть чуть иначе, а именно, что тщеславие и гордость тогда и появляются, когда человек освободится от этих шести страстей; когда он от них освободится, тогда к нему приходят седьмая и восьмая. Когда человек поборает эти шесть страстей, тогда приходят седьмая и восьмая. Вот почему святые отцы никогда не благословляли и не советовали сразу начинать бороться с тщеславием и гордостью; это бесполезно, потому что если у человека есть другие страсти, они всё равно неискоренимы, но если он победил их, победил вот эти шесть страстей, только тогда он имеет право бороться с тщеславием и гордостью. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что тщеславие это такой трое ножник: куда ни бросишь, он всё равно рогом вверх. И дальше он говорит: пощусь — тщеславлюсь, перестаю поститься — тоже тщеславлюсь, потому что уже чего-то достиг, и мне уже не нужно поститься. Таким образом, что быя ни делал, я всё равно тщеславлюсь. Вывод здесь напрашивается такой, что пока мы не победим шесть страстей, бороться с тщеславием и гордостью бесполезно. Они всё равно присутствуют, просто не сильно атакуют. Они не сильно мучают человека, потому что им это не нужно. Здесь можно провести параллель с битвой. Когда первый авангард воюет, если он проигрывает, тов бой вступают основные войска.
Роды страстей. Нужно сказать, что кроме видов страсти делятся ещё и по родам. Так, страсти бывают двух родов: естественные и неестественные. К естественным страстям относят чревоугодие, блуд, гнев, печаль и уныние; всё это выражение естественной душевной деятельности человека, и мы знаем, что к этим страстям приводит неправильная работа души. Неестественная страсть одна, это сребролюбие. Страсть сребролюбия навязана любому человеку. Это легко доказывается жизнью любого младенца: когда человек приходит в мир, его деньги не интересуют. Почему-то теперь нам всё общество навязывает, чтобы эта страсть у нас обязательно была. Действительно нам это навязали, и мы думаем, что всё это естественно и хорошо. На самом деле история знает множество таких обществ, в которых деньги мало что играли. Так, например, в Израиле были так называемые кибуцы; это было сельскохозяйственное общество с натуральным хозяйством. В книге деяний святых апостолов повествуется о христианской общине, в которой всё было общее. Таким образом, коммунизм это стремление достичь того, что было в христианстве, но без христианства, что уже невозможно. Поэтому если вы действительно хотите достичь коммунизма, становитесь христианами. Каждая церковная община это некий отблеск, такой отсвет от той древне апостольской общины. Нам хотя бы чуть чуть к этому придти. Люди, которые в том числе и сейчас становятся коммунистами, это теоретики и идеалисты, которые гонятся за миражом. Они пытаются построить вот это справедливое общество, но на самом деле они никогда не смогут это сделать. Потом, им всё мешает. Этот был плохой правитель, другой плохой правитель. Были бы другие правители, мы бы точно всё построили. На самом деле каких правителей ни поставь это всё, конечно, просто мираж.
Некоторые из страстей действуют в теле или через тело. К таковым относятся чревоугодие и блуд. Эти страсти действуют в теле или через тело, а некоторые действуют без содействия тела. Здесь как раз мы можем указать тщеславие и гордость. Для гордости тело не нужно, потому что мы знаем, что бесы тела не имеют, тем не менее они всё равно гордые и тщеславные. Ещё необходимо сказать, что некоторые страсти приходят к нам извне. К таковым страстям относится сребролюбие, оно приходит к нам извне. Сюда относится так же и страсть гнева, и хотя мы говорили, что это раздражительная часть души, но именно причина гнева чаще всего это окружающие люди. Человек гневается на окружающих людей, на какие-то явления и так далее, то есть причина страсти гнева находится извне, не внутри появляется, а просто появляется извне. Так же есть страсти, которые, наоборот,появляются от внутренних причин. Значит, сребролюбие и гнев это страсти, приходящие извне, а от внутренних причин появляются уныние и печаль. Таким образом, уныние и печаль рождаются у нас от внутренних причин, во глубине души, и потом завладевают человеком, а сребролюбие и гнев рождаются от причин внешних. Сражаться против страстей надо, начиная от первой, от чревоугодия, и заканчивая тщеславием и гордостью. Значит, мы начинаем именно от первой страсти, от чревоугодия, и заканчиваем тщеславием и гордостью, когда уже более менее справились с шестью основными. Здесь можно привести такой пример. В книге Аввы Дорофея есть рассказ о его послушнике по имени Досифей. Молодой юноша пришёл в монастырь и сразу полностью отдал себя на попечение старца, то есть он полностью покорил ему свою волю. С чего начинает Авва Дорофей духовное воспитание Досифея? Он начинает с ограничения в пище, причём там описано каким образом. Он не сразу запрещает ему много есть, он начинает постепенное уменьшение дневного рациона. В первый день он скушал обычную свою трапезу, как он ел до монастыря, примерно килограмм и двести грамм хлеба. Потом, через неделю, он скушал уже килограмм. Ещё через неделю он съел восемьсот грамм. Спустя ещё неделю, он вкушал шестьсот грамм. В конечном итоге остановились на том, что он стал вкушать четыреста грамм, и это был полностью его рацион на весь день. Досифей этого даже не замечал, он вполне был готов это делать, то есть он чувствовал себя отлично. На самом деле очень часто то, что мы вкушаем для нас просто является лишним, откуда у нас и болезни, и все вот эти вот невзгоды. Человеку на самом деле столько есть не нужно. И ещё здесь важно сказать, что борьба со страстями начинается именно с борьбы со страстью чревоугодия.