Найти тему

Христианская аскетика. Законы развития греха.

В настоящей статье мы поговорим о степенях развития страсти несколько с других позиций, взяв за основу книгу епископа Василия Кинешемского «Беседы на Евангелие от Марка». Епископ Василий пишет об этих степенях, он рассказывает это на основе истории казни Иоанна Крестителя, в которой он прослеживает то, что происходило в душе царя Ирода, который казнил Иоанна Предтечу. Ирод, который казнил Иоанна Предтечу, был четвертовластником Галилеи. Это не был Ирод, избивший младенцев в Вифлееме, тот умер буквально вскоре после рождения Господа Иисуса Христа. Был ещё его племянник, Ирод Антипа. Он был четвертовластником, то есть главой одной четверти Иудеи,во время выхода Господа Иисуса Христа на проповедь. Ирод, который был тетрархом Галилеи, был человеком, быть может, не столько порочным, сколько слабым по характеру. Совершённое им преступление терзало его, он не мог забыть Иоанна. Вследствие своей слабохарактерности он испытывал не угрызения совести, а непреодолимое чувство боязни. На самом деле это тоже можно объяснить с точки зрения психологии. Чаще всего когда у человека в глубине души появляются какие-то угрызения совести, вместо этого происходит реакция замещения, чаще всего или агрессией, или страхом, а иногда и агрессией, смешанной со страхом; такое тоже может быть. Очень часто вместо того чтобы покаяться, человек наоборот становится ещё более агрессивным, при этом и страх у него тоже присутствует. Кровавый призрак обезглавленного пророка преследовал его. Когда он услышал о Господе, о Котором в народе шли горячие споры, первая мысль, навеянная испугом, была о том, что это воскрес убитый Иоанн. Несмотря на суровые обличительные речи Иоанна, направленные против Иродиады и тетрарха, последний в глубине души уважал своего обличителя, ибо знал, что он «муж праведный и святой» (Марка 6:20). Поэтому даже заключив его по настоянию Иродиады в темницу, он берёг его, с удовольствием слушал его и много делал по совету его. Попробуем заглянуть в эту тёмную душу и проследить, как постепенно назревало преступление, вызванное страстью, и как разгоралась и укреплялась сама страсть. Выяснить законы, по которым происходит развитие порока и страсти, для нас очень важно, ибов душе каждого человека они действуют приблизительноодинаково. На примере Ирода мы можем выяснить условия наших собственных падений, то есть в принципе у каждого из нас происходит одно и то же. Дело начинается похотью, нечистой любовью к Иродиаде, снохе Ироде, жене брата его Филиппа. Нисколько не заботясь о том, чтобы остановить развивающуюся преступную страсть, Ирод переходит к делу. Появился помысел совершения блудного греха. Он пропускает этот помысел, не отгоняет его от себя, исоглашается с ним. Так Ирод скоро переходит к делу, легко переступая через первое препятствие, и жену своего брата делает своей женой. Этот первый шаг уже достаточно ясно показывает, насколько в его душе развилась страсть, ибо сила страсти измеряется величиной преодолеваемых ею препятствий; это очень важно. Другими словами, чем труднее препятствие, преодолеваемое страстью, тем о большей силе страсти это говорит. Таким образом, страсть должна быть очень сильной для такого препятствия, но и само препятствие, преодолеваемое страстью, служит показателем того, что действительно страсть очень сильная, раз она завладела человеком. Победив первое препятствие, Ирод тотчас же встречается с другим. Первым препятствием были нравственные нормы, или нормы поведения, и он переступил через них. Это уже было огромное препятствие, и сейчас, слава Богу, для многих из нас это тоже бывает препятствием. Следующим препятствием является обличительная проповедь Иоанна. Иоанн Креститель говорил Ироду, что ему не должно иметь жену брата своего, и вотэти упрёки для Ирода были важнее, чем общественное мнение, важнее, чем то, что окружающие еголюди подумают; это его уже меньше интересовало.Что же касается мнения Иоанна, которого он уважал, это его больше мучило, и он действительно обращал на это внимание. Почему так получилось? Потому что фарисеи и все остальные окружающие Ирода люди, были в какой-то мере зависимы от него. Поэтому Ирод мог надавить на них, заставить их замолчать, как у нас сплошь и рядом, к сожалению, происходит. А что касается Иоанна, то он не был зависим, что и отличает святого человека. Святой человек независим от мнения мира, на него невозможно надавить, заставить замолчать, поэтому принудить к молчанию Иоанна, заставить смягчить егопрямолинейный тон казалось невозможным. Наконец, это препятствие Иродом преодолевается таким образом, что Ирод берёт под стражу пророка, которого уважает, и заключает в темницу; это уже показатель того, насколько далеко на тот момент зашла страсть. Мы с уверенностью можем сказать, что здесь имеет место не просто борьба, а уже и пленение страстью. Таким образом, мы видим, как петля греха постепенно затягивается всё туже и туже, так что всё меньше и меньше остаётся надежды на то, что попавший в неё человек сумеет от неё освободиться. После этого наглядного примера святитель Василий Кинешемский переходит к законам развития страсти. Ранее мы говорили о стадиях развития страсти в человеке, а сейчас на основе святителя Василия Кинешемского поговорим о законах еёразвития. Первый закон называется «законом усиления страсти». Он означает, что сила страсти, её интенсивность и власть над душой, растёт прогрессивно, то есть со временем эта сила всё больше и больше увеличивается; увеличивается она по мере того, как ей делаются уступки. Эти уступки никогда страсть не успокаивают, а делают её лишь более требовательной и властной. Опять же, дорогие братья и сёстры, с этим приходится сталкиваться сплошь и рядом, даже в священнической практике. Приходится сталкиваться с тем, что человек на полном серьёзе говорит: «Если я брошу пить, то у меня здоровье станет хуже», - и многие так и говорят. Есть такое выражение у лиц, одержимых страстью винопития: «подлечиться с утра», -то есть они считают, что это они лекарство таким образом принимают. Бесы настолько внушили человеку, что если он бросит пить, то у него здоровье будет хуже, что человек реально так считает и так реально и говорит. Бесы настолько уже влияют на человека и убеждают его совсем в обратном, а именно что у него ухудшится здоровье и будет куча проблем, если он освободится от этой страсти. Самое распространённое мнение, которое они внушают, это то, что человека осудят близкие. Внушают так же, что он слабохарактерный и не может сам справиться, поэтому пошёл на кодировку. Что касается самогокодирования, то здесь нужно сказать, что Церковь не может его поддержать и не поддерживает, потому что это считается оккультным, экстрасенсорным методом. Если мы хотим освободиться, то мы должны всегда помнить о том, что несмотря ни на какие мнения людей, несмотря ни на какие наши убеждения, мы всё равно должны себя всё больше и больше убеждать в том, что только освобождение от страстей есть путь к истинному здоровью, здоровью души и тела. В медицине существует такое понятие, как соматические боли. Кто с медициной связан, тот об этом знает. Иногда доходитдаже до того, что человек придумывает себе болезнь, именно придумывает болезнь. Например, это часто бывает с такими болезнями, как бронхиальная астма. В одной английской книге (это книга про жакеев) описан интересный случай, как человек выработал в себе астму, потому что боялся лошадей. Дело в том, что отец от него требовал, чтобы он тоже стал жакеем, потому что сам отец был чемпионом и хотел, чтобы сын продолжил династию, но сын в детстве упал с лошади и просто стал бояться лошадей, и придумал себе астму, и он действительно начинал задыхаться, только подходяк лошадям, и таких случаев, к сожалению, много, поэтому такие болезни, псевдоболезни, бесы начинают насылать на человека, чтобы он только не трогал свою страсть. Человек думает, что на самом деле он будет болеть и уже чувствует, как ему становится плохо, и так далее. На самом деле таких соматических вещей происходит очень много. Итак, мы сказали, что уступки не успокаивают страсть, но делают её более требовательной более требовательной и властной. Человек, допустивший грех однажды, нравственно слабеет; вот, что мы должны всегдапомнить. Человек, допустивший грех однажды, нравственно слабеет и при повторном искушении совершает его уже с большей лёгкостью, чем тот человек, который устоял в первой борьбе. К сожалению, это тоже каждый знает. Человек, который не устоял и допустил грех, второй грех совершит уже намного легче. Здесь святитель Василий приводит такую пословицу: «Первая рюмка колом, вторая соколом, прочие мелкими пташками». Значение такое, что каждая следующая рюмка выпивается легче предыдущей. Пословица применяется по отношению к пьяницам или когда уговаривают кого-либо выпить ещё. Святитель Василий так же говорит, что вот эти уступки и падения играют роль сухого хвороста, который мы подкидываем в костёр. Чем больше бросать, тем больше и ярче будет жадное пламя или, если говорить в отношении аскетики, чем больше грешить, тем сильнее разгорается страсть, то есть, как известно,воля человека укрепляется победами и ослабляется поражениями. Есть такое высказывание святого преподобного Максима Исповедника, он говорит, что бесы, когда входят в душу и когда человек совершает грех, они не просто берут своё и уходят, они ещё ставят в душесвойидол, как флаг на покорённойвершине. Тут можно приводить любые другие сравнения, как, например, пометка территории животными, и так далее, но святойМаксим Исповедник говорил именно об идоле, что бесы не просто уходят, а оставляютв душе свой идол. Вот почему, когда человек допустил грех, ему труднее потом с ним бороться, этоименно из-за того, что стоит этот идол. Поэтому у человека, как дальше продолжает святой преподобныйМаксим Исповедник, есть два пути: либопоклоняться этому идолу, то есть идальше совершать эти грехи, или разрушить его, то есть освободиться от этой страсти, от этого идола. Каждый человек в один момент избирает один из этих двух путей. Таким образом, святитель Василий поясняет, почему борьба с укоренённым грехом тяжелее. Так происходит, потому что этот идол с каждым новым грехом укрепляется и становится сильнее. Второй закон развития греха в человеке это расширение страсти. Если первым законом было углубление страсти, то есть если со страстью не бороться, то она, говоря простыми словами, углубляется в душу, то вторым законом является её расширение, то есть она не только углубляется, но если с ней не бороться,она ещё и расширяется. Что означает «страсть расширяется»? Расширяется она привлечением к себе других страстей, то есть одна страсть, когда она разгорается в душе, вызывает к жизни другие страсти. Здесь образуется, можно сказать,такая цепочка страстей; к сожалению, все мы тоже это знаем. Если опять же взять в пример тот же алкоголизм, то человек не сразу может стать подверженным этой страсти. В начале обычно человек начинает курить. Чаще всего в компании, когда начинают курить, уже хочется и выпить; вот такая цепочка. Так, один червь страсти, если во время его не истребить, может размножиться в громадном количестве, порождая новые пороки и захватывая здоровые стороны души. Таким образом, одна страсть тянет за собой другие страсти, захватывая при этом здоровые стороны души. Причина такого поведения страсти, как указывает на это святитель Василий, это ослабление веры в человеке. Так, побеждённая одной страстью воля теряет силу сопротивления и легко уступает другим страстям, то есть побеждённая одной страстью воля человека теряет сопротивление другим страстям. То же самое можно сказать и о блудной страсти. Человек, один раз переступив вот эту черту блуда, уже не может остановиться. Его всё тянет на что-то ещё более худшее, и доходит до извращений, там и содомские грехи, и все остальные. Почему так происходит? Потому что человеку всё время мало. Человеку уже мало естественного общения с женщиной; ему уже нужны какие-то извращения. Об этом и говорится, что одна страсть тянет за собой всё новые и новые страсти; это и углубление, и расширение, тут всё вместе. Третья ступень развития греха это и есть углубление страсти, когда страсть становится всё хуже и нравственно безобразней; сюда как раз относится грех блуда. Кроме того, на этой ступени страсть становится всё требовательнее и капризнее. Сюда относится и случай с наркоманией. Человек начинает с конопли, а потом переходит на более тяжёлые наркотики. Сейчас многие люди считают, что ничего страшного, если легализовать лёгкие наркотики. Ещё один пример того, как страсть становится всё требовательнее, это страсть чревоугодия, когда человеку нужны всё более изысканные яства; человек их ищет и не может остановиться. Чем человек при этом жертвует? В данном случае за борт бросается всё, что мешает страсти: нравственные навыки, убеждения, принципы, веления долга и религии. В качестве примера возьмём скупость. В начале человек просто отказывается от благотворительности. Ему уже жалко подать какую-то копеечку нищему. Потом он погружается в такую жадность, в такую именно скаредность, что уже когда у него просят денег, он отказывает. Потом, когда уже даже самые близкие люди просят, он перестаёт давать. Что же происходит дальше, если человек на этом не останавливается? Дальше такой человек берёт кредит. Иногда такие люди наберут кредитов, и их семьи просто напросто идут по миру. К сожалению, это частые истории.