В мире существует множество методов, помогающих решать задачи и генерировать идеи. ТРИЗ, Синектика, Мозговой штурм, ТОС, НОТ и другие – каждый из них предлагает свои подходы и инструменты. ТОТА (Теория общего творческого алгоритма) стремится обобщить и систематизировать все методы, находя в них общие логические принципы и закономерности.
Интересно проследить связь между классическими трудами по решению задач.
Важно отметить, что Генрих Альтшуллер, можно сказать, был заочным учеником Дьёрда Пойа. Книга Пойа «Как решать задачу» вышла в 1945 году и стала широко известна в СССР. Первый вариант АРИЗ появился в 1956 году, демонстрируя явное влияние идей Пойа. Это не унижает заслуг Альтшуллера, а наоборот, говорит о преемственности в развитии методов решения задач и подчёркивает важность фундаментальных принципов, заложенных Пойа.
Один из примеров общего в методах Пойа и Альтшуллера
Возьмём книгу Дьёрда Пойа «Как решать задачу» и Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ-85В) Генриха Альтшуллера. Оба автора подчёркивают важность не только нахождения решения, но и анализа самого процесса решения.
Пойа считал, что рефлексия над ходом решения позволяет углубить знания, закрепить навыки и лучше осмыслить результат. Альтшуллер же видел в анализе хода решения ключ к повышению творческого потенциала и совершенствованию самого АРИЗ.
Оба метода содержат этап анализа хода решения, хотя и с разными акцентами. Пойа призывает к рефлексии над применёнными методами и встретившимися трудностями. Альтшуллер же предлагает сравнить реальный ход решения с теоретическим, предписанным АРИЗ, а также проверить, насколько полученный результат соответствует знаниям, накопленным в ТРИЗ.
Таким образом, несмотря на разные подходы, и Пойа, и Альтшуллер сходятся в том, что анализ хода решения является важнейшим этапом в решении задач и способствует развитию творческого мышления.
ТОТА, стремясь к обобщению различных методов, рекомендует этот принцип, подчёркивая важность рефлексии и анализа для развития творческого потенциала. Этот принцип можно найти во множестве других методов, например, в методах решения психологических проблем или в бизнес-практике.