Найти тему
РГАФД

120 лет со дня рождения Татьяны Пельтцер

📅 Звуковой календарь 6/06/2024

Отец Татьяны Пельтцер – Иоганн Робертович был актером и всю жизнь называл себя Иваном Романовичем. Он много снимался в кино, был одним из первых заслуженных артистов республики. Иван Романович учил Татьяну актерскому мастерству, ставил ее первые спектакли. Для дочери он стал первым и единственным учителем. Специального актерского образования Татьяна Пельтцер нигде так и не получила. На сцену Татьяна впервые вышла в девять лет в роли Авла в спектакле «Камо грядеши» по Г. Сенкевичу. А за работу в следующей постановке – «Дворянское гнездо» - она впервые получила гонорар. В одиннадцать лет Татьяна сыграла роль Сережи в спектакле «Анна Каренина».

Свою профессиональную актерскую деятельность актриса начала в 1920 году в Передвижном театре Политуправления. Но долго она здесь не задержалась, и в дальнейшем служила в театрах Нахичевани, Ейска, Ярославля, Москвы. В 1923 году Татьяну Пельтцер исключили из Театра Моссовета с формулировкой «за профнепригодность» и некоторое время актриса подрабатывала машинисткой. Живя в Москве, Татьяна Пельтцер вышла замуж за немецкого коммуниста Ганса Тейблера, и в 1930 году уехала с ним в Берлин, где работала машинисткой при торговом представительстве СССР. Немецкий режиссер Эрвин Пискатор, узнав о Татьяне, пригласил ее на игру в свою постановку «Инга» по А.Г. Глебову. Однако, спустя время, Татьяна Пельтцер развелась с мужем и вернулась в Москву.

В 1931 году она восстановилась на работе в Театре им. Моссовета. Первый успех пришел к актрисе в начале 40-х, после ее выхода на сцену Московского театра эстрады и миниатюр. Татьяна Пельтцер перешла на бытовые роли в маленьких пьесах: управдом, молочница, банщица, нянька и др. Юмор и комедия стали ее стихией, здесь раскрылся талант актрисы. Расцвет карьеры Татьяны Пельтцер связывают с работой в Московском театре Сатиры, где она работала в 1947-1977 годах. Здесь она сыграла великое множество разных ролей, получила все свои почетные звания, стала первой народной артисткой СССР.

Первая значительная роль Татьяны Пельцер в кино – Плаксина в драме «Простые люди», 1945 года. Всесоюзную известность актриса получила после игры роли Лукерьи Похлебкиной в спектакле «Свадьба с приданым». Спектакль сняли на пленку и пустили по кинотеатрам. Пельтцер сыграла настолько убедительно, что после того, как эта постановка была экранизирована в 1953 году, зрители еще долгое время писали артистке письма с советами, как ей избавиться от алкоголизма.

После выхода фильма «Солдат Иван Бровкин» ее окрестили «матерью русского солдата», затем – «главной кинобабушкой советского экрана». Действительно, зрителям Татьяна Пельтцер наиболее запомнилась в ролях всевозможных бабушек. В такой роли она и покорила жюри Венецианского кинофестиваля в фильме «Приключения желтого чемоданчика» (1970 г.) Эксцентричная бабушка в фильме лихо отплясывала на крыше, перелезала через забор, ездила на крыше автобуса!

Татьяна Пельтцер очень много снималась в кино, часто в эпизодах, но играла всегда так, что была известна и любима публикой. Озвучивала детские мультфильмы, киножурнал «Ералаш». С возрастом количество ее ролей не уменьшалось, а увеличивалось, раскрывались разнообразные грани таланта. Театр и кино были одинаково любимы актрисой.

За 45 лет Татьяна Пельтцер сыграла десятки милых и симпатичных бабушек, уборщиц и сторожих. Одна из последних сыгранных ее ролей была в пьесе без слов «Поминальная молитва». Так как она потеряла память, реплики за нее говорил Александр Абдулов. Несмотря на это, зрители ее обожали, каждый выход актрисы на сцену продолжался длительными аплодисментами зала.

Режиссер Марк Захаров рассказывал:

«Татьяна Ивановна служила для нас живым примером стародавнего подвижничества и святой любви к сценическим подмосткам. Качества, увы, ныне дефицитные. Халтуры не терпела. Любила и тянулась к молодым. Стремилась приобщить новую актерскую генерацию к могучим ценностям российской театральной культуры. Ее прощальная работа – роль, специально написанная для нее Григорием Гориным, в спектакле «Поминальная молитва». Она появлялась в финале, ненадолго, ей было далеко за восемьдесят, но мы безумно радовались, ликовали зрители, и многие действительно не стеснялись слез, понимая, что прощаются со старым русским театром. Татьяна Ивановна Пельтцер была великой и истинно российской актрисой».

Послушайте сегодня рассказ «Романтика» из книги «Единственный свидетель» Л.С. Попова-Ленча, читает Татьяна Ивановна Пельтцер (запись 1951 г.):

🔈 http://ргафд.рф/callendar/06-05-2024

#звуковойкалендарь #ргафд #татьянапельтцер #пельтцер #актриса #рассказ

🔔 Подписывайтесь на другие соцсети Архива фонодокументов:

ТелеграммОдноклассникиВКонтактеYouTube

-2
Российский государственный архив фонодокументов располагает широким диапазоном звуковых материалов. В рубрике «Звуковой календарь», мы будем знакомить вас с разнообразием хранящихся в архиве документов.