Александр Сергеевич Пушкин как чарующее явление русской культуры заслуживает к себе внимания всегда и везде. Он личность вне времени и пространства. В честь 225-летия со дня рождения главного нашего представителя "золотого века" российской культуры хотелось бы затронуть роль литературы и искусства в жизни нашего современного общества.
Одним лишь взором охватывая современные тенденции искусства, поражаешься тому, насколько животрепещущие темы поднимал в своих стихах "возвышенно и чисто" Александр Сергеевич Пушкин. Именно они новым взглядом и открываются в творчестве современных поэтов.
Они, как всегда, поднимают вопросы, волнующие человека. Человек - порождение мира природы, и он не оторвался от этого мира и сейчас. В природе он находит истоки ритмичного движения, симметрии, пропорциональности. Находит он их в форме и окраске цветов, в пени птиц, мерном накате волн.
Буря - А.С. Пушкин
Ты видел деву на скале
В одежде белой над волнами,
Когда, бушуя в бурной мгле,
Играло море с берегами,
Когда луч молний озарял
Её всечасно блеском алым
И ветер бился и летал
С её летучим покрывалом?
Прекрасно море в бурной мгле
И небо в блесках без лазури;
Не верь мне: дева на скале
Прекрасней волн, небес и бури.
С первых шагов человека по земле искусство с ним неразлучно. Потому что оно - не внешнее украшение, а потребность человеческой жизни, иногда, особенно в далекой древности, - практическая потребность. Наблюдая прекрасное в природе - ритм, пропорциональность, гладкую поверхность и богатство красок, - человек переносил это на предметы своего творчества и создавал то, чего нет в природе. Творя по законам красоты, человек как бы утверждает свое могущество, господство над природой.
В современном прекрасном мире человек, находя истоки в природе, научился вычленять необходимую степень полезности от свойств природы для устроения своего блага. И эта практическая потребность человека - находить везде удобство, отражается в искусстве. Чтобы было удобней и эффективнее взаимодействовать с природой и миром человеку ныне требуется быть "техничней". Когда-то очень давно более всего в поисках гармонии с миром преуспели греки. В своем лексиконе они стали использовать слово "технэ". В Древней Греции оно обозначало все виды труда, то есть и ремесло, и искусство.
Доктор философских наук, профессор А.И. Новиков, в своем публицистическом труде о роли искусства в жизни людей подчеркивает, что и в более поздних языках - английском и французском - слово "искусство" имеет общий корень со словом "ремесло". В русском языке оно также употребляется в разных значениях. Рассмотрим отдельные.
На Руси с давних пор народных умельцев называли ремесленниками. Они обозначались словами «ремественник» или «художник», «хитрец» (искусник), но наиболее употребительным было слово «мастер». Мастерами называли не только ремесленников, но и архитекторов, живописцев и специалистов ратного дела.
В общественной мысли существуют представления:
1. Об искусном полководце. Он не послал свое войско на открытую местность прямо под пули и снаряды противника. Расположил солдат на флангах - по оврагам и пригоркам, - втянул вражеские войска вглубь, создав малыми силами видимость удара с двух сторон.
2. Об искусстве водителя машины. Он смел и уверен, но в разумных пределах. И осторожен там, где нужно. Его руки на руле, ноги на тормозах, глаза быстро сцепляют в одно целое и показания приборов, и изгибы дороги. Он как бы одно целое с машиной.
3. Об искусном токаре. Фреза, выточенная в умелых руках, похожа на розу. Искусством люди называют далеко не всякое умение хорошо работать, а только такой труд, в котором, кроме знаний и навыков, содержится творчество.
4. Об искусстве писателя, поэта. Здесь часто обращают внимание на эстетику языка, набор выразительных средств. Конечно, понятия прекрасного и возвышенного присущи не только искусству как художественному творчеству. Эти качества свойственны и труду, и человеческим поступкам, и воинскому строю. Всем явлениям в мире. Но особенно надо выделить искусство. Ведь токарь обтачивает деталь для определённой цели. То, что эта деталь гармонична, по-своему красива, у нее безукоризненно чистая поверхность,- это все же не главное в ней. Главное, что она полезна, - в быту, на производстве. А для искусства эстетическая сторона произведения как раз и является характерной. Без неё попросту нет искусства, любого его вида.
Чужая цель
Ты бежишь навстречу счастью
Ветра вольного быстрей
По ухабам сквозь ненастье
По дороге не своей.
Ты стремителен и духом
Твёрже, чем любая сталь.
Слухом, зрением и нюхом
Изучил чужую даль.
И познал, и даже понял,
Что там, где там и по чём.
Цель нашёл на небосклоне.
Путь, конечно, обречён
Весь быть пройденным ногами
И остаться позади.
Страсти бешенное пламя
Разгорается в груди.
И несёшься прямо к цели
Чёткой, яркой, не своей.
Ты достигнешь. В самом деле.
Овладеешь, точно, ей.
Но счастливее не станешь
Счастьем славным, но чужим.
Хватит! Душу не обманешь.
К чьей-то цели не спеши!
(с) Дмитрий Шнайдер
Человека всегда в поэзии больше завораживает сочетание силы слова и эмоционального впечатления. Такой образ создается чаще в современном сознании. Есть у него цивилизационная потребность - охватить весь весь мир своей культуры, не оставив ни капли на размен обыденности и скептицизму.
Гармония царит в природе, и этого желает себе и современный человек. Для него реалии достижения счастья лежат уже не столько в освоении природы, сколько в достижении гармонии души и разума. И в этом заключается всё очарование жизни, которое закладывается в современную культуру.
Для древних же греков очарование миром заключалось в гармонии космоса. Космос для грека - это порядок вещей, который наблюдается человеком, и этот порядок содержит прекрасное. Для грека прекрасное устройство мира - это и искусность как совокупность знаний и навыков, ремесло как таковое (техне), и красота тела и души через воплощение прекрасного (калокагатия), и воспитание как формирование самостоятельной развитой личности (пайдейя), и воинская доблесть как главная добродетель мужчины (дике), и очищение организма в целом как оздоровление тела и души (катарсис). Всё было заключено в понятии космос, в том числе природа и сам человек.
Искусство мастера боится
В информационном поле современных ориентиров искусство предстает могучим орудием передачи практических (утилитарных) целей. Они необходимы в достижении удобства жизни. Потому стремление к удобству - это и тема, и цель для современной поэзии.
Эстетика языка современных авторов очень хороша, но реализуется "не такими как раньше" (как у А.С. Пушкина) поэтическими средствами.
Отрывок из стихотворения А.С. Пушкина - Пророк
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый Серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье...
Весь гений Пушкина в том и состоит, что он достиг в своей искусности предела в использовании выразительных средств языка. Язык его пределен, но не избыточен, - вот суть вопроса проявления мастерства.
Если сравнивать прозу и поэзию, то в рамках современного мировосприятия на первый план выходит понятие "избыточность текста". Информационная способность стихов в 1,5 раза больше, чем у текста в прозе. То есть сообщение в 150 строк может быть передано 100 (ста) стихотворными строчками. Этот факт объясняется тем, что стих допускает большую свободу в выражениях и большую образность, чем проза. Эти качества стиха и обеспечивают ему большую выразительность, позволяющую при одном и том же количестве символов передать больше информации.
Академик Андрей Николаевич Колмогоров (1903-1987) - советский математик, один из крупнейших математиков мира в XX веке, один из основоположников современной теории вероятностей, - установил, что информационное содержание стихов А.С. Пушкина очень близко к пределу. По его мнению, информационная способность русского языка вообще в произведениях А.С. Пушкина очень высока, а современных же поэтов - существенно ниже. Техничность и прагматизм берут свое.
У Пушкина емкость стихов и виртуозность применения языковых средств предельно высока.
Искусство в мастерстве - мастерство в искусстве
С гордостью мы отмечаем, что современный русский литературный язык начался с Александра Сергеевича Пушкина. Неоспоримый факт, что проявлением своего таланта Александр Сергеевич сблизил литературный язык и самобытную народную разговорную речь. Именно он превознес в веках богатство и гибкость русского языка.
От многоречия отрекшись добровольно,
В собранье полном слов не вижу пользы я;
Для счастия души, поверьте мне, друзья,
Иль слишком мало всех, иль одного довольно.
Именно А.С. Пушкин сумел объединить в своих произведениях все самое лучшее из национальной и мировой литературы. В своих произведениях он старался выражаться максимально точно и ясно, без второстепенного, но с потрясающей выразительностью. Именно благодаря таланту А.С. Пушкина, русский язык поднялся до уровня великого национального и мирового языка. В том и состоит великое мастерство поэта и его заслуга перед будущими поколениями.