Итальянское палаццо на набережной Невы. Все интерьеры и обстановка - подлинные. Все эти стены, ступени, люстры, зеркала помнят своих знатных владельцев. Сегодня зайти в этот дворец может каждый - чтобы окунуться в атмосферу великокняжеского величия и тонкого вкуса и познакомиться с историей замечательной семьи, обитавшей в этих стенах.
При Петре I этот участок на берегу Невы принадлежал контр-адмиралу И.Ф. Боцису.
Шло время, менялись владельцы, которые, конечно, перестраивали свои дома по своему вкусу:
- сенатор И.А. Мусин-Пушкин,
- фаворит Екатерины II А.Г. Орлов,
- вице-канцлер И.А. Остерман,
- генерал-фельдмаршал князь Н.В. Репнин,
- генерал-адъютант и любимый брадобрей Павла I И.П. Кутайсов,
- генерал-интендант Д.П. Волконский, при котором здание стало настоящим дворцом - его называли самым красивым зданием Петербурга.
И это не полный список.
В 1862 этот участок был выделен для строительства дворца великому князю Владимиру Александровичу, третьему сыну императора Александра II.
Автор проекта - архитектор Александр Иванович Резанов, профессор Императорской Академии художеств.
Летом 1867 разобрали стены старого дворца и заложили фундамент нового. Строительство было закончено уже через год, как раз к 20-летию великого князя. Но ещё несколько лет понадобилось на отделку грандиозных интерьеров. Которые были готовы лишь в 1874 - как раз к его бракосочетанию с немецкой принцессой Мекленбург-Шверинской (ставшей великой княгиней Марией Павловной).
Брак оказался счастливым, они вместе прожили в этом дворце 35 лет. Семье Владимира Александровича удалось создать здесь малый императорский двор, где собиралась политическая и художественная элита страны.
Но вернёмся к дворцу. Его фасад строг и довольно прост, он выполнен в стиле венецианского палаццо. К сожалению ремонт набережной не позволил сделать фото с хорошего ракурса.
А вот как изобразил дворец Владимира Александровича художник Альберт Николаевич Бенуа в 1881:
Открываем тяжёлые двойные дубовые двери:
Обратите внимание на ручки:
На первом этаже - если пройти прямо - находятся личные покои Владимира Александровича. Он был президентом Академии художеств. Открывал в провинциальных городах рисовальные школы. Передавал в провинциальные музеи картины лучших художников. Был умным, добрым, прекрасно образованным человеком, хорошим семьянином, по характеру очень отзывчивым и ответственным. По своим обязанностям ему приходилось принимать огромное количество посетителей, поэтому и покои его располагались на первом этаже.
В эти покои мы не попали, потому что не записались заранее на экскурсию. Мы просто зашли сюда и походили там, где нам позволили.
Поэтому поворачиваем налево и попадаем на потрясающей красоты лестницу, ведущую на второй этаж, где располагались парадные помещения:
Две китайские вазы установлены в советское время - это сразу чувствуется, потому что они сильно выбиваются по стилю из общего оформления фойе. При Владимире Александровиче здесь стояли два чучела медведей: великий князь любил охоту.
Когда мы поднялись ещё на один лестничный пролёт, у нас и вовсе перехватило дыхание:
Зеркала, расписанные цветочными композициями, были заказаны в Италии у художника Тито Келацци. Росписи никогда не обновлялись и дошли до нас в оригинальном виде. А венчает всю эту красоту плафон, расписанный самим В.В. Верещагиным:
Вторая часть лестницы изогнута:
И ведёт к танцевальному залу. Интерьер сохранён, но был приспособлен под нужны Дома учёных: появились сцена и ряды стульев.
Мы повернули на половину хозяйки дома великой княгини Марии Павловны. Зелёная гостиная, или опочивальня, выполнена в стиле гризайль и украшена растениями и картинами.
В этот жаркий летний день окно во внутренний двор было по-домашнему открыто и шторы колыхались от лёгкого ветра:
Это помещение интересно тем, что здесь находился тайник, где хранились семейные драгоценности. В том числе знаменитая Владимирская тиара из 15 перевитых колец, усеянных бриллиантами, которая сейчас принадлежит английской королевской семье, свадебный подарок Владимира Александровича (на фото выше Мария Павловна запечатлена как раз в этой самой тиаре - она знала толк в драгоценностях и умела их носить).
После революции драгоценности помог вывезти из России английский дипломат. В 1921 дочь Марии Павловны продала тиару английскому двору. Её очень любила Елизавета II. Она носила тиару с жемчугом, иногда меняя его на изумруды, или вовсе без подвесок. Вот такая история.
Ещё одна комната покоев Марии Павловны сейчас используется как выставочное помещение:
Зимний сад играл в этом палаццо роль итальянского дворика. Здесь было выполнено двойное остекление, между рамами установлены трубы отопления, в результате круглый год росли и цвели экзотические растения - пальмы, магнолии, олеандры:
Тяжёлая громоздкая резная мебель в стиле барокко дополняет эффектный зимний сад:
Дворец был оборудован всеми современными удобствами: лифтом, отоплением, вентиляцией. В 1884 появился телефон. В 1888 было проведено электричество. Между кабинетом Марии Павловны и детскими комнатами была проложена труба, по которой можно было разговаривать.
Поскольку Владимир Александрович увлекался живописью и неплохо рисовал, то во дворце была собрана большая коллекция картин русских художников: И.Е. Репина, В.И. Сурикова, Н.И. Крамского, Ф.А. Васильева, И.К. Айвазовского. Он позволял студентам академии приходить и их копировать.
Именно Владимир Александрович заказал И.Е. Репину картину "Бурлаки на Волге", и когда картина была готова, то выторговал её у Третьякова, и висела картина в этом дворце.
Он считал искусство делом государственного значения. Считал управление Академией искусств главным делом своей жизни и старался выполнять это дело, возложенное на него императором, как можно лучше.
Была во дворце также и библиотека, причём двухэтажная (мы её не увидели, к сожалению). Он с детства много читал. Зная страсть сына к чтению, Александр II завещал свою библиотеку именно ему.
А для богатейшей коллекции вин во дворце был создан специальный погреб.
Всего во дворце великого князя Владимира Александровича было 356 комнат. Сейчас есть доступ лишь в некоторые из них.
После смерти Владимира Александровича в 1909 дворцом владела его жена Мария Павловна. Она же возглавила Академию художеств.
После революции здание было национализировано. В 1920 Мария Павловна покинула Россию. В этом же году Владимирский дворец заняла Петроградская Комиссия по улучшению быта учёных, которую возглавлял А.М. Горький. Вскоре учреждение стало называться Домом учёных. Который работает в этих стенах по сей день. И спасибо его сотрудникам, которые так заботливо сохранили эти прекрасные интерьеры в их первозданном виде.
Мы покидаем этот тёплый красивый дом с намерением обязательно сюда вернуться и исследовать его более основательно. А заодно и пофотографировать фасад, ведь ремонт набережной скоро закончится)
Адрес: Дворцовая наб., д. 26.