Наши подписчики прислали много историй про армию, публикую некоторые из них:
**
В середине 1980-х Аэрофлот переживал "эпидемию" храпа. Не в том смысле, что спали и храпели; а в том, что играли в в эту несложную, но очень азартную игру. Играли все - от курсантов в авиационных училищах до солидных командиров Ту-154.
Это было хуже эпидемии - невозможно было поехать на учёбу в УТЦ (учебно-тренировочные центры) - там "храпели" прямо на занятиях! Храпели на переменах, в общежитиях и на тренажёрах!
А что творилось в небе... Как сейчас помню - с земли заглядываю в кабину штурмана Ту-134, чтобы узнать - отключать наземку или ещё рано. А он, уже раздетый до трусов (лето было очень жарким), сидит ко мне спиной и через шторку, отделяющую его отсек от остальной кабины; играет в храп с остальным экипажем. А на мой стук нетерпеливо машет рукой - не мешай! Тут серьёзные люди делом занимаются! Пилоты бывали иногда заняты...
**
В 1977 году меня, пилота ГА, призвали на сборы в Ситал-Чай летать на МиГ-17. Я прошёл ВЛК дома, а кто не проходил, те проходили в части. Анализы ездили сдавать в Насосный, это всего в 18 км. Набился полный автобус, все хотели посмотреть МиГ-25, которые базировались в Насосном.
Мы были в солдатской форме, но с офицерскими погонами. Погоны и петлицы были пехотные, времён войны; с малиновыми просветами; но с лётными птичками. В ТЭЧ осмотрели весь МиГ-25.
Во время осмотра подъехал заправщик. Но не с керосином, а со спиртом. Ребята скромно попросили налить спирта. Не отказали, пожалуйста, но смогли найти только ржавую банку из-под томатной пасты. На следующий день поехали с 3-х литровыми банками, бидонами.
И снова налили спирта, но при посадке в автобус возле КПП их заметили офицеры с округа. Был скандал. Требовали сказать, кто налил спирта, но наши молчали как партизаны. В последний раз ездили на третий день, но тогда уже не налили.
**
На первых Ан-10 винты увеличивали шаг (вплоть до флюгерного положения) за счёт давления масла, а на малый шаг (торможение) переходили при снижении давления. Лопнул (пережгло пожаром) патрубок между винтом и клапаном - винт развернулся поперёк потока.
Били и винты обратного действия (давлением шаг уменьшался) - но там сбой приводил к быстрой остановке двигателя; что на этапе взлёта было опаснее винта не в неправильном положении.
Винты, не требующие поддержания давления для сохранения заданного шага, появились позже. Зато они реально повысили безопасность (теперь шаг винта фиксировался муфтой. К тому же на таких винтах стали ставить отдельный флюгерный насос, который при открытии клапана (от кнопки в кабине или от центробежного механизма, реагирующего на снижение оборотов двигателя ниже допустимого) качал гидрожидкость на увеличение шага, если винт вращался).
**
Ан-10 - несчастливый самолёт. При разработке машины Антонов решил строить сразу два самолёта на одной базе - Ан-10 пассажирский; Ан-12 военно-транспортный. Идея оказалась неудачной. Военный Ан-12 получился замечательным, летал в ВВС 40 лет, сейчас летают последние.
А вот Ан-10 получился проблемным - после страшной катастрофы, когда самолёт просто развалился в воздухе, погубив всех пассажиров и экипаж; его с эксплуатации сняли. Мне довелось на нём однажды лететь. Мы с мамой летели из Анапы. Тогда аэродром был ещё грунтовым... Машина медленная, по дороге до Москвы сосчитала все воздушные ямы.
Читайте также: Заметка о том, как пограничник вернулся из армии
Присылайте свои истории про армию, также прошу подписаться на мой канал, дальше будет интересно! Делитесь статьёй в социальных сетях и ставьте лайки.