У меня есть приятель Иван, которому жизнь преподнесла огромный сюрприз - рождение в богатой семье. К 18 годам у него было все: машина, квартира, учеба в самом престижном университете, а также помощь в устройстве на работу - всё это получил Иван по праву рождения.
Однако, на моменте обучения в высшем заведении Ваня уже пристрастился к алкоголю, а поэтому на своей первой работе он продержался лишь несколько дней. Снова помогли родители, ему удалось найти новое место, но и тут не повезло. Так продолжалось много раз. Разочарованный неудачами Иван впал в депрессию, а любимые напитки лишь подогревали её. Сейчас Ване 36 лет, из них последние 15 приходятся на полное содержание родителями, которые он ласково называет "самопознание".
Другой приятель, Михаил, был воспитан матерью-одиночкой в небольшом городке на востоке России. Ему не составило труда поступить в хороший университет, который он окончил на отлично, после чего перебрался в Петербург. Я познакомилась с ним, как с владельцем агенства недвижимости и обладателем пяти квартир в центре Питера.
Проанализируем ситуацию с точки зрения психологии. Сразу хочу отметить, что крайностей не бывает, не существует аксиомы, которая гласит, что "если ребенок рожден в богатой семье и с раннего возраста получал все, то его ждет депрессия и вечные поиски себя" - нет, это не правда. Так же как и не правда, что "все дети рожденные в малообеспеченных семьях становятся успешными". Тогда в чем же дело?
Фундаментом целеустремленности и опоры является волевая регуляция - развитие воли. А развивается она только через действия, через усилие, через преодоление препятствий. В случае, если она слабая, человеку будет тяжело освоиться и найти себя в жизни. Если фактор силён, то и пробиться будет гораздо проще.
Из этого и получается, что Иван не сумел развить волевую сенсорику, так как родители обеспечивали его на всех этапах развития личности, они не давали ему возможности сталкиваться с вызовами мира, смотреть в лицо трудностями и разрешать их. А ведь можно быть очень богатыми, но давать детям почву на то, чтобы взращивать себя как сильную личность: формировать правильную мотивацию, приучать к труду, учить зарабатывать и прочее.
Но в случае Ивана этого не случилось и на выходе получился безработный слабовольный человек, пристрастившийся к антидепрессантам.
В свою очередь Михаила сама жизнь подталкивала на развитие воли. Хотя на старте и у него была слабая волевая регуляция. Посудите сами: стараясь обеспечить едой себя и мать, он ещё мальчишкой работал и добивался поставленных целей. Поступая в университет, Михаил ночами занимался, чтобы не обременять родителя высокой ценой обучения. Приехав в Питер, он продолжил развиваться и работать, а теперь радуется видом с квартиры на реку Мойку.
В жизни есть много примеров детей, обеспеченных богатыми родителями, которые не смогли зайти в уходящий вагон реальной жизни, потому что родители просто не дали возможности проявить себя, действовать, решать проблемы, прилагать усилия, а наоборот бесполезно оберегали от трудностей и невзгод. А уже во взрослом возрасте дети вышли в реальную жизнь и столкнулись с тем, что не могут вынести любую сферу, где нужно проявить стойкость и показать наработанные навыки.
Наделяя бездумно детей всеми материальными благами: новыми машинами, огромными деньгами, бизнесами, стоит задуматься, не оказываете ли вы своему ребенку медвежью услугу?